Дополнительная общеразвивающая программа "Мир экономики"
рабочая программа (8 класс)

Патрина Татьяна Борисовна

Программа дополнительного образования «Мир экономики” является общекультурной программой интеллектуально-познавательной  направленности. Она позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данной программы.

В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании  слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_mir_ekonomiki_14_god_-_kopiya.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована методическим советом

Протокол № ___

от «____» ___________2014г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  школы

______________С.В.Вязовова

Приказ №________  

от «___» ___________ 2014 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

"Мир экономики"

  для учащихся 7-8 классов

срок реализации 2 года

                              на 2014-2015  учебный год

Составитель:

                                                                учитель географии

                                                                                       Патрина Татьяна Борисовна

                     

2014 г.

Краткая информационная справка.

Сведения об авторе: Патрина Татьяна Борисовна, учитель географии

Информация о программе: программа «Мир экономики”

Тип программы: модифицированная

Направление деятельности: интеллектуально-познавательная

Уровень освоения: два года

Возрастной диапазон: средний школьный возраст (7-8 класс)

ПОЯСНИТНЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа дополнительного образования «Мир экономики” является общекультурной программой интеллектуально-познавательной  направленности. Она позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данной программы.

В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании  слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.

Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали школьника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик уже в начальной школе знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

При этом базисный учебный план общеобразовательных учреждений не предусматривает изучения основ экономики. Поэтому возникла необходимость создания в рамках дополнительного образования  программы для школьников «Мир экономики». Полученные знания и умения могут стать основой для дальнейшего изучения экономической науки.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность школьнику включиться  в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

   Данный курс призван подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний.  Для решения этой задачи курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности. Это позволяет сделать курс «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса истории (а в тех школах, где ведется систематизированное преподавание экономики, и вводного курса экономической грамотности) и систематическим изучением основ экономической теории в старших классах.

Курс призван познакомить учащихся с тем, когда и как возникло разделение труда, как организовано производство благ, как развивалась и какие формы имеет сегодня торговля. Определить зачем нужны и как работают биржи и банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывает себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов, а также со многими другими аспектами современной организации хозяйственной деятельности.

  Овладение содержанием данной образовательной программы обогатит учеников не только духовно, но и подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий, так как происходит активизация процессов личностного жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности. И это - актуально.

Основой курса является программа для 7-8 классов И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010).

Цель программы: способствование  формированию представления учащихся об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.

            Программа  «Мир экономики» позволит решить следующие задачи:

1 год обучения

Обучающие 

  • Выработать у детей потребность в приобретении знаний
  • Познакомить с понятием «экономика»
  • Рассмотреть источники удовлетворения потребностей
  • Познакомить с правилами ведения хозяйства
  • Актуализировать полученные ранее сведения об экономике
  • Изучить многообразие форм организации труда
  • Изучить «словарь делового человека»

Развивающие

  • Развить интерес к решению проблемных ситуаций
  • Обеспечить включение в социальные отношения
  • Развить интерес к творческой деятельности
  • Вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность
  • Развить интерес к изучению профессиональной деятельности

Воспитательные

  • Воспитать бережное отношение к природным, трудовым и экономическим ресурсам
  • Воспитать трудолюбие
  • Воспитать бережное отношение к домашнему хозяйству

Пробудить уважение к чужому труду

2 год обучения

Обучающие 

  • Систематизировать полученные сведения об экономике
  • Обучить правилам ведения хозяйства
  • Сформировать простейшие навыки потребителя
  • Сформировать базовые знания о личной, семейной экономике
  • Научить разрабатывать правила ведения хозяйства
  • Сформировать навыки анализа
  • Расширить общий кругозор младших школьников

Развивающие

  • Развить способность к деловому общению
  • Развить интерес к практической деятельности
  • Развить самодеятельность и инициативу
  • Развить творческое мышление и способности
  • Развитие позитивного интереса к образованию
  • Развить умение принимать решение и отстаивать свое мнение

Воспитательные

  • Воспитать инициативные качества
  • Воспитать уважительное отношение к собеседнику
  • Воспитать потребность в экономности и бережливости
  • Воспитать чувства благотворительности
  • Формировать основы грамотного поведения в общественных местах

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • формирование экономической культуры  школьников;
  • проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
  • умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;
  • включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности  школьника.

