Программа "Подготовка к семейной жизни"
рабочая программа (10 класс)

Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка будущих родителей к семейной жизни»  направлена на  психологическую поддержку процессов   полоролевой  и семейной  социализации старшеклассников  к взрослой  жизни.

В процессе реализации программы у старшеклассников планируется  развивать социальные и коммуникативные компетенции, которые позволят успешно адаптироваться в условиях современной жизни  и обеспечат  благополучную семейную жизнь в будущем.

Программа реализуется с группами старшеклассников в возрасте от 15 лет. Обучение строится с учетом «зоны ближайшего развития» старшеклассников, реальных проблем и запросов, что делает программу актуальной. Реализация целей и задач программы позволяет наработать в психологической сфере структуру, обеспечивающую выстраивание гармоничных взаимоотношений с окружающими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Подготовка будущих родителей к семейной жизни»

Возраст  обучающихся: от 15 лет

Срок освоения программы: 1 год

         

Автор - составитель: Кутуева Г.Р.,

педагог дополнительного образования

           высшей квалификационной категории, руководитель семейного клуба «Доверие»

                               

Первомайск

2018 год

                                                                   

Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка будущих родителей к семейной жизни»  направлена на  психологическую поддержку процессов   полоролевой  и семейной  социализации старшеклассников  к взрослой  жизни.

В процессе реализации программы у старшеклассников планируется  развивать социальные и коммуникативные компетенции, которые позволят успешно адаптироваться в условиях современной жизни  и обеспечат  благополучную семейную жизнь в будущем.

Программа реализуется с группами старшеклассников в возрасте от 15 лет. Обучение строится с учетом «зоны ближайшего развития» старшеклассников, реальных проблем и запросов, что делает программу актуальной. Реализация целей и задач программы позволяет наработать в психологической сфере структуру, обеспечивающую выстраивание гармоничных взаимоотношений с окружающими людьми.

Для реализации программы применяется  следующие технологии:

технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология - дебаты, технология личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающая технология.

Для формирования и развития умений и навыков обучающихся применяются активные формы проведения занятий:  беседа, игра, практическое занятие, тренинг, психологический практикум.

Промежуточная аттестация  обучающихся предусматривает  устный опрос и выполнение практической работы в конце разделов.  Программа имеет социально-педагогическую  направленность, включает разделы: «Юность – время перемен» и «Основы семьи и брака».

Актуальность: Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всем мире. Для любого человека, в том числе и подростка, характерно внутреннее стремление к счастью. Достижение этой цели во многом зависит от того, готов ли он создать счастливую семью. На пути к семейному счастью есть много сложностей. Молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представлений о правильном устроении семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака.

Даже если у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и гармоничную семью,  но в современных условиях ему очень трудно их реализовать.

Данная программа направлена на помощь старшеклассникам с перечисленными выше трудностями на пути становления их личности и создания в будущем  гармоничной семьи.

Цель  программы:  Создание  условий для успешной социализации  старшеклассников  во взрослой жизни, формирование   готовности к самостоятельной   деятельности  и развитие адекватных брачно-семейных представлений на основе  традиционных ценностей.

Задачи  программы:

Образовательные: 

  • расширять   знания об особенностях  юношеского периода;
  • формировать навыки активного слушания;
  • развивать конструктивные приёмы решения конфликтов в семье;
  • сформировать представление об основных причинах  трудностей в период адаптации молодой семьи;
  • ориентироваться в причинах нарушений детско-родительских отношений.

 Развивающие:

  • укреплять  важность семейных ценностей;
  • развивать ответственность по  отношению к членам семьи;
  • расширять представления о проблемах между разными поколениями;
  • формировать  коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми  и взрослыми;
  • иметь осознание о  ценности здорового и безопасного образа жизни.

Воспитательные:

  • формировать  позитивные  нормы   поведения  в  семье; 
  • формировать  понимание значимости семьи в жизни человека и общества;
  • формировать  представление о семейной экономике и планировании бюджета.

Для формирования и развития умений и навыков обучающихся применяются активные формы проведения занятий:  беседа, игра, практическое занятие, тренинг, психологический практикум.

Оптимальная численность группы – 20 человек. Возможно проведение занятий в классах  стандартной наполненности до 25 человек. Формирование группы проводится на добровольческой основе. Предпочтительней проводить занятия в разнополой группе. Адресат программы:  Программа рассчитана  на учащихся в  возрасте  от 15 до 18 лет. Период реализации программы: 1 год – 36 часов .

Образовательный процесс  состоит из следующих разделов :

Раздел 1. «Юность – время перемен» -17 занятий.

Раздел  2. «Основы семьи и брака» - 19 занятий.

