Главные вкладки

    Рабочая программа секции по вольной борьбе
    рабочая программа (7 класс)

    Дашеев Чингис Сергеевич

    Рабочая программа предназначена для учащихся 5-7 класссов. Рассчитана на 3 года обучения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

    «Санагинская детско-юношеская спортивная школа»

     Утверждаю:                                                                                 Рабочая программа одобрена

    Директор МБОУ ДОД «Санагинская ДЮСШ»                       зам. директора по УВР

     ___________________/Норбоев А.П./                                       ______________/Уланов П.В/

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    секции по ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

    для детей ГНП – 3 года обучения

    Составитель: тренер-преподаватель

    Дашеев Ч.С.

    2016

    1.  П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я   З А П И С К А.

     Основные задачи  реализации программы:

    - вовлечение подростков в массовый спорт и профилактика правонарушений, беспризорности    и безнадзорности  среди подростков..

    -  развитие массового спорта и вольной борьбы в Республике Бурятия;

    - осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации для пополнения сборных команд страны  - мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1 разряда;

    - быть методическим центром по подготовке спортивного резерва на основе широкого развития данного вида спорта;

    - подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту.

    В представленной программе  представлены модель построения системы многолетней тренировки, учебный план, примерные планы – графики учебного процесса на каждый год обучения, варианты распределения  занятий в недельном микроцикле в зависимости от периода и условий подготовки.

    Учебная работа организуется на основании данной программы и проводится круглогодично.

    Поступающие в группы проходят приемные испытания и допускаются после прохождения  медицинского осмотра.

    Занятия по освоению теоретического материала проводятся в виде бесед, пояснений на практических и теоретических занятиях. Практический материал изучается на учебно-тренировочных занятиях, проводимых в форме групповых уроков.

    В разделе СФП (специальная физическая подготовка) внесена игра «Регби». Конечно же, эта игра адаптирована для борцовских залов, больше похожая названием на спортивную игру «Регби». Но в борцовском зале регби в большой степени имитирует вольную борьбу, в игровой форме давая столь необходимые борцовские навыки.

    Также в этот раздел внесены имитационные упражнения, потому что они помогают с одной стороны лучше усвоить технику вольной борьбы, а с другой стороны повысить СФП.        

    Программа дает возможность двигаться в одном направлении от групп начальной подготовки к учебно-тренировочным группам, осуществляя взаимосвязь между этими группами.

    Основными задачами  являются:  

    • адаптация к жизни в обществе
    • привитие любви к физической культуре
    • формирование общей культуры
    • формирование мировоззрения здорового образа жизни
    • осуществлять подготовку всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации для пополнения сорных команд области 
    • подготовка, из числа занимающихся, инструкторов – общественников и  судей по спорту
    • быть методическим центром по развитию вольной борьбы
    • оказывать общеобразовательным школам помощь по проведению уроков раздела вольная борьба.

    Учебная работа по вольной борьбе проводится на основе данной программы и проводится круглогодично.

    Программа также определяет ряд задач на различных этапах подготовки.

    Этап начальной подготовки;

    • стабильность состава занимающихся;
    • динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств;
    • уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;
    • освоение базового программного материала:
    • Этап учебно-тренировочный
    • состояние здоровья занимающихся;
    • уровень физического развития;
    • динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями;
    • показатели освоения объёмов тренировочных нагрузок;
    • применение знаний, умений и навыков в соревновательной практике.                                  

    Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:

    • выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке для перехода на последующий этап обучения;
    • овладение знаниями теории вольной борьбы и практическими навыками проведения соревнований;
    • успешное выступление в соревнованиях.

    Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха, учащихся в каникулярный  период администрация школы организует оздоровительные и специальные площадки, лагеря, учебно-тренировочные сборы.

    Занятия,  по освоению теоретического материала, проводятся в форме бесед, пояснений преподавателей во время практических занятий, лекций, просмотра видеофильмов (приложение №3).

    Практический  материал программы изучается на учебно-тренировочных занятиях, проводимых в форме групповых уроков.

    В процессе занятий занимающиеся должны пробрести теоретические знания, навыки по технике и тактике ведения спортивной борьбы, инструкторские и судейские навыки, необходимые для ведения работы в качестве инструкторов – общественников и судейства соревнований по вольной борьбе.

    Инструкторскую и судейскую практику занимающиеся проходят на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

    При проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований тренер – преподаватель должен строго соблюдать установленные санитарно – гигиенические нормы для мест занятий и оборудования, меры по предупреждению травматизма.

