Программа кружка: "Лекарственные растения вокруг нас"
рабочая программа (9 класс)

Шаронова Светлана Владимировна

Программа кружка для учеников 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya_vokrug_nas.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

      Мир растений огромен и разнообразен и оказывает воздействие на все без исключения сферы жизнедеятельности организма человека.  Опыт использования растительных средств профилактического и лечебного плана насчитывает тысячелетия. И это не удивительно. Растения, как ведущий компонент питания человека, естественно включается в его метаболизм, оказывают активное влияние на все его органы и функциональную активность. Отсюда и твердое утверждение многих исследователей растений, что «в природе нет болезней, против которых в растительном мире не образовались бы десятки целебных веществ». (Нуралиев Ю. 1988) Характерный пример – энергичные попытки найти растительные, природные средства для лечения трагической болезни нашего времени – СПИДа, предпринимаемые во многих странах мира. В последние годы интерес к лечению лекарственными растениями (фитотерапии) значительно возрос. Этому во многом способствует наличие многочисленных побочных явлений, осложнений при проведении терапии многими современными сильнодействующими синтетическими средствами. Современному человеку в быстром ритме жизни проще и легче выпить таблетку и получить практически мгновенный результат при наличии каких-то симптомов болезни или недомоганиях. Ему не хватает времени, чтобы приготовить экстракты, отвары или настои лекарственных растений и определенным образом применить их. А ведь многие растительные средства комплексного характера обладают целым рядом преимуществ в сравнении с синтетическими препаратами. Это и низкая токсичность или отсутствие таковой, мягкость действия и возможность, в связи с этим, весьма длительного их использования без опасности побочных действий. Все больше рекламируются и появляются в продаже косметические средства на основе экологически чистых и безопасных растительных веществ; все больше говорят о пользе здорового питания, неотъемлемым элементом которого является растительная пища; на телевизионных экранах можно видеть ряд программ, посвященных использованию растений в различных областях нашей жизни.

   Таким образом, роль растительного мира в жизни человека трудно переоценить. Человек должен выступать не покорителем природы, а вдумчивым, осторожным участником единого  на нашей планете Земля процесса, название которому – жизнь.

Пояснительная записка

   Программа кружка «Лекарственные растения вокруг нас» предназначена для учащихся 9-х классов. Предлагаемая программа имеет пропедевтический характер, рассчитана на 34 часа и предполагает использование активных форм обучения – семинары, лекции с элементами беседы, сообщения учащихся, практические работы, игры, а также текущий контроль – в виде тестов и итоговый контроль – защита рефератов. Данные формы обучения способствуют формированию исследовательской деятельности, развивают самостоятельность и творческую инициативу учащихся.

Цель программы:

  • научить определять и правильно применять знания о свойствах растений;
  • научить правилам сбора лекарственных растений;
  • формирование интереса к наукам о растениях и их практическом использовании в различных сферах жизни человека;
  • формирование понятия актуальности данной темы.

Задачи программы:

  • показать необходимость знаний о лекарственных растениях для практического применения их в повседневной жизни;
  • способствовать расширению кругозора учащихся, используя дополнительную литературу и материал;
  • воспитать убежденность в правильности использования лекарственных средств в жизни современного человека.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  1. описывать и объяснять результаты наблюдений;
  2. применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья;
  3. проводить самостоятельный поиск дополнительной информации о лекарственных растениях с использованием различных источников;
  4. оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;
  5. определять растения.

Учащиеся должны знать:

  1. свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений;
  2. правила сбора лекарственных растений;
  3. какие части растения используются в приготовлении лекарственных сборов.

Содержание программы кружка (34 часа)

Тема 1. «ОтЧАЯнная любовь». Биография чая. Производство. Технология переработки. Практическая работа №1 «Чайная церемония». Приобретение и хранение чая. Химический состав чайных листьев. О пользе употребления чая. Практическая работа №2 «Чайная косметология».

Тема 2. «Историческая оранжерея». Новеллы – задачи. Легенды и былины о растениях. Тест «Угадай меня».

