Конспекты внеурочных занятий по формированию законопослушного поведения
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Буянова Алёна Михайловна

Предварительный просмотр:

Разработка занятия «В гостях у Конвенции»

Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребёнка; формирование правовой культуры.

Задачи: 

  1. познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом по защите прав человека;
  2. развивать мыслительную активность, понимания того, что соблюдение прав ребёнка очень важно; активизировать словарь детей: права, Конвенция, договор;
  3. воспитывать уважительное отношение к правам человека,     желание их выполнять.


Материалы и оборудование: 

  • доска;
  • фон для панно;
  • картинки, иллюстрирующие различные права;
  • макет книги «Конвенция о правах ребенка»;
  • мяч;
  • фломастеры;
  • картинка колобка.

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие. На нем мы с вами будем не одни. К нам в гости пришёл колобок.
(Воспитатель демонстрирует колобка). 
- Сегодня он получил письмо, давайте его прочитаем: « Дорогой колобок, я знаю, что ты очень хороший и добрый малыш, но тебя все обижают – хотят съесть. Я хочу помочь тебе и приглашаю в гости. Конвенция».
(Воспитатель прислушивается к колобку).
- Ребята, колобок предлагает нам всем вместе отправиться в гости. Согласны? Вам хочется узнать конвенцию? А отправимся мы туда на ковре – самолёте. Для того чтобы он полетел, надо сказать заклинание с закрытыми глазами: “О, ковёр-самолёт, отправляйся в полёт. Перенеси нас в гости к конвенции!” А теперь встанем в круг и, пока летим, поиграем. Колобок мне показал игру про своего друга пельмешка. Называется игра «Пластический этюд». Я буду читать стихотворение, а вы, что слышите, то и показываете руками.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко, 
Размешаю тесто ложкой, 
Все с яйцом я перетру, 
Тесто я руками мну,
Разделяю на кусочки, 
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу, 
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю.
Покажу свое уменье –
Вылеплю я сто пельменей!
- Ребята, в этой игре вы использовали свое воображение. Мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все с момента рождения имеем права человека, и они не могут быть отняты у нас. Права – это такие правила, и нужны они для того, чтобы вам всегда жилось хорошо. А ваши мамы и папы, воспитатели, учителя, доктора, милиционеры и ещё много- много взрослых должны выполнять их. 
- Но, к сожалению, в разных странах мира люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. 

(Воспитатель, словно от резкого торможения, наклоняется вперёд). 

  1. Основная часть:

- Что случилось? Поняла. Мы доехали. А вот и наша конвенция. (Демонстрирует макет). 

- Конвенция – это такая книга, которую придумали взрослые дяди и тёти – умные и очень-очень добрые. В ней они записали ваши права. 

(Воспитатель открывает книгу.)

- О, а она пустая. Ребята, а давайте мы запишем ваши права, о которых вы сегодня узнаете. Согласны? 

(Воспитатель прикрепляет колобка в центре.)

- Чтобы нашего колобка больше никто не обижал, он тоже будет иметь права. 
- Главное право, которое имеет человек – это право на жизнь. Дети, а кто вам подарил жизнь? (ответ детей). Жизнь, подаренную мамой, никто не может у вас отнять. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми.
- Вот и наш колобок имеет право на жизнь.

(Кто- либо из детей прикрепляет рисунок рядом с колобком.) 
- Колобок счастлив, что у него появилось право на жизнь. Он предлагает поиграть в игру «Дин – дон».
Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй.
Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
Как зовут котенка? Кис – кис – кис!
Ну а как ребенка?..
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.)
- Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. В Конвенции записано, что каждый ребёнок имеет право на имя.
(Кто- либо из детей прикрепляет рисунок рядом с колобком.) 