    2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    В процессе тренировки решаются и воспитательные задачи. Преподаватели должны  воспитывать у юных спортсменов сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, уважения к старшим, дружбы, товарищества, организованности и дисциплины, патриотизма.

    Важным условием для успеха воспитательной работы является своевременное начало занятий, хорошая их организация, высокая требовательность к посещаемости и выполнению норм и правил личной гигиены. Особое значение имеет личный пример тренера – преподавателя.

    Воспитательную работу нужно также проводить вне учебных занятий в форме бесед, лекций, докладов, экскурсий, посещения выставок, просмотра фильмов, соревнований.

    Тренер – преподаватель обязан поддерживать связь с родителями юных спортсменов, классными руководителями, следить за успеваемостью учащихся и так далее.

    3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

    Психологическая подготовка включает:

    1. Формирование личности;
    2. Межличностные отношения;
    3. Спортивный интеллект;
    4. Психологические функции;
    5. Психомоторные качества.

    Основные задачи:

    1. Привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
    2. Формирование установки на тренировочную деятельность.

    Главные методами психологической подготовки: беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования ситуации через игру и моделирование соревновательной деятельности, ситуации, требующие преодоления трудностей (страх, волнение, неприятные ощущения и т. д.). В этих ситуациях, как правило, не ставятся задачи проявить предельные мобилизационные возможности.

    Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.

    Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психологических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение  приемам саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, (воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т. д.).

    Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.

    Психическая готовность к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. (А. Ц. Пуни).

    Специальная психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю (примерно за месяц до соревнования) и непосредственную перед выступлением и в течение соревнований. 

    Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает:

    • получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах;
    • получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки;
    • определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации);
    • разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований;
    • стимуляции правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки;
    • организация преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у юного спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления;
    • создание в процессе подготовки условий и использования приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

    Непосредственная психологическая подготовка в ходе соревнований включает:   

    • психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением;
    • психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно - психологического восстановления;
    • психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления.

    Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена.

    Психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями - анализ прошедших выступлений, ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности, организации условий для нервно  психологического восстановления (уменьшение психологического утомления, снижения напряженности путем применения различных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушения и т. п.).

    Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает короткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение психологической напряженности, психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений - нормализация психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработке уверенности в своих силах.

    1. РЕГУЛЯЦИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ЮНОГО СПОРТСТМЕНА.

    В процессе занятий с юными спортсменами важно учитывать особенности их эмоционального состояния. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому, бурному выражению переживаемых чувств. Регулирование эмоционального возбуждения юных спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением в соревновании с помощью разных методов воздействия.

    К числу приемов, способствующих достижению оптимального возбуждения, относятся в первую очередь словесные воздействия (разъяснения, убеждения, одобрение, похвала и др.). С их помощью снижается эмоциональная напряженность, неуверенность в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности перед соревнованиями.

    Воздействие словом рекомендуется проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.

    Приемы самовоздействия, которыми овладел юный спортсмен в процессе круглогодичной подготовки, имеют, пожалуй, наибольшее значение в соревновательной обстановке. К ним относятся: переключение мыслей и внимания на формы и явления, вызывающие положительную реакцию (на спортивную технику, процесс спортивного совершенствования), самоубеждение, самоприказы типа « успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки» и т. п.

    Весьма эффективными являются и другие приемы снижения уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержка дыхания; чередование напряжения и расслабления групп мышц (лежа, сидя); контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявления и «приведение» их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа (легкое поглаживание, потряхивание и др.).

    Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящим выступлением, настройка на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т. д.

    Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и впущенный сон - отдых.

    Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявлением силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

    5.ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ.

    Учебно-тренировочный процесс в каждой группе планируется на основе данной программы, учебного плана и годовых графиков расчета учебных часов.

    Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия.

    На теоретических занятиях учащиеся получают знания по анатомии, физиологии, биомеханике физических упражнений, гигиене, врачебному контролю, восстановлению, методике обучения и тренировки в объеме, необходимом спортсменам-борцам и будущим инструкторам-общественникам.

    Практические занятия состоят из следующих разделов: общая и специальная физическая подготовка; изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы; инструкторская и судейская практика; испытания по выполнению контрольных нормативов.

    Количество часов на соревнования учитывается по разделу «Изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы».