Отличительные особенности программы: заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности

К концу 1-го года обучения должны знать и уметь:

знать 

  • основные понятия экономики
  • физиологические потребности детского организма
  • основы безопасности и сохранения здоровья
  • правила общения
  • виды ресурсов
  • иметь представление о товарах и услугах
  • иметь представление о малом «бизнесе»
  • страхование и его виды
  • основы бережливости
  • профессии и сферы деятельности человека
  • основные словарные термины
  • понятие «ограниченность», «расточительность»
  • происхождение, виды, значение  денег
  • способы хранения  денег
  • иметь представление о кредите
  • виды собственности
  • виды и источники доходов
  • виды расходов  
  • обязанности продавца и покупателя

уметь 

  • выделять экономические проявления в жизни
  • отличать нужды от потребностей
  • различать понятия «экономность», «скупость»  и «бережливость»
  • определять источники удовлетворения потребностей
  • решать экономические задачи
  • читать маршрутные листы
  • совершать покупки в магазине и осуществлять расчет
  • соотносить желание с возможностью
  • определять выгодные варианты
  • поиск информации в энциклопедических изданиях
  • сравнивать доходы и расходы
  • составлять диалог «покупатель»-«продавец»

К концу 2-го года обучения должны знать и уметь:

знать

  • виды и способы оценивания туда
  • способы обмена товаром
  • виды и оценка собственности
  • виды богатства
  • домашнее хозяйство
  • школьное хозяйство
  • правила обращения с имуществом
  • иметь представление об основных финансовых документах
  • разница цен на товары
  • купечество на Руси
  • особенности местного хозяйства
  • местные ресурсы
  • развитие местной промышленности
  • правила проведения аукциона
  • в чем заключается местная система управления
  • что такое импорт и экспорт
  • основы семейной экономики
  • алгоритм составления проекта
  • этапы экономического развития Тамбовской области

уметь

  • поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях
  • разрабатывать рекламный девиз
  • составлять маршрутные листы
  • решать и составлять простейшие экономические задачи
  • оценивать бюджет  семьи
  • составлять школьный бюджет
  • рассчитать комплект школьных учебников
  • заполнять квитанции  об оплате
  • составлять продуктовую корзину
  • работа с архивными материалами
  • поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях
  • разработать и защитить рекламный проект
  • составлять многоуровневые маршрутные листы
  • решать и составлять экономические задачи
  • рассчитать бюджет  семьи
  • принять участие в аукционе
  • составлять алгоритм действия
  • разработать план проекта

Формы организации учебного процесса и контроля:

  • рассказ учителя
  • беседы;
  • уроки — деловые игры,
  • практикумы,
  • уроки — защиты тематических заданий, творческих работ,
  • дискуссии;
  • решение задач,
  • выполнение проблемных заданий,
  • осмысление и анализ статистического материала,
  • написание рефератов,
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальные задания (письменно и устно);
  • самостоятельные и практические работы;
  • тестирование
  • постановка контролирующих и итоговых вопросов

Формы подведения итогов:

  • игра-путешествие
  • викторина
  • творческая гостиная
  • круглый стол
  • буклет, презентация
  • открытое занятие

Для реализации программы необходимо:

Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

  • видео и аудио аппаратура
  • компьютер
  • сканер
  • принтер
  • ксерокс
  • проектор  
  • мультимедийная установка

  • подборка информационной и справочной литературы
  • разработки конкурсных программ, викторин
  • игровой материал
  • СD, DVD
  • видеоматериал
  • наглядные пособия
  • дидактический материал
  • диагностические методики для определения уровня ЗУН

Учебно-методический комплект

а) Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

б) Заиченко Н. А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8 кл.: Учебн. пособие - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

в) Заиченко Н. А. Опорный конспект школьника по экономике-7-8 кл.: Метод. пособие - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Программа дополнительного образования «Мир экономики»” адресована учащимся 7-8 классов и рассчитана на 2 года обучения.  Занятия проводятся 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов – 70 ч. в год, 140 ч. за 2 года.

  Результативность дополнительной программы «Мир экономики» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.

  Начальная диагностика проводится в начале каждого года обучения, ее результаты позволяют определить уровень развития практических навыков.