- Ребята, как вы думаете для чего человеку нужно учиться? (ответы детей). Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии. В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.
- Колобок наш тоже хочет учиться. Найдите картинку, показывающую право на образование и прикрепите рядом с колобком. Теперь он будет заниматься вместе с вами и станет умным, как вы. 
- Ребята, а не пора ли нам отдохнуть? Поиграем в игру «Прикоснись ко мне нежно».

(Дети встают друг за другом в круг. Воспитатель просит детей представить, что над их головами светит  ласковое, тёплое солнышко, которое ласкает их плечи и нежно прикасается своими лучиками. Даётся несколько минут на массаж стоящего впереди ребёнка.)
- Замечательно отдохнули!

(Появляется картинка Айболита)

- Смотрите дети, кто пришёл к нам в гости? Правильно доктор Айболит. Здравствуй, доктор Айболит. Послушаем, что он нам расскажет:

Быть здоровыми хотят и взрослые и дети.

А что для этого нам нужно?

Я могу ответить.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Чтобы здоровье сохранить,

Долго не лежи в кроватке,

Утро начинай с зарядки.

(Физкультминутка с Айболитом)

- Чтобы быть здоровыми и не болеть, нужно правильно питаться, умываться, делать зарядку, закаляться и вовремя ставить прививки. Но, если вы вдруг заболеете, кто вам поможет? Правильно, доктор. Он символизирует право на медицинское обслуживание. Это право означает, что каждый ребенок имеет право на бесплатное лечение, помощь врачей и прививки против разных заразных болезней.
(Прикрепляем картинку Айболита на стенд.)

- А теперь ребята, мы снова закрываем глазки и наш ковёр самолёт отнесет нас домой, а я скажу заклинание: «О ковёр-самолёт отправляйся в полёт. Отнеси нас домой, в детский дом дорогой».

  1. Заключительная часть:

- Ну вот, ребята, сегодня мы с вами побывали в гостях у Конвенции, познакомились с вашими правами. Для чего нужны права ребёнку? Где записаны все права ребёнка? Как называется этот документ?

“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”

- На этом наше занятие закончено.



Предварительный просмотр:

Тема: Конституции Российской Федерации

Цель: Совершенствование правовой грамотности учащихся, осознание гражданской ответственности за формирование демократического государства, воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в согласии в поликультурной и многонациональной стране.

Оборудование: Конституция РФ, звукозапись гимна, презентация.

                                 Цели   урока:

  • разъяснить учащимся сущность Основного закона страны;
  • познакомить с правовым статусом гражданина РФ;
  • сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.

          Задачи:

  • формирование чувства истинного патриотизма;
  •  воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в согласии в поликультурной и многонациональной стране.

Ход урока:

  Вступление.  Урок начинается  с исполнения гимна России.

Учитель: Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют – Основной Закон, но чаще – Конституция.

Конституция (от латинского слова «конститутио» - устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий:

1) как устроено общество и государство,

2) как образуются органы власти,

3) каковы обязанности граждан,

4) герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Основным законом Конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям. Если какой-то закон противоречит Конституции, он получает наименование антиконституционного.

Учитель. Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. (Опережающее задание)

Ученица: С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.  Из предыдущих уроков мы знаем, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой были приняты еще три  Конституции СССР – 1924 г., 1936 г., 1977 г.  Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза.

 Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России.

Учитель: При каком президенте была принята Конституция РФ в 1993 г.? Какова структура Конституции?

Ученица: Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2- й – 9 положений. Так как  Конституция принималась на длительный период времени, то предусмотрено, что  для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Учитель: Новая Конституция РФ юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека. Наша страна перестала быть социалистической и советской. Закончился исторический период, начавшийся в октябре 1917 г. залпом «Авроры» и штурмом Зимнего дворца.

Учитель:  Каково теперь наше государство?   (Работа по 1 и 2 гл. Конституции)

Ученик: В соответствии со статьей 1 Конституции оно – демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления.

Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Ст. 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через ораны власти и органы местного самоуправления.