Тема 3. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений. Практическая работа №3 «Сбор и первичная обработка лекарственных растений», Практическая работа №4 «Полная обработка и закладка на хранение лекарственных растений».

Тема 4. «Что в имени тебе моем…». Фармакологические свойства отдельных растений. Практическая работа №5 «Приготовление отвара, настоя, экстракта лекарственных трав».

Тема 5. Растения как корректоры физиологических функций, активаторы мышечной и умственной деятельности.

Тема 6. «Свет мой, зеркальце, скажи…». Косметические и парфюмерные свойства. Тест. Практическая работа №6 «Изготовление косметического средства с использованием растений».

Тема 7. «Скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты». Растения в питании человека. Растительная пища на нашем столе. Практическая работа №7 «Приготовление растительных блюд и выявление их пользы для организма человека».

Тема 8. Подведение итогов. Решение экологических задач.

Тема 9. Защита рефератов.

Учебно-тематический план (34 часа)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

«ОтЧАЯнная любовь». Биография чая. Производство. Технология переработки. Приобретение и хранение чая. Химический состав чайных листьев. О пользе употребления чая.

4

Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа №1,2.

2.

«Историческая оранжерея». Новеллы – задачи. Легенды и былины о растениях.

Тест «Угадай меня».

3

1

Беседа. Сообщения учащихся.

Тест.

3.

Сбор, обработка, хранение лекарственных растений.

5

Лекция. Практическая работа №3,4.

4.

«Что в имени тебе моем…». Фармакологические свойства отдельных растений.

4

Семинар. Сообщения учащихся. Практическая работа №5.

5.

Растения как корректоры физиологических функций, активаторы мышечной и умственной деятельности.

4

Беседа. Сообщения учащихся.

6.

«Свет мой, зеркальце, скажи…». Косметические и парфюмерные свойства. Тест. Косметические и парфюмерные средства.

4

Беседа. Игра. Тест. Практическая работа №6.

7.

. «Скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты». Растения в питании человека. Растительная пища на нашем столе.

4

Лекция с элементами беседы. Практическая работа №7.

8.

Итоговое занятие. Решение экологических задач.

4

Решение экологических задач.

9.

Защита рефератов.

1

Конференция. Защита рефератов.

Темы сообщений и рефератов для учащихся:

  1. Из истории чая.
  2. Охрана цветковых растений.
  3. Косметические и парфюмерные средства на растительной основе.
  4. Вегетарианство: «за» и «против». Растения в питании человека.
  5. Растения на страже здоровья.

Литература и другие источники информации:

  • Гаммерман А.Ф., Гром И.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР – М.:Медицина, 1976.
  • Ковалева Н.Г. Лекарственные растения: очерки и фитотерапия. – М.: Медицина, 1971.
  • Литвинов А.В. «История становится ближе»: задачник. – М.: Народное образование, 1996.
  • Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  • Нуралиев Ю. Лекарственные растения. – Душанбе, 1988.
  • Пашинский В.Г. Лечение травами. – Томское изд. 1989.
  • Сало В.М. Из биографии чая. – Биология в школе №8/2006.
  • Свиридонов Г.М. Лесной огород. – М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Свиридонов Г.М. Родники здоровья. – М.: Молодая гвардия, 1986.
  • Турова А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. М.: Медицина, 1974.
  • Учебное электронное издание. Биология 6-11 класс. – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс

Программа факультативного курса  «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5  класс...

Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»

Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...

Авторская программа по экологии "Растения вокруг нас" 6 класс

Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на один год для учащихся 6 классов. Д...

Внеклассное мероприятие: "Комнатные растения вокруг нас"

Внеклассное мероприятие, посвященное  комнатным растениям. В ходе проведения мероприятия детям предоставляется возможность закрепить свои знания, а также получить новую информацию в соревнователь...

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Растения вокруг нас!»

«Растения вокруг нас!»Цель: систематизировать и обобщить знания по царству:  «Растения».Задачи: формировать умение применять знания на практике. Развивать умения быстро  ориентироватьс...

Растения вокруг нас

Внеклассное мероприятие для 5 класса...

Растения вокруг нас

презентация  к внеклассному мероприятию растения вокруг нас...