    При планировании программного материала практических занятий средства подготовки определяются в зависимости от периода тренировки, уровня общефизической и специальной подготовленности и возраста занимающихся.

    Планирование учебно-тренировочных занятий для новичков должно быть подчинено задачам всестороннего физического развития, изучения элементов техники вольной борьбы и тактики. Для борцов разрядников осуществляется изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, подготовка к участию в соревнованиях в соответствии с календарным планом. Учебно-тренировочный процесс каждого года делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный, (в группах начальной подготовки первого года обучения деление на периоды не производится)

    Каждый период имеет свои задачи.

    Подготовительный период (август-октябрь).

    Задачи: укрепление здоровья занимающихся, улучшение их общей физической подготовленности, изучение техники и тактики борьбы, совершенствование моральных и волевых качеств,  теоретическая подготовка.

    Соревновательный период (ноябрь-май).

    Задачи: дальнейшее развитие физических, моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, достижение высокого уровня тренированности, специальная подготовка и участие в соревнованиях,  приобретение инструкторских и судейских навыков.

    В этом периоде особое внимание уделяется непосредственной подготовке занимающихся к предстоящим соревнованиям.

    В зависимости от количества крупных соревнований соревновательный период может состоять из 2—3 циклов подготовки.

    Соревнования по борьбе проводятся согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий

    Переходный период (июнь-июль).

    Задачи: активный отдых, поддержание достигнутой общей и специальной физической подготовленности,

    Занимающимся, уезжающим на каникулы, тренер-преподаватель должен дать индивидуальное задание по общей и специальной физической подготовке.

    Планирование учебно-тренировочного процесса в году для спортсменов 1 разряда взрослых и выше может быть изменено в зависимости от сроков проведения основных крупных соревнований и осуществляется по индивидуальному плану тренировки спортсмена.   При этом следует соблюдать необходимую продолжительность различных периодов тренировки.

    В отделении по вольной борьбе ДЮСШ, должны быть следующие учебные документы: программа, учебные планы, годовые графики учебных часов для отдельных групп, расписание занятий, календарный план спортивных мероприятий, индивидуальные планы занимающихся старших разрядов.

    Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.

     

    ΙΙ.У Ч Е  Б Н Ы Й  М А Т Е Р И А Л.

    Ι.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

    1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА:

    Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков.

    2. ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА:

    Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.

    3. ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА:

    Значение и основные понятия правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Роль спортивного режима и питания.

    4. РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ:

    История вольной борьбы.

    5. ВЫДАЮЩИЕСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СПОРТСМЕНЫ

    В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ:

    Чемпионы и призеры олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

    6. САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ:

    Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля. Его форма и содержание.

    7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ:

    Понятие о спортивной тренировке. Ее цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка.

    8. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ:

    Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки.

    9. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

    Понятие о физ. подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая хар - ка основных физических качеств, особенности их развития.

    10. ЕДИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

    Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК.

     

     

    ΙΙΙ. П Р А К Т И Ч Е С К И Й  М А Т Е Р И А Л

    1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    (для всех групп)

    Строевые упражнения.

    Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем и замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Напра-во!», «Нале-во!», «Кру-гом!». Изменение скорости движения командам: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!». Перестроение из одной шеренги в две, три, и т. д.

    Общеразвивающие упражнения.

    Основные движения головой, руками, ногами, туловищем, (типа зарядки, разминки).

    Упражнения для шеи: наклоны головой вперед, назад, в стороны, повороты, круговые движения без сопротивления, с сопротивлением, в парах.

    Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание пальцев; движения в плечевых, локтевых, и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, повороты, вращения, отведение и приведение); одновременные, попеременные и последовательные маховые, круговые движения; сгибание и разгибание рук в упоре и лежа.

    Упражнения для туловища: наклоны туловища вперед, назад, в стороны; повороты налево, направо (выполнение с большой амплитудой и дополнительными пружинящими движениями); круговые движения туловищем.

    Упражнения для ног: движения в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах (сгибание, разгибание, вращение) из различных исходных положений (стоя на одной ноге, с опорой на партнера, стену, снаряд, сидя, лежа на спине). Маховые и круговые движения ногой. Приседания, прыжки на двух и на одной ноге. Выпады. Пружинящие приседания в выпаде; смена положения ног прыжком, в выпаде. Выполнение упражнений на месте, в движении.

