Сценарий игры "Умники и умницы"
план-конспект занятия (7, 8 класс) на тему

Кириченко Татьяна Алексеевна

  

 Интеллектуальная игра  приурочена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.   Целевая аудитория: обучающиеся  5-8 классов. Сценарий разработан для третьего тура  игры   «Жили-были девочки …. русская девочка Таня Савичева  и еврейская девочка Анна Франк»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_igry_umniki_iumnmtsy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

«Жили-были девочки ….

русская девочка Таня Савичева  и еврейская девочка Анна Франк»

                                 

   Кириченко Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

 1 категории

«Жили-были девочки ….»

    Игра приурочена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Целевая аудитория: обучающиеся  5-8 классов

Оборудование: вопросы для 1 и 2   туров, звёздочки, презентация с вопросами для игры в 3 туре, аудиозапись песни

Приложение с вопросами  для первого о второго туров, текст стихотворения С.Смирнова «Таня Савичева», оценочный лист игры в 3 туре.

Игра проходит в три тура:

Первый тур посвящен биографиям Тани Савичевой и Анны Франк. Ученики самостоятельно находят и  изучают необходимую информацию.

Участники – классы в полном составе.

Второй тур для победителей первого тура, посвящен дневниковым записям девочек.

В третий тур  ориентирован на  победителей второго тура и проходит в форме телевизионной игры «Умники и умницы». Игру оценивает жюри – преподаватели литературы.

 

3 тур интеллектуальной игры «Умники и умницы»

«Жили- были девочки…

русская девочка Таня Савичева и еврейская девочка

 Анна Франк»

Цели:

1. Развивающая: формировать навыки учебной деятельности у детей:   выполнять поставленную умственную задачу; развивать образное и вариативное мышление, воображение, формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать память, внимание, воображение.

2.Воспитательная: воспитывать любовь к родине, патриотизм,   дружеские взаимоотношения между детьми, приучать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний,

 Вступительное слово:

     27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. День был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 2005 году.  27 января 1945 года  узники нацистского концлагеря в Освенциме были освобождены советскими войсками.

    Этот день  является  памятным днем и российского календаря. 27 января 1944 года  -  День воинской славы России, День снятия блокады Ленинграда. (слайд2)

    Объединяет эти два события   война. Миллионы людей погибли мучительной смертью от рук фашистов, миллионам  жизней не дали состояться фашистские палачи.

    Самыми беспощадными и правдивыми свидетельствами войны являются два дневника – русской девочки из блокадного Ленинграда Тани Савичевой и еврейской девочки из оккупированного немцами Амстердама Анны Франк.

( слайд 3)

   Их жизнь на земле была очень коротка, но память о них в сердцах людей должна быть вечной.   Вы, познакомившись с жизнью Тани Савичевой и Анны Франк, прочитав их истории или дневники, или   просто задумавшись о них на мгновенье,   придали Смысл их жизни. И их смерти. А это для девочек было самым важным.    

Наша игра посвящена дневниковым записям этих  девочек.

  1. Отборочный тур.  Выявление игроков для дорожек. (вопросы на слайдах 5-18)

1. Оком идёт речь?

«… Это была золотая девочка. Любознательная, с легким, ровным характером. Очень хорошо умела слушать. Мы ей все рассказывали — о работе, о спорте, о друзьях"

Ответ: Таня Савичева

  1. «У меня чудные, добрые родители, шестнадцатилетняя сестра и наверно, не меньше тридцати знакомых или так называемых друзей. У меня уйма поклонников, они глаз с меня не сводят, а на уроках даже ловят в зеркальце мою улыбку. У меня много родственников, чудные дяди и тети, дома у нас уютно….»

Кто написал эти строки?

(Ответ: Анна Франк)

  1. Это была большая дружная семья, в которой любили выходные проводить вместе, приходили к ним и дяди, жившие этажом выше.

О какой семье идёт речь?

Ответ: Семья Савичевых.

4. Кем были родители Тани Савичевой?

                                Ответ: пекарь и белошвейка 

5. Где Савичевы планировали провести лето 1941 года?

Ответ: В деревне Дворищи

     6. Её отец был офицером в отставке, а мать – домохозяйка. О ком идёт речь?

        Ответ: Анна Франк

   7. Где скрывались Франки во время войны?