Режим занятий: Обучение в группах ( 1 раз в неделю  по 45 минут )

Планируемые результаты:

В результате освоения программы  обучающиеся  должны знать:

  • особенности  и трудности юношеского возраста;
  • основные принципы  семейного благополучия;
  • основы семейных традиций и ценностей;
  • конструктивные приёмы решения конфликтов в семье;
  • иметь представление о планировании семейного бюджета.

уметь:

  • искать способы конструктивного межличностного взаимодействия;
  • владеть способами решения конфликтов;
  • стараться объективно оценивать жизненные проблемные ситуации.

Результаты развития:

  • проявляет коммуникативную компетентность в общении с окружающими;
  • понимает  ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • владеет навыками эффективного взаимодействия с родителями и друг с другом.

Результаты воспитания:

  • имеет представления о семейных ценностях и традициях своей семьи;  
  • владеет основными знаниями о проблемах молодой семьи на современном этапе;
  • проявляет уважительное отношение к родителям и  людям старшего возраста.

Итог реализации программы:

  • владеть знаниями об основах  конструктивных взаимоотношений между людьми и развивать их;
  • понимание  и желание личностного саморазвития;
  • иметь представление о основных моментах для создания семьи и    проблемах молодой семьи;
  • определение  роди  семейных ценностей в своей жизни.


Приложение 1

  1. Учебный план

п/п

Название раздела, название темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

Раздел 1. «Юность – время перемен»

17

3

14

Зачет

2

Раздел 2. «Основы семьи и брака»

19

4

15

Зачет

ИТОГО:

36

7

29

Рабочая программа

Учебно-тематический план

Название  раздел//Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

Раздел 1

«Юность – время перемен»

17

6

11

1.1

Основные проблемы юношества

6

2

4

Текущий контроль -письменный опрос

1.2

Навыки  межличностного общения.

9

3

6

Текущий контроль -устный опрос

Итоговое занятие

2

1

1

Промежуточная аттестация-Зачёт

 Раздел 2

«Основы семьи и брака»

19

6

13

2.1

Искусство быть супругами

9

2

7

Текущий контроль -устный опрос

2.2

Семейные конфликты. Пути решения

8

3

5

Текущий контроль -письменный опрос

Итоговое занятие

2

1

1

Промежуточная аттестация-Зачёт

Всего

36

12

24

 Содержание  программы

Раздел 1. Юность – время перемен (17 ч.)

Тема 1.1. Основные проблемы юношества

Теория: Вводное занятие. Знакомство. Установление правил работы группы. Основные проблемы юношества. Этапы взросления.  Кто такие юноши и девушки.

 Практика: Причины трудностей в юношеском возрасте. Сходства и различия  юношей и  девушек. Принятие себя.

Тема 1.2. «Навыки  межличностного общения»

Теория: Стереотипы и барьеры в общении. Навыки активного слушания. Принципы взаимопонимания. Трудности в общении мужчин и женщин.

Практика: Практическая отработка навыков активного слушания. Любовь и влюбленность. Разрушители любви. Первая любовь. Мир мужчин и мир женщин. Особенности психосоциального развития мужчин и женщин.  Проблемы и риски. Любовь и ответственность.

Раздел 2. Основы семьи и брака  (19ч)

Тема 2.1. «Искусство быть супругами»

Теория: Мир взрослых. Мужчина и женщина в семье. Планирование семьи.

Практика: Выбор спутника жизни. Причины вступления в брак. Будни и праздники в семье. Благополучие  и стабильность семьи. Бюджет семьи. Психологический климат в семье. Моя будущая семья

Тема 2.2. «Семейные конфликты. Пути решения»                                                  Теория: Классификация и причины конфликтов. Причины трудностей в период адаптации молодых супругов. Семейные роли, их распределение. Отношение поколений в семье.

Практика: Способы поведения в конфликтных ситуациях. Формирование навыков конструктивного поведения и общения в семье. Эффективные способы общения. Условия  адаптации молодых супругов к  совместной жизни. Организация семейного быта. Рождение ребенка и конфликты, возникающие в этот  период. Проблема отцов и детей. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями.  Способы достижения гармонии  в семейных отношениях.

                                   Формы аттестации

Текущий контроль: устный опрос, письменный опрос. Текущий контроль проводится в конце каждой темы.

Промежуточная аттестация по разделу 1. «Юность – время перемен» проходит в форме зачета, комплексной проверки теоретических знай (устный опрос) и практических навыков (практической работы).

Промежуточная аттестация по разделу 2. «Основы семьи и брака» проводится в форме зачета, комплексной проверки теоретических знай (устный опрос) и практических навыков (защита практической работы).

                         

                                   Оценочные материалы

                                   Комплект оценочных материалов

1 РАЗДЕЛ

Промежуточная аттестация.