   Что означает,  осуществляет свою власть непосредственно?

Ст. 7  РФ – социальное государство, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  Ст. 8. Гарантируется свобода экономической деятельности. Признаются и защищаются все виды деятельности – частная, государственная, муниципальная и др.

Гл. 2. Права и свободы человека и гражданина. (Перечислить основные права)

Учитель: Большие государства со сложным внутренним устройством бывают федерациями, т.е. состоят из земель, штатов, республик, которые имеют собственные органы власти, Конституции, но при этом образуют единые для всех субъектов Федерации органы власти, имеют единое гражданство, денежную единицу и т.д. 

А что такое:  «Россия – федеративное государство»?

Ученик: это значит, что:

  • Россия состоит из равноправных субъектов (самостоятельно действующих частей) федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения;
  • Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, а остальные субъекты – устав и законодательство;
  •       Россия имеет государственную целостность, т.е. она как государство едина и неделима;
  • Конституция Российской Федерации и федеральные (т.е. общегосударственные) законы имеют верховенство на всей территории России;
  • Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Учитель организует работу в малых группах. Каждая группа получает задание по главам Конституции:

  • Какими  полномочиями обладает Президент РФ? (Гл.4)
  • Назовите законодательный орган РФ? Каковы его функции. Гл. 5.  
  • Кто осуществляет исполнительную власть в РФ?    Гл. 6.
  • Как в нашей стране осуществляется правосудие?   Гл. 7.
  • Что такое правосудие?
  • Местное самоуправление, что это такое? Гл. 8. IV.     

 Итоги: Законы бывают разные (об образовании, о здравоохранении, о земле…).    Конституция – Основной закон государства, закон законов.

12 декабря является государственным праздником нашей страны – красным днем календаря. 12 декабря – праздник наших законов, прав и обязанностей.

 

Список использованной литературы:

  1. Данилов А.А, Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России  XX – начало XXI века. – учеб. для 9 класса общеобраз. учрежд., 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007. – 383с.: ил.
  2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России  XX – начало XXI века. – учеб. для 11 класса общеобраз. учрежд., 9-е изд.- М.: Русское слово, 2009. – 479 с.: ил.
  3. Конституция РФ.  http://www.constitution.ru/
  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. – учеб. для 6 класса общеобраз. учрежд., 11-е изд.- М.: Русское слово, 2008. – 183 с.: ил.
  5. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. – учеб. для 9 класса общеобраз. учрежд., 8-е изд.- М.: Русское слово, 2008. – 221 с.: ил.



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие на тему:

«Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних».

Цель: Формирование правовой грамотности воспитанников. Формировать умение по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности за свои поступки.

Задачи:

  1. Знакомить с основными правами, обязанностями и видами несовершеннолетних посредством игры;
  2. Воспитывать толерантное отношение к окружающим;
  3. Уметь применять знание прав и обязанностей на практике.
  4. Помочь несовершеннолетним осознать, что нет прав без обязанностей, обязанностей без прав.
  5. Закрепить знания о правах, обязанностях, ответственности.
  6. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Оборудование: Плакат с расшифровкой аббревиатур «права», «обязанности». «ответственность»; Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, Устав Образовательного учреждения. ручки, листы с заданиями, буклеты с правами и обязанностями, ситуации виды наказаний.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Добрый день!

У нас сегодня необычное занятие, на нем присутствуют гости. Сегодня  вы имеете возможность продемонстрировать свои знания. А я постараюсь пополнить ваши знания.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня наша встреча посвящена теме "Права, обязанности и ответственности несовершеннолетних". Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

Наше занятие мне хотелось бы начать строками стихотворения

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить,

Иметь уютный, теплый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим

Он на свете не один!

  1. Работа по теме.

- Что такое Право?

Право – это норма и правила поведения в обществе.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимое для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права?

Конечно - же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся с вами. Это родители, классные руководители, воспитатели, психолог, социальный педагог. Но о детях так же заботятся общественные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является организация объединенных наций (ООН).