                    Ответ: В убежище фирмы «Опекта»

 

8. У Тани был когда-то настоящий дневник. Толстая общая тетрадь в клеенчатой обложке, куда она записывала самое важное, что происходило в ее жизни. Она сожгла дневник, когда нечем стало топить печку. Почему Таня не сожгла и блокнотик сестры, в котором после будет делать скорбные записи?

Ответ: Сжечь блокнотик, видимо, не смогла, — ведь это была память о сестре”.

9. Соседи сварили кота. И мама сказала строго: «Мы нашего Барсика резать не будем». Что случилось с этим котом?

              Ответ: он исчез, видимо съели другие

10. Какие две  болезни распространились в блокадном Ленинграде?

   Ответ: цинга и алиментарная дистрофия. 

 11. Чем отапливались квартиры в блокадном Ленинграде?

                                                 Ответ: печка-буржуйка

 12. В каком лагере находились Анна Франк и её сестра в последний год жизни?

            (Ответ: Берген-Бельзен)

13. После очередной записи Таня прячет  блокнот  в украшенную палехской росписью шкатулку, в которой хранятся семейные реликвии. Какие?

(Ответ: мамина фата и венчальные свечи. Вместе с ними лежат свидетельства о смерти родных)

14. Кто снабжал обитателей убежища, в котором скрывались Франки, продуктами, медикаментами и новостями из внешнего мира?  

( Ответ: две сотрудницы «Опекты», сочувствующие семье Франков — Мип Гиз и Элизабет Фокстейл)

Игроки отборочного тура, первыми набравшие по три звезды, проходят на дорожки.

2.Представление игроков  (ФИ, класс)

Конкурс красноречия. Чтение наизусть отрывка из стихотворения  С.Смирнова  «Таня Савичева»

                  (Жюри оценивает выступление игроков по пятибалльной системе)

3. Игра на дорожках. Выбор игроками дорожек. (слайд 21)

 Зелёная дорожка. Ответ на 4 вопроса с возможностью двух ошибок.

Жёлтая  дорожка. Ответ на 3 вопроса с возможностью 1 ошибки.

Красная дорожка.  Ответ на 2 вопроса без ошибок.

Зелёная дорожка: (вопросы на слайдах 22-30)

1. Суп из обоев, компот из засушенных от моли апельсиновых корок, студень из кожаных колодок. Блокадное меню. Таня, спрятав в варежку хлебные карточки, стояла в бесконечной очереди в булочную на Васильевском острове, когда-то принадлежавшую отцу.  

Какова была норма хлеба для детей?            

(Ответ: 125 гр.)

Жёлтая  дорожка:

1. Состав блокадного хлеба: Мука ржаная дефектная – 50%, соевая мука – 5%, отруби – 5%, жмых разный – 10%, солод – 10%

Вспомните, что еще входило в состав блокадного хлеба?

 ( Ответ: 5% - обойная пыль, 15% - целлюлоза.)

Красная дорожка:   

1.   В блокнотике на странице с буквой "Б" Таня пишет: "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г", хотя в свидетельстве о смерти, выданном в райсобесе Марии Игнатьевне - Таниной маме, стоит другое число - 1 февраля

Почему?

 (Ответ: Бабушка попросила не хоронить её сразу, чтоб родные могли до конца месяца получать на неё хлебные карточки)

Зелёная дорожка:

2. Вспомните откуда эта фраза, и когда она была написана?

«Надеюсь, что я все смогу доверить тебе, как никому до сих пор не доверяла, надеюсь, что ты будешь для меня огромной поддержкой».

                    (Ответ: Анна Франк,  первая запись в  дневнике   12 июня 1942 г.)

Жёлтая  дорожка:

2. О чем вспоминает Анна Франк:

«На мне было две рубашки, две пары чулок, три пары трико и платье, а сверху — юбка, жакет, летнее пальто, потом мои лучшие туфли, ботики, платок, шапка и еще всякие платья и шарфы. Я уже дома чуть не задохнулась, но всем было не до этого.»

(Ответ: Сборы в убежище)

Красная дорожка: 

2.  Как и все люди, обитатели убежища о чём-то мечтали.  

Марго и Герман Ван Даан больше всего мечтают о ванне, наполненной до краев. Августа Ван Даан первым делом съела бы пирожных. Дюссел мечтает о встрече с Шарлоттой. Эдит Франк выпила бы чашечку кофе. Отто Франк навестит своих друзей, Петер пойдет в город и в кино.