    Согласованные движения руками, ногами, туловищем. Одновременные движения руками, ногами в различных направлениях и последовательности на координацию; переход из упора присев  в упор лежа и обратно, в упор присев, на гибкость и другие. 

    Упражнения с предметами.

    Упражнения с набивным мячом: движения прямыми руками, сгибание и разгибание рук, наклоны, повороты, круговые движения туловищем,   удерживая набивной мяч внизу, перед грудью, вверху, за головой, за спиной. Сгибание и разгибание ног с мячом, поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями. В положении сидя, лежа на спине. Передача мяса из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Подбрасывание мяча вверх и его ловля, то же с поворотом кругом. Броски мяча одной рукой (двумя руками), толчком плеча, от груди, из-за головы, снизу, через голову, между ног, на дальность. Броски мяча друг другу одной и двумя руками.

    Упражнения с гантелями, гирями: выполнение различных движений руками, туловищем, ногами, удерживая гантели, гири кистями или зажимая их между ступнями. Жим, рывок, толчок, жонглирование гирь.

    Подвижные игры.

    Игры с элементами общеразвивающих упражнений: перетягивание через черту, перетягивание в колоннах, шеренгах, выталкивание из круга, тяни в круг, перетягивание каната, «бой петухов», «борьба в квадратах», «кто сильнее?». Игры с бегом на скорость: различные эстафеты, «ворованное знамя», «бейсбол», «русская лапта» и т. д. Игры с прыжками в высоту и длину: «веревочка под ногами», «прыжок за прыжком и т. д. Игры с метанием на дальность и в цель: «снайперы», «лапта» и т. д. Игры подготовительные к спортивным играм: «ловкая подача», «мяч в воздухе», «охотники и утки», Защита укрепления» и т. д.

    Упражнения из других видов спорта.

    Гимнастика:упражнения на снарядах, ходьба скрестными переменными шагами вперед и назад, приседание, и прыжки на одной и обеих ногах.

    Упражнения в висах и упорах (гимнастическая стенка, кольца, перекладина, брусья.) Вис. Смешанные висы: стоя, присев, лежа. Упор. Упор лежа, продольно. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Подтягивание в висе. Подъемы из виса в упор (силой, переворотом, завесом, разгибом, мазом вперед, назад). Опускание из упора в вис (Переворотом вперед, назад). Угол в висе, упоре. Различные соскоки махом вперед, назад. Лазание (канат, шест). Вис на канате, шесте с захватом его ногами скрестно, подъемами ступни. Лазание способом в два, три приема, лазание на одних руках с различными положениями ног. Лазание на скорость, «завязывание каната узлом». Прыжки с каната, шеста.

    Легкая атлетика:прыжки в длину с места и с разбега (способом «согнув ноги», «прогнувшись»). Прыжки в высоту с прямого разбега, под углом к планке.

    Метания (теннисного мяча, гранаты весом 300, 500, 700 грамм) с места с шага и со скачка.

    Беговые упражнения.

    Бег на короткие дистанции (30. 60, 100 метров) из различных стартовых положений; бег на средние дистанции (400, 800,1000, 1500 метров); бег на длинные дистанции, бег по пересеченной местности (кроссы) до 5 км., с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Походы, марш-броски до 6 км. Повторный бег (от 10 до 800 метров). Эстафетный бег.

    Акробатика.

    Кувырки вперед и назад; кувырки назад с переходом в стойку на руках; кувырок-полет в длину, в высоту, через препятствие (мешок, чучело, стул, веревочку и т. д.); кувырок одна нога в перед; кувырок в сторону; кувырок, скрестив голени; кувырок из стойки на голове, кистях и руках, парный кувырок вперед, то же назад. Подъем разгибом из положения лежа на спине, кувырок вперед и подъем разгибом, стойка на голове и руках, на руках. Сальто вперед и назад. Перевороты через спину, руку партнера, с помощью партнера.

    Спортивные игры.

    Волейбол. Стойка, перемещение по площадке. Верхняя передача мяча в зонах своей площадки, через стойку, то после приема мяча с подачи. Прием мяча снизу у сетки, от сетки, то же с падением. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку, лицом и спиной к ней. Нижняя и верхняя прямые подачи. Прямой нападающий удар. Одиночное, двойное блокирование и страховка. Расстановка игроков при нападающих и защитных действиях. Двусторонняя игра.

