Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи "Наш разноцветный мир".
план-конспект урока

Федоренко Наталия Юрьевна

Занятие по развитию речи, проводящееся в рамках коррекционной работы или внеурочной деятельности.

Занятие проводится с 1-м классом как слабовидящих, так и незрячих детей.

В конспекте указаны этапы урока и номера слайдов, иллюстрирующих эти этапы. Некоторые слайды озвучены, чтобы незрячим детям легче было представить себе предмет, о котором идет речь.

Прилагается презентация с одноименным названием "Наш разноцветный мир".  

Также необходимы для осязания: кусок коры или шишек с дерева, металлические предметы, веточки, миска с водой, листья свежие и листья засушенные, яблоко, лимон.

Для детей с остаточным зрением: раскраски и цветные мелки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи в 1-м классе

для незрячих детей на тему:  «Наш разноцветный мир».

Учитель-дефектолог Федоренко Н.Ю.

1. Организационный этап.

— Здравствуйте ребята.

2. Этап повторения.

— Отгадайте загадку, ребята. Я увидел в небе мост: что за красота? Кто ж тебя раскрашивал в разные цвета? (Радуга) Слайд № 2

3. Этап мотивации и целеполагания.

— Мы сегодня поговорим о цвете. Потому что цвет – это характеристика предметов, которые есть вокруг нас. Цвет очень трудно увидеть без зрения, но некоторые цвета мы можем ощутить даже с помощью пальцев. Потому что одни цвета – теплее, а другие – холоднее.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это огорчило

Иль обрадовало это?

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Слайд № 3

— Послушайте внимательно название следующего стихотворения. Лиловое стихотворение. Вставьте подходящие к рифме пропущенные слова (вместо «какой-то»).

Весь ____

Новый дом,

Весь ____

Кот на нём.

Кухни и столовые

Тоже в нём ____.

От трубы и до колёс

Весь ____

Паровоз.

И сиреневый букет                Слайд № 4

На ___ стал буфет.

И кому какое дело –

Я люблю ___ цвет.

И карандаша другого

У меня сегодня нет.

— Можно ли изменить цвета в этой истории? Хорошо было бы, если бы все предметы были одного цвета?

— Есть цвета, близкие к фиолетовому: лиловый, сиреневый, пурпурный…  Слайд № 5

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным…

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным.

— Давайте вспомним о некоторых цветах, которые вы знаете.

— Холодный  снег, мороженое, молоко, творог – белые.         Слайды 6-7

— Веточки деревьев, кора – коричневые.                         Слайды 8-10

Коричневый на ощупь как земля или мертвые частички растений, которые выросли из почвы. (Подержим кору, шишки в руках.)

— Листья и травинки – зелёные.                                          Слайды 11-12

Зеленый на ощупь как живые частички растений, потому что когда растения зеленые, это значит, что они живые. (Подержим в руках засохшие и свежие листья и почувствуем разницу между зелёным и коричневым.)                                    Слайд № 13

Гладкость и гибкость листьев на ощупь как зеленый цвет. Зеленый на ощупь живой. Но когда листья хрустят и крошатся, как эти, они стали жёлтыми, а затем – коричневыми и уже не живые.

— Засохшие листья, которые осенью падают с деревьев – жёлтые.

Луна тоже жёлтая.                                                                 Слайд № 14 

И сыр, и масло.                                                                 Слайд № 15 

Лимоны. Цыплята.                                                                 Слайд № 16

— Вода – голубая. Слайд № 17  Облака, небо – тоже. Слайд № 18 Колокольчик, василёк – это полевые цветы, тоже ярко-голубые. Слайд № 19 

(Дети опускают руку в миску с холодной водой.) Вода голубая. Небольшой объем воды будет иметь очень светлый голубой оттенок, почти прозрачный, бесцветный, а большие объемы воды, как реки и океаны, будут насыщенного синего цвета.

— Что вы чувствуете, когда плаваете в воде? Прохладная, расслабляющая влажность, именно таким по ощущениям будет синий цвет.

— Огонь, пламя свечи, Слайд № 20, горячая плита – красные. Слайд № 21

Тепло, например огонь, пламя свечи или горячая плита – это красный. Красный, как правило, можно ассоциировать с теплом или даже ожогом.

Если у вас когда-то был солнечный ожог, то ваша кожа становилась красной. Слайд № 22.  Если вы чувствовали смущение и заливались румянцем, это тепло на ваших щеках было красного цвета. Слайд № 23.

Ягоды, яблоки, помидоры, созревая на солнце, тоже краснеют. Слайды 24-25

— А некоторые фрукты становятся не красными, а оранжевыми. Оранжевый – это смесь красного и жёлтого цветов. Например, такими являются апельсины и мандарины. Хурма. Морковь. Слайды 27-28. Тыква. Слайд 29.

— Бетон, тротуар, металл – серые. Слайды 30-32.

Бетон, например, на стенах или тротуарах, серый. Металл тоже серый – серый на ощупь часто твердый, и может быть либо холодным, либо горячим, в зависимости от того, светит ли на него солнце.

Серый очень крепкий и сильный. На ощупь он твердый, как дорога под ногами или стена, на которую вы можете опереться, но он не живой, он не растет, и у него нет чувств.

5. Этап коррекции.

— Поиграем в игру «Сопоставь предмет и его цвет».  Слайд 33

(На экране различные предметы и цвета. Соедините предмет и его цвет.)

— Какого цвета бывают глаза у человека? Какие у вас глаза?  Слайд 34.

 Физминутка

— Наши красные цветки

Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)

Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)

Тихо засыпают.

Желтое солнце на землю глядит,  (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево-вправо.)

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны-вверх-вниз.)

Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания.)

Желтое солнышко, желтенький песочек,

Желтый цвет радости, радуйся, дружочек. (Прыжки на месте.)

Здесь сидеть мне неохота (Движения головой к левому-правому плечу, руки на поясе.)

Лучше прыгну я в болото. (Прыжки на месте.)

Я — зелёная толстушка, (Хлопок в ладоши.)

Все зовут меня... лягушка.

Голубые, синие 

Небо и ручьи. (Руки через стороны вверх.)

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи. ( Приседания.)

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева. (Прыжки на месте.)

Первые проталинки,

Первая трава. (Хлопки в ладоши.)

6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

— Послушайте «Разноцветную сказку». Отмечайте слова, которые говорят о цвете.

Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По голубому небу плыли белые облака. Трава была ещё зелёной, а вот листья на деревьях уже покраснели и пожелтели. На дорожках стояли синие лужи. В одной луже плавали оранжевые листья, принесённые ветром. Вдоль дорожки росли фиолетовые астры. Они качали головкам и от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она было яркой, разноцветной. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась. Девочка пошла домой. Дома она нарисовала букет разноцветных цветов.

— Названия каких цветов вы услышали в этой сказке?

Для детей с остаточным зрением.

— Раскрасьте картинку в соответствии с тем, что вы услышали. (Детям выдаются раскраски и цветные мелки.)

7. Рефлексия

— Какого цвета ваше настроение? Объясните пожалуйста ваш выбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н а ш р а з н о ц в е т н ы й м и р Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи в 1 классе Подготовила учитель-дефектолог Федоренко Н.Ю.

Слайд 2

Я увидел в небе мост: Что за красота? Кто ж тебя раскрасил В разные цвета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая работа, направленная на развитие дыхания и голоса

Данный материал раскрывает методику работы, направленной на развитие дыхания и голоса детей и взрослых. В презентации имеется тест для самоанализа состояния голоса и даны упражнения для развития голос...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...