Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи "Наш разноцветный мир".
план-конспект урока
Занятие по развитию речи, проводящееся в рамках коррекционной работы или внеурочной деятельности.
Занятие проводится с 1-м классом как слабовидящих, так и незрячих детей.
В конспекте указаны этапы урока и номера слайдов, иллюстрирующих эти этапы. Некоторые слайды озвучены, чтобы незрячим детям легче было представить себе предмет, о котором идет речь.
Прилагается презентация с одноименным названием "Наш разноцветный мир".
Также необходимы для осязания: кусок коры или шишек с дерева, металлические предметы, веточки, миска с водой, листья свежие и листья засушенные, яблоко, лимон.
Для детей с остаточным зрением: раскраски и цветные мелки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Наш разноцветный мир" | 33.2 КБ |
Презентация к занятию. | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи в 1-м классе
для незрячих детей на тему: «Наш разноцветный мир».
Учитель-дефектолог Федоренко Н.Ю.
1. Организационный этап.
— Здравствуйте ребята.
2. Этап повторения.
— Отгадайте загадку, ребята. Я увидел в небе мост: что за красота? Кто ж тебя раскрашивал в разные цвета? (Радуга) Слайд № 2
3. Этап мотивации и целеполагания.
— Мы сегодня поговорим о цвете. Потому что цвет – это характеристика предметов, которые есть вокруг нас. Цвет очень трудно увидеть без зрения, но некоторые цвета мы можем ощутить даже с помощью пальцев. Потому что одни цвета – теплее, а другие – холоднее.
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это огорчило
Иль обрадовало это?
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Слайд № 3
— Послушайте внимательно название следующего стихотворения. Лиловое стихотворение. Вставьте подходящие к рифме пропущенные слова (вместо «какой-то»).
Весь ____
Новый дом,
Весь ____
Кот на нём.
Кухни и столовые
Тоже в нём ____.
От трубы и до колёс
Весь ____
Паровоз.
И сиреневый букет Слайд № 4
На ___ стал буфет.
И кому какое дело –
Я люблю ___ цвет.
И карандаша другого
У меня сегодня нет.
— Можно ли изменить цвета в этой истории? Хорошо было бы, если бы все предметы были одного цвета?
— Есть цвета, близкие к фиолетовому: лиловый, сиреневый, пурпурный… Слайд № 5
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным…
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
— Давайте вспомним о некоторых цветах, которые вы знаете.
— Холодный снег, мороженое, молоко, творог – белые. Слайды 6-7
— Веточки деревьев, кора – коричневые. Слайды 8-10
Коричневый на ощупь как земля или мертвые частички растений, которые выросли из почвы. (Подержим кору, шишки в руках.)
— Листья и травинки – зелёные. Слайды 11-12
Зеленый на ощупь как живые частички растений, потому что когда растения зеленые, это значит, что они живые. (Подержим в руках засохшие и свежие листья и почувствуем разницу между зелёным и коричневым.) Слайд № 13
Гладкость и гибкость листьев на ощупь как зеленый цвет. Зеленый на ощупь живой. Но когда листья хрустят и крошатся, как эти, они стали жёлтыми, а затем – коричневыми и уже не живые.
— Засохшие листья, которые осенью падают с деревьев – жёлтые.
Луна тоже жёлтая. Слайд № 14
И сыр, и масло. Слайд № 15
Лимоны. Цыплята. Слайд № 16
— Вода – голубая. Слайд № 17 Облака, небо – тоже. Слайд № 18 Колокольчик, василёк – это полевые цветы, тоже ярко-голубые. Слайд № 19
(Дети опускают руку в миску с холодной водой.) Вода голубая. Небольшой объем воды будет иметь очень светлый голубой оттенок, почти прозрачный, бесцветный, а большие объемы воды, как реки и океаны, будут насыщенного синего цвета.
— Что вы чувствуете, когда плаваете в воде? Прохладная, расслабляющая влажность, именно таким по ощущениям будет синий цвет.
— Огонь, пламя свечи, Слайд № 20, горячая плита – красные. Слайд № 21
Тепло, например огонь, пламя свечи или горячая плита – это красный. Красный, как правило, можно ассоциировать с теплом или даже ожогом.
Если у вас когда-то был солнечный ожог, то ваша кожа становилась красной. Слайд № 22. Если вы чувствовали смущение и заливались румянцем, это тепло на ваших щеках было красного цвета. Слайд № 23.
Ягоды, яблоки, помидоры, созревая на солнце, тоже краснеют. Слайды 24-25
— А некоторые фрукты становятся не красными, а оранжевыми. Оранжевый – это смесь красного и жёлтого цветов. Например, такими являются апельсины и мандарины. Хурма. Морковь. Слайды 27-28. Тыква. Слайд 29.
— Бетон, тротуар, металл – серые. Слайды 30-32.
Бетон, например, на стенах или тротуарах, серый. Металл тоже серый – серый на ощупь часто твердый, и может быть либо холодным, либо горячим, в зависимости от того, светит ли на него солнце.
Серый очень крепкий и сильный. На ощупь он твердый, как дорога под ногами или стена, на которую вы можете опереться, но он не живой, он не растет, и у него нет чувств.
5. Этап коррекции.
— Поиграем в игру «Сопоставь предмет и его цвет». Слайд 33
(На экране различные предметы и цвета. Соедините предмет и его цвет.)
— Какого цвета бывают глаза у человека? Какие у вас глаза? Слайд 34.
Физминутка
— Наши красные цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.
Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)
Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево-вправо.)
Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)
Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны-вверх-вниз.)
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания.)
Желтое солнышко, желтенький песочек,
Желтый цвет радости, радуйся, дружочек. (Прыжки на месте.)
Здесь сидеть мне неохота (Движения головой к левому-правому плечу, руки на поясе.)
Лучше прыгну я в болото. (Прыжки на месте.)
Я — зелёная толстушка, (Хлопок в ладоши.)
Все зовут меня... лягушка.
Голубые, синие
Небо и ручьи. (Руки через стороны вверх.)
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. ( Приседания.)
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева. (Прыжки на месте.)
Первые проталинки,
Первая трава. (Хлопки в ладоши.)
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
— Послушайте «Разноцветную сказку». Отмечайте слова, которые говорят о цвете.
Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По голубому небу плыли белые облака. Трава была ещё зелёной, а вот листья на деревьях уже покраснели и пожелтели. На дорожках стояли синие лужи. В одной луже плавали оранжевые листья, принесённые ветром. Вдоль дорожки росли фиолетовые астры. Они качали головкам и от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она было яркой, разноцветной. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась. Девочка пошла домой. Дома она нарисовала букет разноцветных цветов.
— Названия каких цветов вы услышали в этой сказке?
Для детей с остаточным зрением.
— Раскрасьте картинку в соответствии с тем, что вы услышали. (Детям выдаются раскраски и цветные мелки.)
7. Рефлексия
— Какого цвета ваше настроение? Объясните пожалуйста ваш выбор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я увидел в небе мост: Что за красота? Кто ж тебя раскрасил В разные цвета?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – развивающая работа, направленная на развитие дыхания и голоса
Данный материал раскрывает методику работы, направленной на развитие дыхания и голоса детей и взрослых. В презентации имеется тест для самоанализа состояния голоса и даны упражнения для развития голос...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Актуальность проблемы развития внимани...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...