    Ручной мяч. Передвижения приставными шагами, бег с изменением скорости, бег спиной вперед, остановки. Передачи мяча одной рукой сверху, снизу, сбоку. Ловля мяча. Ведение мяча в движении  шагом и бегом. Бросок мяча в ворота одной рукой сверху, снизу, сбоку  с места, с шага, в прыжке с разбега. Индивидуальные и групповые действия игроков в нападении и защите. Нападение быстрым прорывом. Техника игры вратаря: стойка, перемещения в воротах, задержание мяча, летящего на разной высоте.

    Футбол. Удары по мячу ногой: удары подъемом (внешней, внутренней частью и серединой), стопой (внутренней и внешней), носком по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары пяткой (назад). Удары перекидные и резаные. Удары по мячу головой: серединой и боковой частью лба (вниз и верхом) без прыжка и в прыжке с разбега. Остановка мяча подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, грудью, лбом. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, откидка мяча. Отбор мяча при единоборстве с противником; перехват мяча. Ложные движения (финты). Свободный, угловой, штрафной удар. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Стойка, перемещение в воротах. Ловля, отбивание мяча, летящего на разной высоте, с различной стороны от вратаря. Выбивание мяча с земли с рук; бросок мяча одной рукой. Тактические действия полевых игроков в нападении, в защите, играя по заданной тактической схеме. Тактика вратаря: уметь выбрать место при ловле мяча, руководить игрой партнеров по  обороне, организовать контратаку. Двусторонняя игра.

    Силовые упражнения.

    Общеразвивающие упражнения для шеи, рук, туловища, ног с отягощениями (набивными мячами, гантелями, гирями, штангой, камнями, бревнами и др. предметами). Упражнения на гимнастических снарядах, настенных и резиновых эспандерах, станках для развития физических качеств на максимальное количество раз при одном подходе. Выполнение жима, толчка, рывка штанги, гири разного веса. Упражнения, игры в преодолении сопротивления партнера, переноске груза, партнера. Упражнения с собственным весом (приседания на одной ноге - «пистолет», подъем туловища на наклонной скамейке, подъем туловища через скамейку лежа на бедрах лицом вниз и вверх и т. д.).

    2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    Простейшие виды борьбы.

    Отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага; перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу; перетягивание, сидя ноги врозь, упираясь ступнями; выталкивание с ковра, сидя спиной друг к другу, упираясь ногами и руками; выталкивание или вынесение партнера за ковер в стойке; выведение из равновесия без помощи рук, стоя на одной ноге лицом друг к другу; борьба за захват руки, ног, борьба за площадь ковра в парах, за мяч между командами: стоя, на коленях с применением захватов, подножек и т. д., «бой петухов», «бой всадников», перетягивание каната и др.

    Упражнения для укрепления борцовского моста.

    Движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы, с различными положениями рук; упражнения в упоре головой в ковер: движения вперед-назад, в сторону, кругообразные; забегание вокруг головы, вставание (падение) на мост, стоя на коленях, с приседа, со стойки, и ухода с моста; перевороты с моста через голову (2маятник»), переворот вперед через голову (не касаясь ковра лопатками); движения в упоре головой в ковер под стенкой (находясь спиной к стене, с партнером, удерживающим ноги). Движения на мосту, удерживая набивной мяч, гири, штангу, с партнером, сидящим на бедрах, на груди. Перевороты с моста, забегание вокруг головы, держась за ноги партнера, с преодолением усилий партнера (при дожиме) с различными захватами.

    Имитационные упражнения.

    Это упражнения, сходные по структуре с элементами техники борьбы (например, имитация движения атакующего при выполнении бросков через спину, прогибом, проходов в ноги, защит, отбрасывание ног). Упражнения с манекеном. Поднимание лежащего или стоящего манекена или партнера из различных исходных положений и с разнообразными захватами для совершенствования силы групп мышц, необходимых при выполнении изучаемых или излюбленных приемов. Броски манекена через спину, прогибом, мельницей, наклоном без действий и с действиями ногами.

    Игра регби.

    Игра регби на коленях, на ногах с различными ограничениями, с минимумом ограничений.

     

     

     

    3. ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

    ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.

    1. Переворот скручиванием захватом двух рук сбоку.

    ЗАЩИТА: а) отставить дальнюю ногу, развернуться грудью к сопернику, встать в стойку, освободиться от захвата.                                                                                   

     б) захватить ближнюю ногу, подтянуть под себя и забегая сбить соперника набок, забрать балл.                                                                                                                   

      2.  Переворот скручиванием захватом руки сбоку и дальней ноги изнутри.  