А о чём мечтала Анна?

(Ответ: Анна мечтает снова пойти в школу и встретить своих друзей. В будущем она хотела бы стать писательницей и опубликовать книгу «Убежище». Но не все мечты сбываются).

Зелёная дорожка:

3. 4. 6июня 1944 г.

«Неужто близиться долгожданное освобождение, освобождение, о котором столько говорили, не слишком ли это прекрасно, не слишком ли похоже на сказку, чтобы стать реальностью? Пока мы еще этого не знаем, но надежда рождает жизнь, она возвращает нам мужество, возвращает нам силу».

По этому отрывку из дневника можно сделать вывод, в чем главная идея произведения. Так в чём же эта идея?

                        (Ответ: Главная идея – надежда, которая придавала силы)

Жёлтая  дорожка:

3.Дядя Вася (Дядя Тани  Савичевой) произнёс однажды, когда уже был очень слаб, такую фразу: « У йомфру Андерсен, в подворотне направо, можно приобрести самый лучший саван»

К чему эта фраза? Что такое саван?

                                   (Ответ: Саван – белое одеяние для умерших. Умерших в блокадном Ленинграде заворачивали в ткань и отвозили в …)

Зелёная дорожка:

4. Анна пишет: « Вся наша жизнь проходит в страхе. Йоппи всегда говорит: «Боюсь за что-нибудь браться — а вдруг это запрещено?»

Какие запреты распространялись на евреев?

(Ответ:  Евреи должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти и притом в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр — никаких развлечений! Запрещалось заниматься плаванием, играть в хоккей или в теннис, — словом, спорт тоже был под запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше).

Жюри подводит итоги.

Награждение игроков дипломами.

На этом наша игра заканчивается. Спасибо всем за игру!

Приложение.

1. Вопросы первого тура интеллектуальной игры «Умники и умницы»

                                    Биография Тани Савичевой и Анны Франк.

  1. Кем по профессии был отец Тани Савичевой? Какое предприятие совместно с братьями он открыл в 1910 году?
  2. Как звали маму Тани, кем  она работала?
  3. Сколько детей было в семье Тани?
  4. Сколько лет было Тане, когда началась Великая Отечественная война?
  5. Как звали старшую сестру Тани, где она работала?
  6. Где и кем работала сестра Нина?
  7. Когда был день рождения бабушки Тани, сколько лет ей исполнилось?
  8. Как дома называли брата Тани Леонида?
  9. Почему Леонида не взяли в армию?
  10. Где планировали провести лето Савичевы?
  11.  К кому отправилась Таня, когда не стало её близких?
  12. Куда определили Таню? Почему?
  13. Где умерла Таня?
  14. Сколько лет было Тане, когда её не стало?
  15. Когда родилась Анна Франк?
  16. Как звали отца Анны? Кем он был по профессии?
  17. Как звали маму Анны? Кем она была?
  18. Сколько детей было в семье Анны?
  19. Как звали сестру Анны?
  20. Где жила семья Анны Франк?
  21. Когда семья Анны укрылась в убежище? Почему?
  22. Как семья Франков добиралось до убежища?
  23. Где располагалось убежище?
  24. Сколько человек укрылось в убежище?
  25. Сколько лет скрывались обитатели  убежища?
  26. Как обнаружили укрывавшихся в убежище?
  27. В какой  лагерь были помещены Анна с мамой и сестрой?
  28. Как Анна избежала газовой камеры?

29.В каком году умерли Анна и её сестра?

30.Кто из семьи Франков остался в жи

Ответы:

1.Пекарь, пекарню «Трудовая артель братьев Савичевых.

2.Мария Игнатьевна, мастер-надомник на швейной фабрике.

3.Пятеро.

4.Одиннадцать с половиной.

5. Женя, в архиве машиностроительного завода имени Ленина.

6. Конструкторском бюро машиностроительного завода имени Ленина.

7. 22 июня 1941 г., 74 года.

8. Лёка

9. Из-за плохого зрения, близорукость.

10. В деревне Дворищи.

11. К племяннице бабушки тете Дусе.

12. Детский дом № 48, чтобы спасти, затем в Панетаевский дом инвалидов, затем в Шатковскую больницу.

13. В Шатковской больнице.