Теоретические вопросы

  1. Сходства и различия юношей и девушек.
  2. Барьеры в общении
  3. Что нужно делать для взаимопонимания

 Практическая работа: «Любовь и ответственность»

 по плану

 1.Какая из функций семьи самая важная, по вашему мнению?

2.Кто должен быть главой семьи: мужчина, женщина или тот, кто больше зарабатывает?

3. Какая модель семьи больше других подходит для вас и почему?

2 РАЗДЕЛ

Промежуточная аттестация.

Теоретические вопросы

  1. Основы семьи
  2. Причины вступления в брак
  3. Планирование семьи

           Практическая  работа  «Гармония семейных отношений». 

Практические рекомендации по созданию счастливой семьи 

по плану :

1. Перечислите возможные причины супружеских конфликтов, конфликтов между родителями и детьми.

2. Согласны ли вы с утверждением А. Монтерлан «Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы всегда возвращаемся».

3. Считаете ли вы что поговорка «С милым рай в шалаше» устарела

4.  Главные принципы гармонии семейных отношений на ваш взгляд.

Письменный опрос

Оценка  эффективности занятий (анкета обратной связи)

Занятия по программе мне помогли (научили): лучше узнать

( оценивать от 0 до 10 баллов)

1. Лучше узнать и понять себя

2.Более эффективно взаимодействовать со сверстниками своего и противоположного пола

3.Лучше узнать и понять своих сверстников (одноклассников)

4.Получить представление о психологических особенностях представилей противоположного пола

5.Лучше понять особенности взаимоотношений в семье

6.Получить навыки конструктивного поведения в  конфликтных ситуациях

7.Получить представление об этике интимных представлений

8.Понять и принять ответственность за свои поступки

9.Лучше понять принципы и закономерности семейного воспитания

10.Занятия по программе подготовке к семейной жизни мне понравились.

Письменный  опрос

Возраст ______ Пол___________

  1. К чему вы стремитесь в своей жизни в первую очередь?
  2. (1-5 вариантов ответа)

1.Жить в достатке

11.Иметь много свободного времени, проводить его в своё удовольствие

2.Воспитать хороших детей

12.Жить , как хочется, не обременяя себя излишними обязанностями

3.Иметь хорошую семью

13.Иметь хорошее образование

4. Иметь высокооплачиваемую работу

14. Стать богатым

5.Жить честно, в согласии с самим собой

15.Иметь свой бизнес

6.Вести здоровый образ жизни

16.  Попасть в круг влиятельных людей, добиться власти

7.Любить и быть любимым

17. Иметь дорогие, модные вещи, престижную собственность

8.Много путешествовать, посмотреть мир

18.Добиться общественного признания и известности

9.Сделать карьеру

19.Затрудняюсь ответить

10.Быть интеллектуально развитым, интересным человеком

20.Другое

  1. По каким мотивам, по вашему мнению , люди сейчас вступают в брак?

(1-2 варианта ответов)

1) По любви, чтобы быть вместе с любимым человеком

2) Для продолжения рода

3) В целях материального благополучия

4) По расчету ,чтобы  найти партнера не только в семье, но и в карьере , бизнесе и др.

5) В соответствии  с религиозными и национальными традициями , потому что так принято.

6) Чтобы иметь надежного сексуального партнера

7) Чтобы не быть одиноким, гарантировать стабильную  старость

8) Из чувства долга

9)Затрудняюсь ответить

4 . В современных условиях многие женщины вынуждены совмещать семейные обязанности и работу. Какие из предложенных ниже суждений по этому  поводу вам ближе?

  1. Вообще не иметь семью
  2. Иметь супруга, партнера, но не заводить семью
  3. Родив детей , постараться не бросить работу
  4. Родив детей, оставить работу и воспитывать детей до трехлетнего возраста, потом вернуться на работу
  5. Родив детей, оставить работу и воспитывать детей до поступления в школу, потом вернуться на работу
  6. Родив детей, оставить работу и посвятить себя семье
  7. Затрудняюсь ответить

5 .Какие проблемы в семье, по вашему мнению, чаще всего приводят к разводу? (Проанализируйте ответы по степени их значимости)

             1) Измена

             2) Алкоголизм

             3)Отсутствие взаимопонимания

            4) Физическое насилие

            5) Материальные затруднения

            6) Проблемы с детьми

 6 . Для вас развод в семье – это…

1)выход из ситуации , необходимость,

2) крах семейных устоев , надежд,

3) заурядное, обычное явление,

4)ошибка, о которой потом пожалеешь.

7. Как будут распределяться обязанности между супругами в вашей семье?

1)поровну, с учетом помощи друг другу

2) Четкое распределение на женские и мужские обязанности

3) Не знаю, не задумывался над этим вопросом

8. Хотели бы вы , чтобы ваша будущая семья похожей на вашу родительскую семью?

1)Да

2)Нет

9 .Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?