10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека (показ документа). Всеобщая декларация прав человека полезный и нужный документ, но в ней говорится о людях, ни слова о детях. А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, заботе и защите. Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показ документа).

Конвенция – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботится а вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

- Какие права ребенка вызнаете?

Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

      В Конвенции 54 статьи, с некоторыми из них мы сейчас познакомимся, которые вы должны знать.

  • Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 возраста

( статья 1).

  • Право на жизнь (статья 6).
  • Право на имя при рождении (статья 7), эти сведения записываются в специальном документе, который называется свидетельство о рождении. В этом документе записывают дату и год вашего рождения, где вы родились и кто ваши родители. А когда вам исполняется 14 лет, вы получаете другой документ.

- Как он называется?

  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование (статья 28), поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
  • Право на отдых и досуг (статья 31), к сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются только во благо своих интересов, не считаются с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому- то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться правами только тогда, когда не нарушаете права других. Вы обязаны уважать права других людей.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свое мнение (статья13), ребенок может высказать вслух все, что думает. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
  • Право на защиту от эксплуатации (статья 32), когда вас просят вынести мусор, это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание. Дети с 14-16 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 4 часа в день; с 16-18 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 6 часов в день с согласия родителей или законных представителей.

Сейчас я вам предлагаю угадать сказочного персонажа, который нарушил права сказочных героев.

  1. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.

  1. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.

  1. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.

  1. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

  1. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

  1. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.

  1. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

  1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

- Скажите, какие даты связанные с правами ребенка вы знаете?

Календарь правовых дат.

1 июня – Международный день защиты детей

20 ноября – Всемирный день прав ребенка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День конституции Российской Федерации

-Скажите, пожалуйста, если вдруг кто-то нарушил ваши права, куда вы обратитесь?

Вы можете обратиться к родителям, психологу, администрации школы социальному педагогу. Еще существует единый общероссийский телефон доверия. В конце занятия я вам дам визитку, где записаны номера телефонов, куда можно позвонить, если вам понадобится помощь.

        Молодцы ребята, вы все хорошо знаете свои права. Но еще нужно помнить о том, что человек имеет и обязанности.

- Что такое обязанности?

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

        Сейчас мы с вами вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности.

  1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (порядочность).
  2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим (справедливость).
  3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).
  4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (воспитанность).
  5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …. (обязанности).

Вспомним высказывание известного политического деятеля К. Марска

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

- Ребята, а какие обязанности есть у вас?

Главный закон нашей страны называется Конституцией Российской Федерации, вот в ней-то об обязанностях и написано. Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в конституцию РФ.

- соблюдать законы

- охранять природу

- защищать отечество

- заботится о родителях

- получить образование

Каждый из вас кроме прав имеет и обязанности, и с каждым годом, по мере вашего взросления их становится все больше и больше.

- Где могут быть записаны обязанности учеников? (показ Устав школы), так вот в уставе записаны

Обязанности школьника:

- добросовестно учиться, не пропускать занятия без уважительных причин

- беречь школьное имущество

- уважать учеников и работников школы

- выполнять устав школы

- выполнять правила внутреннего распорядка

Воспитанникам запрещается:

- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;

- использовать любые вещества, которые могут привести к пожарам или взрывам;

- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивание, вымогательство;

- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;

- пользоваться мобильными телефонами во время урока.

        Главная ваша обязанность хорошо  учиться, уважать права других людей. Помните золотое правило «Никогда не делай другим того, чего не пожелал бы себе» эти слова принадлежат древнему философу-мыслителю Китая Конфуцию.

        Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. Право – это и обязанность. Какая обязанность вытекает из данных прав. Я зачитываю право, а вы по очереди называете обязанность.

