Потенциал школьного музея как важнейший ресурс воспитания личности
статья

Иванова Вера Игоревна

В качестве важной задачи гражданско-патриотического воспитания, реализуемой школой, стал выход на качественно новый уровень работы музея школы «Боевой путь 12-ой Приморской и 9-ой Ленинградской партизанских бригад». Комплексная реэкспозиция, завершённая в 2015 году, позволила наиболее полно реализовать потенциал музея школы как важнейшего ресурса воспитания личности, сохранения исторической памяти поколений, формирование устойчивого интереса к истории своей Родины, роОсновная цель любого музея – это сохранение исторической памяти. Мы стараемся сохранить те традиции, которые были заложены до нас и продолжаем им следовать. Сохранение исторической памяти – это не только фонды, сухие цифры и факты, это и передача знаний от поколения к поколению. Лучше всего этому соответствует экскурсионная деятельность, встречи с участниками событий той эпохи. Об этом мы сегодня вам коротко расскажем.дного края, героическим судьбам людей, отстоявших свободу и независимость нашей Родины в годы военных испытаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потенциал школьного музея как важнейший ресурс

воспитания личности

В качестве важной задачи гражданско-патриотического воспитания, реализуемой школой в 2015-2016 учебном году, стал выход на качественно новый уровень работы музея школы «Боевой путь 12-ой Приморской и 9-ой Ленинградской партизанских бригад». Комплексная реэкспозиция, завершённая в 2015 году, позволила наиболее полно реализовать потенциал музея школы как важнейшего ресурса воспитания личности, сохранения исторической памяти поколений, формирование устойчивого интереса к истории своей Родины, родного края, героическим судьбам людей, отстоявших свободу и независимость нашей Родины в годы военных испытаний.

Основная цель любого музея – это сохранение исторической памяти. Мы стараемся сохранить те традиции, которые были заложены до нас и продолжаем им следовать.

Сохранение исторической памяти – это не только фонды, сухие цифры и факты, это и передача знаний от поколения к поколению. Лучше всего этому соответствует экскурсионная деятельность, встречи с участниками событий той эпохи. Об этом мы сегодня вам коротко расскажем.

Самая большая группа – это группа пропагандистов. Они организуют и проводят массовые мероприятия, тематические встречи, встречи с ветеранами ВОВ и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия. На этих фотографиях мы видим постоянных гостей нашего музея и школы на праздничных концертах, которые традиционно проводятся в день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады и к 9 мая Дню Победы.

Привлечению ребят к музею помогают и современные технологии. Группа пропагандистов занимается рекламно-информационной деятельностью. Это позиционирование музея в сети INTERNET. Есть  страница «Школьный музей» на официальном сайте школы. На портале «Социальная сеть работников образования» музей представлен как на сайте образовательного учреждения, так и личном сайте руководителя музея. На странице нашей школы социально-методической сети 2 Берега также есть раздел, посвященный школьному музею. Более 3 лет назад ВКонтакте была создана группа «Школьный музей.268»

 Особый интерес вызывают у ребят встречи с ветеранами. Мы всегда  рады видеть у нас в гостях самых дорогих, уважаемых и любимых нами ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, Жителей блокадного Ленинграда, друзей нашей школы и нашего музея. К большому сожалению, год от года их становится все меньше и меньше. Тем ценнее каждые встречи с очевидцами событий той эпохи. Ребята с большим интересом и восхищением слушают воспоминания о Великой Отечественной войне и с нетерпением ждут таких встреч.  

 Первыми кто, посетил наш музей еще до открытия после реэкспозиции, были наши постоянные и любимые гости, представители Совета ветеранов нашего микрорайона.

На торжественном открытии музея после реэкспозиции среди гостей были и ветераны микрорайона МО «Оккервиль», с которыми налажены тесные связи.  

Бывшие бойцы 12 Приморской партизанской бригады, которых осталось в живых трое. Это Татьяна Ивановна Далецкая (Федорова)  - секретарь Объединенного совета ветеранов партизанского движения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вот она перерезает ленточку. Татьяне Ивановне сейчас 90 лет, но она остается веселым, энергичным и жизнерадостным человеком. На каждой встрече с ней ребята узнают много интересного и полезного. Татьяна Ивановна частый гость в нашем музее.

 Это Ланькова (Краснова) Раиса Федоровна – разведчица, связная 12 партизанской бригады. Раисе Федоровне уже 92 года, но, несмотря на свой возраст и состояние здоровья, она нашла в себе силы, чтобы посетить наш музей после реэкспозиции. Раиса Федоровна почти ничего не видит, она была у нас в гостях вместе со своей дочерью. Их  мы видим на этих фотографиях во время открытия музея.

Мы очень ценим эти минуты общения. Жизнь и борьба партизан – это ежедневный подвиг. Тем интереснее  и дороже для ребят рассказы о жизни и боевой юности бойцов 12-й Приморской партизанской бригады. И  сегодня, к счастью, мы можем поговорить с участниками тех событий.

Уже после открытия наш музей посетили почти все учащиеся школы. За май 2015 года к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне были проведены обзорные и тематические экскурсии, музейные занятия для учащихся начальной школы, тематические классные часы с просмотром фильма о школьном музее.

Музей продолжает принимать гостей. В прошлом и этом учебном году в рамках общегородских дней открытых дверей прошли интересные встречи с родителями и учащимися нашей школы, с будущими первоклассниками и их родителями, с воспитанниками детских садов.