  Итоговая диагностика проводится в конце каждого года обучения и позволяет определить уровень знаний, которых достигли учащиеся за время обучения, путем проведения тестирования.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  1. В результате изучения программы по дополнительному образованию, обучающиеся должны

знать/понимать

  • значение основных терминов и понятий, выделенных в программе;
  • как устроена хозяйственная деятельность в экономике;
  • основные элементы структуры экономического хозяйства; структуры управления;
  • какие факторы влияют на успешную экономическую деятельность;
  • сходства и различия в работе различных торговых предприятий;
  • сходства и различия различных форм собственности;
  • каковы экономические связи одних субъектов экономики с другими и почему они необходимы;

уметь

  • объяснять и правильно применять терминологию, изучаемую в процессе курса;
  • пользоваться изученными экономическими понятиями, законами, концепциями на примерах и в конкретных жизненных ситуациях;
  • понимать функционирование хозяйственного и управленческого механизма;
  • представлять принцип работы торговли и сферы услуг;
  • проводить и анализировать простейшие виды социологических опросов, обрабатывать полученную, а также любую табличную, графическую и другие виды информации;
  • координировать свои действия с учетом действий товарищей, работать в группе;
  • учитывать не только экономические, но и моральные (этические) принципы при принятии экономических решений;
  • производить простейшие экономические вычисления, подтверждающие и обосновывающие выбранные решения.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№  

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Тема 1. Что такое экономика

22

2

Тема 2. Торговля и ее виды

28

3

Тема 3. Деньги и банки

20

ИТОГО

70

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

2 год обучения

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Тема 1. Вводный урок. Повторение и систематизация знаний

1

2

Тема 2. Безналичные деньги

17

3

Тема 3. Мир профессий и заработков

27

4

Тема 4. Собственность: ее виды и их защита

25

ИТОГО

70

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

 ____________ / Вязовова С.В./

«___» _______________20__ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИР ЭКОНОМИКИ»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 п/п

Тема урока

Коли-

чество часов

Виды и

формы

контроля

Дата проведения

Примеча-

ния

по плану

факти-

чески

Тема 1. Что такое экономика

22

1-4

Зачем нужна экономика.

4

ФО, конкурс

5-8

Как устроена хозяйственная жизнь человечества

4

ФО, выставка работ

9-12

Возникновение экономики

4

создание макета школы

13-17

Как организуется производство благ

5

контрольное упражнение тестирование

18-22

Повторение темы: «Возникновение экономики»

5

ФО,

тренировоч-ное упражнение

Тема 2. Торговля и ее виды

28

23-26

Торговля - союзник производства

4

тематическая программа

27-30

Какая бывает торговля

4

ФО, контролирующая игра

31-34

Многоликая розничная торговля

4

ФО, тренировоч-ное упражнение

35-38

Зачем нужна оптовая торговля

4

ФО, контролирующая игра

39-42

Как оптовая торговля помогает производству

4

ИО, контрольная работа

43-46

Зачем нужна биржа

4

ФО, тестирование

47-50

Повторение темы «Торговля»

4

ФО, мини-соревнование

Тема 3. Деньги и банки

20

51-53

Деньги - помощник торговли

3

ФО, контролирующая игра

54-56

Краткая история звонкой монеты

3

ФО

57-60

Зачем люди придумали банки

4

ФО, тестирование

61-64

Банковские деньги

4

65-67

Как бумажные деньги стали главными

3

ФО, мини-соревнование

67-70

Повторение темы «Деньги и банки»

3

тестирование контролирующая игра, контрольная работа

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

 ____________ / Вязовова С.В./

«___» _______________20__ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИР ЭКОНОМИКИ» 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Дата проведения

по плану

факти-

чески

1

Тема 1. Вводный урок. Повторение и систематизация знаний

1

ФО, конкурс

Тема 2. Безналичные деньги

17

2-4

Как банки сделали деньги невидимыми

3

создание макета школы

5-8

Как работают безналичные деньги

4

контрольное упражнение тестирование

9-12

Электронные деньги

4

ФО,

тренировоч-ное упражнение

13-16

Банки и кредитование

4

ФО, выставка работ

17-18

Повторение темы «Безналичные деньги»

2

тематическая программа

Тема 3. Мир профессий и заработков

27

19-22

Заработная плата

4

ФО, тренировоч-ное упражнение

23-26

В мире профессий и заработков

4

ФО, контролирующая игра

27-30

Как найти работу

4

ИО, контрольная работа

31-34

Как увеличить свои заработки

4

ФО, тестирование

35-38

Карьера и доходы. Плата за творчество

4

ФО, мини-соревнование

39-42

Как производство помогает творцам

4

ФО, контролирующая игра

43-45

Повторение темы «В мире профессий и заработков»