  • Право на образование – каждый обязан учиться.
  • Уважение личного достоинства и защита своих прав – уважать достоинства других людей и их права.
  • На свободу выражения своих мыслей – уважать и прислушиваться к мнению других.
  • На заботу и уважение со стороны родителей – заботиться и уважать своих и чужих родителей.
  • На свои интересы и увлечения – уважать других за их увлечения.
  • Гордиться своей культурой и религией -  уважать культуру и религию других.
  • Право на ошибку – учиться избегать ошибок.
  • На чистую окружающую среду – не загрязнять окружающую среду.
  • Жить без насилия – не применять насилия к другим.

-Чем отличаются права и обязанности ?

Права нужно знать, а обязанности выполнять.

Распредели в два столбика права и обязанности школьника:

  1. Получение бесплатного общего образования (Право)
  2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)
  3. Соблюдение Устава школы (Обязанность)
  4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)
  5. Уважение человеческого достоинства (Право)
  6. Добросовестно учиться (Обязанность)
  7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)
  8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)
  9. Выбор формы образования (Право)
  10. Носить школьную форму (Обязанность)
  11.   Посещать мероприятия в школе (Право)
  12. Не пропускать занятия без уважительных причин
  13. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  14. вести себя корректно на переменах и уроках

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности за совершенные поступки.

- Что такое ответственность?

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

- Ребята, какие виды ответственности вы знаете?

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки, административная и уголовная.

Административная ответственность – наказание за действия, запрещенные административным кодексом. Наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители)

Перечень нарушений:

  • жестокое обращение с животными
  • повреждение транспортных средств
  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах
  • нарушение правил дорожного движения
  • нарушение устава школы
  • мелкое хулиганство

Уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.

- Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение следующих преступлений:

- убийство

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

- похищение человека

- изнасилование

-кража, грабеж

- вымогательство

-терроризм

- заведомо ложное сообщение

-вандализм

-приведение в негодность транспортных средств

Виды наказаний назначаемым несовершеннолетним:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничения свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются в суде и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сейчас я вам раздам ситуации, а вы определите вид ответственности.

  • Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
  • Избиение одноклассника (Уголовная)
  • Кража мобильного телефона (Уголовная)
  • Переход дороги в неположенном месте (Административная)
  • Нецензурная брань в общественном месте (Административная)
  • Курение на территории школы (Административная)
  • Ложный звонок о террористическом акте  (Уголовная)

Ваша задача – разгадать кроссворд из тех слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.

По горизонтали:

  1. По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
  2. То, на что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течение 11 лет.
  3. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
  4. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

По вертикали:

  1. Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.
  2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.

http://festival.1september.ru/articles/605871/f_clip_image001.jpg

Ответы:

По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность.

По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.

  1. Итог занятия.

- Ребята скажите, нужно ли знать свои права?

- Чем отличаются права и обязанности?

Права нужно знать, а обязанности выполнять.

- Что было - бы, если бы люди забывали о своих обязанностях и пользовались только правами?

- Какие виды ответственности вы знаете?

И в заключении хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других, людей!» Выполняйте обязанности. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

И закончить наше занятие мне хотелось бы следующими строками.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам всем права,

Они великой силой обладают.

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)

Данное методическое пособие  предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1.      Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...

Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период с 2012 по 2013 гг

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно ...

Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период 2012-2014 г.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьнико...

Программа «Формирование законопослушного поведения воспитанников в образовательном пространстве вечерней школы»

Реализация данной программы в ОУ поспособствует  воспитанию правосознания и формирования законопослушного поведения школьников, призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и...

Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся

Правовое воспитание является одним из важнейщих условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Цель программы-формирование и развитие правовой культуры школьн...

Программа МКОУ «Лапшихинская СШ» «Закон и право» ( по формированию законопослушного поведения) на 2016-2019 годы

Программа по воспитанию правовой культуры, формированию законопослушного поведения, профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ, дорожно-транспортного травматизма ...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.          Воспитание п...