1)  Трудно сохранить надолго

2) Быстро завязяваются, ,быстро расстаемся

3)Имею длительные отношения

4) Не имею отношений

5) Другое______________________

10 .Как вы соотносите такие понятия, как «секс» и «любовь»

1)Любви без секса не бывает

2) Секс без любви не имеет смысла

3) Любовь-любовью, секс-сексом

4) Другое________________

11. Почему современная молодежь рано начинает половую жизнь?

1)Из любопытства ( желания познать что-то новое)

2)От безделья

3)Случайно

4)Чтобы быть как все

5)Чтобы казаться более взрослыми

6)Под воздействием алкоголя и т.д

7)Другое___________________

12. Считаете ли вы, что ранние интимные отношения могут причинить вред? Почему?

13. С какого возраста следует начинать половую жизнь?

1) 12-13 лет

2) 14-15 лет

3) 16-17 лет

4) 18 лет

5)Другое_______________

                                              Критерии оценки

Раздел программы

Форма контроля

Критерии оценки

Система оценки

1.

Раздел 1.

Юность – время перемен

Зачет:

Теория:

Устный опрос

 

1балл-не может  самостоятельно высказать мнение по вопросам

3балла-с помощью педагога раскрывает  поставленные вопросы

4-5 баллов

Самостоятельно может  высказать свою позицию  по всем вопросам

1 балл –

низкий

уровень

освоения

программы

3 балла –

средний

уровень

освоения

программы

4–5 баллов

–высокий уровень

освоения

Практика:

Практическая работа

1балл-Не может  самостоятельно высказать мнение.

3балла-с помощью педагога может  описать свою позицию

4-5 баллов

Самостоятельно может  высказать свою позицию  по всем вопросам

1 балл –

низкий

уровень

освоения

программы;

3 балла –

средний

уровень

освоения

программы;

4–5 баллов

–высокий уровень

освоения

2.

Раздел 2.

Основы семьи и брака

Зачет:

Теория:

Устный опрос

1балл-Не может  самостоятельно высказать мнение по вопросам

3балла-с помощью педагога раскрывает  поставленные вопросы

4-5 баллов

Самостоятельно может  высказать свою позицию  по всем вопросам

1 балл –

низкий

уровень

освоения

программы

3 балла –

средний

уровень

освоения

программы

4–5 баллов

–высокий уровень

освоения

Практика:

Практическая работа

1балл-Не может  самостоятельно высказать мнение.

3балла-с помощью педагога может  описать свою позицию

4-5 баллов

Самостоятельно может  высказать свою позицию  по всем вопросам

1 балл –

низкий

уровень

освоения

программы;

3 балла –

средний

уровень

освоения

программы;

4–5 баллов

–высокий уровень

освоения

Список литературы

Литература для педагога

  1. Андреева  Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева.- СПб, 2014.
  2. Антонова Л.И. Психологические  механизмы формирования готовности старших школьников к созданию семьи/ Л.И.Антонова,  П.А. Цветкова//Современные гуманитарные исследования.-2016.-№1
  3. Битянова М.Р.  Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- СПб, 2017
  4. Буленкова Н.С. Семья- это любовь.-Воспитание школьников.-2008.-№1
  5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни.-М.2015.
  6. Игнатова О.В. 7Я Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для старшеклассников .-М.2013.
  7. Псхогимнастика в тренинге / под.ред.Н.Ю. Хрящевой .-СПб.2000
  8. Смирнова Е.Е. Ценностные ориентации подростков в свете формирования готовности к семейной жизни.Инновационные аспекты психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования.-СПб.-2011.
  9.  Хромова Ю. Условия бесконфликтного  общения: конспект группового занятия для старшеклассников.-Школьный психолог.-2007.-№13
  10. Черникова Т.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств : классные часы и клубные занятия для старшеклассников.-М, 2006
  11.  Юферева Т.И. Формирование психологического пола.-Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту.-М, 2013.

 Литература для обучающихся

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1981.
  2. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2013.
  3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 2015
  4. Юсупов И.М. Психология взаимоотношения. – Казань, 2015

           Литература  для родителей:

  1. Ковалев С.В. Психология современной семьи.– М.: Просвещение, 2010
  2. Юрчук В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. Минск, 2015
  3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 2015 
  4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни - М.: Просвещение, 1991.
  5.  Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства -М., 2016

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в...

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"

Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....

Кл. час "Уклад семейной жизни"

Цель классного часа воспитывать человека-семьянина. Как классный руководитель мною была поставлена задача, содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям (п...

Семейная жизнь. Семейные проблемы.

Презентация из серии по теме "Семья". Может использоваться для учащихся 9-11 классов. Предполагает дискуссию среди учащихся и возможность выразить собственное мнение по проблемам семейных отношений....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...