14. 14 с половиной.

15. 12 июня 1929 г.

16.Отто Франк, офицер в отставке, предприниматель, управляющий  акционерного общества «Опекта»

17. Эдит Холендер Франк, домохозяйка.

18. 2

19. Марго Франк.

20. Германии, а затем в Нидерландах.

21. 6 июля 1942 г., от преследования фашистов.

22. Пешком в дождливую погоду, чтобы не привлекать внимания.

23. В  пустующей половине  здания фирмы «Опекта».

24. 8.

25. 25 месяцев (2 года и 1 месяц).

26. По доносу.

27. Вестерборк, затем Освенцим, затем Берген-Бельзен.

28. За несколько месяцев до этого ей исполнилось 15 лет. (в газовую камеру отправляли детей до 15 лет)

29. В марте 1945 (точные даты неизвестны).

30. Отец  Отто Франк

2. Вопросы   2 тура интеллектуальной игры «Умники и умницы»

«Дневники Анны Франк и Тани Савичевой»

1. Кто проживал в красивом доме  на набережной Принсенграхт, 263?                    

2. Чей это адрес?

Ленинград, 2-я линия Васильевского острова, № 13/6

3. Оком идёт речь?

«… Это была золотая девочка. Любознательная, с легким, ровным характером. Очень хорошо умела слушать. Мы ей все рассказывали — о работе, о спорте, о друзьях"
4. Кого родные  называли «клубок противоречий».
5. У Тани был когда-то настоящий дневник. Толстая общая тетрадь в клеенчатой обложке, куда она записывала самое важное, что происходило в ее жизни.  Что стало с этим дневником?                      

6. Когда Таня начала вести свою скорбную летопись?   На какую букву была первая запись?                  

7. Где Таня делала свои скорбные записи?

8. Где Таня  прятала свой дневник? Что ещё помимо дневника хранилось  там?

9. Чем делала Таня записи в дневнике?  

10. Сколько страниц дневника занимают записи Тани?  

11.Где воевал брат Тани Миша?  

12. Анна Франк вела свои записи в форме писем. Кому она адресовала свои письма?                              13. Семья Анны Франк добиралась до убежища пешком.  Могли ли они доехать до убежища на общественном транспорте?  Почему?

14.Как был замаскирован вход в убежище, в котором скрывались Франки?

15. Вставьте пропущенное слово из строчки дневника Анны Франк.

«Мы  ….., и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию….»

16.  Чем увлекалась А.Франк.            

17. Какие школьные предметы Анна не любила?                      

18. Кто снабжал обитателей убежища, где скрывались Франки,  продуктами, медикаментами и новостями из внешнего мира?

19.Что происходило в Освенциме с детьми до 15 лет?            

20. Кто похоронил Таню?  

21. Кто из Савичевых остался в живых?            

22. В 1968 году дневник Тани Савичевой  увековечен в камне на третьем километре Дороги Жизни, является составной частью мемориального комплекса "Цветок Жизни» на Поклонной горе. Кому посвящен этот мемориальный комплекс?

                                                     

3. Стихотворение С.Смирнова  «Таня Савичева»

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.

Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -

Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!

4.                             Оценочный лист игры в  3 туре

ФИ игрока, класс

     

Итог

Отборочного тура

Конкурс красноречия

Макс.5 баллов

 Игра на дорожках

Окончательный итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса « А ну – ка, девочки, а ну, умницы!»

Сценарий конкурса предназначен для 6-8 классов. Использую в неделе технологии....

Сценарий игры "Умники и умницы"

Представлен сценарий математической игры "Умники и умницы"...

Сценарий познавательной игры "Умники и умницы"

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое было проведено в 7 классе в рамках предметной недели. Материал о птицах  предполагает расширение полученных знаний на уроке, развити...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...

Сценарий игры “Умники и умницы”по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” в 8-м классе.

Сценарий игры “Умники и умницы”по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” в 8-м классе....

сценарий игры "Умники и умницы"

игра по станциям для детей 7-10 лет, посвященная празднику 8 марта...

Сценарий внеклассного мероприятия по ИЗО в 7 классе: Игра «Умники и умницы»

Цель:Закрепить и расширить знания учащихся об изобразительном искусстве, а также оживить процесс приобщения к миру прекрасного.Задачи:1.     Закрепить знания учащихся по основным р...