В ноябре 2015 года в рамках районного учебно-методического объединения
заведующих музеями образовательных учреждений Невского района на базе музея школы был проведен районный информационно-методический семинар «Поиск возможностей обновления экспозиции и содержания деятельности музея образовательного учреждения военно-исторического профиля».

Особый интерес вызывают у ребят встречи с ветеранами. Мы всегда  рады видеть у нас в гостях самых дорогих, уважаемых и любимых нами ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, Жителей блокадного Ленинграда, друзей нашей школы и нашего музея. К большому сожалению, год от года их становится все меньше и меньше. Тем ценнее каждые встречи с очевидцами событий той эпохи. Ребята с большим интересом и восхищением слушают воспоминания о Великой Отечественной войне и с нетерпением ждут таких встреч.  

 Первыми кто, посетил наш музей еще до открытия после реэкспозиции, были наши постоянные и любимые гости, представители Совета ветеранов нашего микрорайона.

В этом учебном году была проведена большая работа по записи воспоминаний участников ВОВ, тружеников блокадного Ленинграда, участников партизанского движения Ленинградской области. Воспоминания ветеранов позволяют нам глубже понять и взглянуть глазами ветеранов на события той страшной войны. В музее были проведены встречи с ветеранами и участниками ВОВ. Записаны воспоминания Германова П.М., Дашкевич В.П., Кожанова Н.И., Иванова Е.П., Русакова Ю.М., Максимова К.Ф.

Продолжаем добрую традицию встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, которые живут рядом с нами.

В школьном музее прошла встреча участника Великой Отечественной войны Германова Павла Михайловича и члена Совета ветеранов МО "Оккервиль" Толстиковой Иды Васильевны с активом школьного музея.

В нашем музее продолжаются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые живут в нашем микрорайоне.

Младшая группа экскурсоводов встретилась с участниками Великой Отечественной войны Ивановым Евгением Павловичем и Русаковым Юрием Михайловичем, а также представителем Совета ветеранов МО "Оккервиль" Идой Васильевной Толстиковой.

У нас в гостях была Вера Павловна Дашкевич участник Великой Отечественной войны и член Совета ветеранов МО "Оккервиль" Ида Васильевна Толстикова. Вера Павловна, потеряв почти всех своих родных в блокадном Ленинграде, покинула город с отцом, который сопровождал эвакогоспиталь. В составе 3-го Украинского фронта вместе с госпиталем она пересекла Румынию, Чехословакию и в Венгрии встретила день Победы.

Сегодня в нашем музее прошла встреча участника Великой Отечественной войны Кожанова Николая Ильича и члена Совета ветеранов МО "Оккервиль" Толстиковой Иды Васильевны с активом школьного музея.
Николай Ильич принимал участие в боевых действиях в составе I Украинского фронта и Прибалтийского фронта.

Команда нашего музея активный участник городского военно-исторического музейно- краеведческого конкурса «Профессия – Родину защищать» в рамках городской комплексной краеведческой программы патриотической направленности «Наследники Великого города». В течение учебного года в рамках конкурса «Профессия – защищать Родину» юные музееведы приняли участие в таких тематических встречах и городских акциях, как «Вахта памяти» и «Свеча памяти»; познакомились с офицерскими профессиями современной Российской армии и флота; совершили экскурсии и выезды к памятникам воинской славы; посетили образовательные учреждения Петербурга, где обучаются будущие офицеры – Суворовское военное училище, Нахимовское военно-морское училище и Государственную Морскую Академию им. адмирала С.О. Макарова.

Команда «Юные музееведы» представляла музей нашей школы в районном музейно-образовательном проекте «Истории хранители живые», по итогам которого заняла 2 место и была награждена дипломом Лауреата. В рамках проекта юные музееведы посетили музей и выполнили задания на экспозиции «Народного музея «А музы не молчали…» Школы №235 имени Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и были награждены дипломом Победителя по итогам этого этапа.

Юные музееведы посетили Музей императорского фарфорового завода и, выполнив задания по экспозиции музея, заняли второе место и были награждены дипломом Лауреата.

По итогам творческого проекта «По следам Хранителей» команда нашего музея заняла 1 место, представив анкету-презентацию.  Юные музееведы нашей школы также посетили музей «Петербургского государственного университета путей сообщения».

В рамках районной программы гражданско-патриотического воспитания учащихся образовательных учреждений Невского района «Юные патриоты Невской заставы» учащиеся 10 класса Слащинина Надежда и Котелевский Никита приняли участие в XIX районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев, они заняли 2 место и были награждены дипломами Лаурета.

Слащинина Надежда представляла музей нашей школы на XVIII городском конкурсе юных экскурсоводов школьных музеев образовательных организаций Санкт-Петербурга. Она заняла 1 место и была награждена Дипломом Победителя в номинации «Военная история России», а также получила благодарность от Совета ветеранов Санкт-Петербурга.

В этом учебном году уже прошел школьный этап конкурса экскурсоводов школьных музеев. Победителями стали учащиеся 5-а класса Дарья Мордань и Александр Тарасов, и ученик 11-а класса Никита Котелевский. Они уже завтра будут представлять музей нашей школы на XX Районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев. Пожелаем им удачи!

Итак, в 2015-2016 учебном году обновленный Совет музея, а также коллектив юных экскурсоводов активно принимали участие в различных конкурсах городского и районного уровня и будут продолжать эту работу и новом учебном году.

Ждем вас в  гости и приглашаем посетить наш музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании

Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.

Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с соц...

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Описан воспитательный потенциал ряда образовательных организаций Санкт-Петербурга. Авторами представлено понятие «воспитательный потенциал» через призму деятельности школьных музеев Санкт-Петербурга. ...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...