3

ФО, контролирующая игра

Тема 4. Собственность: ее виды и их защита

25

46-50

Собственность и ее виды

5

ФО, тестирование

51-55

Как стать собственником и как защитить свою собственность

5

56-59

За что можно лишиться собственности

4

ФО, мини-соревнование

60-63

Повторение темы «Собственность»

4

тестирование

64-67

Экономика предпринимателя

4

ФО,контролирующая игра

68-70

Итоговое повторение курса

3

контролирующая игра, контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 «МИР ЭКОНОМИКИ»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Что такое экономика (22 ч)

Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояние граждан страны. Роль технического прогресса в развитии экономики. Понятие об уровне жизни и факторах его роста. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов.

Тема 2. Торговля и ее виды (28 ч)

История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы. Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.

Тема 3. Деньги и банки (20 ч)

Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет. История российской монетной системы. Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. Понятие о кредите. Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Понятие о чеках. История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«МИР ЭКОНОМИКИ»

 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводный урок. Повторение и систематизация знаний (1 ч)

Тема 2. Безналичные деньги (17 ч)

Факторы возникновения безналичных расчетов. Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Достоинства и недостатки чековых расчетов. Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек. Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты. Роль банков в организации использования сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов. Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков.

Тема 3. Мир профессий и заработков (27 ч)

Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизмы повременной и сдельной заработной платы. Какие профессии оплачиваются повременно. Государственное регулирование оплаты труда. Факторы, формирующие размер заработной платы. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей разных профессий и с разным стажем работы. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России.

Тема 4. Собственность: ее виды и их защита (25 ч)

Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников. Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М, 2003. Версия 2 CD.
  2. Королев В.О. Экономика и рынок для девчонок и мальчишек. СПб.: Корона принт,2007
  3. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  4. Я познаю мир: детская энциклопедия. Экономика / авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; худ. С. В. Тальдяева, А.

Литература для педагога

Основная литература

  1. Заиченко, Н. А. Букварь Рокфеллеров: учебное пособие для учащихся 6-8 классов. - СПб.: СМИО Пресс, 2000. - 120 с.
  2. Заиченко, Н. А. Хрестоматия к бизнес-курсу «Букварь для Рокфеллеров» для 6-8 классов. - СПб.: СМИО Пресс, 2000. - 152 с.
  3. Сборник программно-методических материалов по экономике / Б. И. Мишин; Министерство образования РФ. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 240 с. - ISBN 5-7755-0164-0.
  4. Скляренко В., Щербак Г., Мирошников В. 50 знаменитых бизнесменов. -Харьков: Фолио, 2003.
  5. Тесты для всех / сост. Т. М. Орлова. - Киев: Фирма «Довiра», упорядкуваняя, 1993. - 222 с.
  6. Травин Е.Н. Экономика: ролевые игры и практикумы. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
  7. Экономика. 7-8 классы: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица / авт.-сост. Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207 с.

Дополнительная литература

  1. Белова Т. Урок экономики в школе. Порог насыщения // Народное образование. -2003
  2. Боровков С. Каков работник, такова ему и плата // Открытый урок. - 2000. - № 44.
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.
  4. Затьяков Михаил. Экоурок: «Ты - мне, я - тебе» // Открытый урок. - 1999. - № 28.
  5. Корлюгова Ю. Н. Путеводитель по стране Экономика: рабочая тетрадь для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 80 с.
  6. Маслакова М. Н. Открой себя в бизнесе; Конева Е. Н. Учиться бизнесу -учиться у бизнеса // Читаем, учимся, играем. 2003. - № 5.
  7. Райзберг Борис. Экозадачи: «В Денвере решали с удовольствием» // Открытый урок. - 1999. -№ 29.
  8. Савина, М. С. Обучение технологии поиска работы. - М.: НИИРО, 2004. - 72 с.
  9. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинги. - М.: Вако, 2005.
  10. Сергачев В. Сколько сентумов в талере? // Открытые уроки. - 1999. - № 38.
  11. Шалаева Т. Все обо всем. - М.: Филологическое общество «Слово», компания «Ключ-С», 1996. - 446 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Филиппова Ирина Павловна , педагог дополнительного образования "Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Экономика и финансы"

Филиппова Ирина Павловна, педагог дополнительного образованияМетодическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе "Экономика и финансы",  по теме "Налоги"...