     ЗАЩИТА: отставить ногу, встать в стойку, освободиться от захвата.                     

    1. Переворот скручиванием захватом шеи и ближней руки из-под плеча (рычаг).          

    ЗАЩИТА: поднять голову, поджать захваченное плечо, развернуться лицом к сопернику.  

    КОНТРПРИЕМ:

    а) поднять плечи, голову и  разворачиваясь к сопернику грудью захватить ноги, туловище – опрокинуть на спину.         

     б) двигая плечи и голову по дуге от соперника растянуть его и закидывая на него ноги  забрать балл.         

      4.  Переворот скручиванием захватом локтей на груди (локотки).                   

    ЗАЩИТА: а)освободить руки из захвата.                                                                                                                        КОНТРПРИЕМ: прогнуться, забежать к ногам, удержать соперника на спине.

    ПЕРЕВОРОТЫ ПЕРЕКАТОМ.

    Переворот перекатом захватом шеи с бедром (промокашка).

    ЗАЩИТА: отставить ногу прогнуться

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

    ПЕРЕВОДЫ В ПАРТЕР.

    1. Перевод рывком захватом одноименной руки и туловища.

    ЗАЩИТА: а) упереться рукой в грудь, освободить захваченную руку.

    б) двигаясь по ходу рывком освободить захваченную руку.

    КОНТРПРИЕМ: опережая соперника захватить ноги.                                                                                                         2.  Перевод нырком захватом шеи и ближнего бедра.                                   

      ЗАЩИТА: Захватить голову соперника, отставляя ноги рывком под себя перевести его в партер.                                                                                                          

     КОНТРПРИЕМ: задняя подножка.

    СВАЛИВАНИЯ.

    Сваливание сбиванием захватом ближней ноги за пятку снаружи и голени изнутри.

    ЗАЩИТА: отбросить ноги.

    БРОСКИ ПОДВОРОТОМ.

    Бросок подворотом захватом шеи и руки скручиванием.

    ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу соперника за голеностоп и перевести его в партер.

    КОНТРПРИЕМ: подбить руку и пройти в две ноги.

    ПРОХОДЫ В НОГИ.

    1. Проход в ближнюю ногу изнутри с подбивом руки на плече.

    ЗАЩИТА: отставить ногу.                                                                                          

       2.  2.  Проход в две ноги.

    ЗАЩИТА: отбросить ноги, развернуть таз, одной рукой отжимать голову, другой взять руку соперника за кисть и сорвать захват, растягивая забежать на балл.

    КОМБИНАЦИИ.

    1. Переворот скручиванием захватом рук с боку

         – ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор – а) переворот скручиванием захватом рук и  ближней ноги; б) переворот скручиванием захватом рук и дальней ноги изнутри; в)  переворот назад. 

    1. Перевод рывком в партер захватом одноименной руки и туловища

        –ЗАЩИТА: выставить ногу вперед и упереться рукой в грудь, освободить захваченную   руку – проход в ближнюю ногу.

    1. Переворот скручиванием захватом шеи и ближней руки из-под плеча (рычаг)

          - ЗАЩИТА: поднять голову, поджать захваченное плечо, развернуться лицом к сопернику - не распуская захват опрокинуть соперника на спину.

    1. Переворот скручиванием захватом локтей на груди (локотки)

        - ЗАЩИТА: освободить руки из захвата - перехватиться за ноги и выиграть балл.

    ТАКТИКА БОРЬБЫ:

    Простейшие способы тактической подготовки для проведения приемов (сковывание, маневрирование, выведение из равновесия). Изучается одновременно с изучением приемов.

    ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.

    Применение изученных технических и тактических действий в условиях учебно-тренировочных схваток.

    4.ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    СВЫШЕ ОДНОГО ГОДА.

    Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций.  

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

    ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.

    1. Переворот скручиванием захватом  рук сбоку и ближнего бедра.

    ЗАЩИТА: выставить ногу и встать в стойку.

    2.  Переворот скручиванием захватом дальней руки сверху и туловища снизу (фадзас).

    ЗАЩИТА: вытягивая руку вперед не дать  захватить руку.

    КОНТРПРИЕМ: зажать руку под плечо, по дуге потянуть за собой и сбить под себя, зашагнуть ногой и забрать балл.

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

    БРОСКИ ПОВОРОТОМ (МЕЛЬНИЦА).

    Бросок поворотом захватом руки и ноги.

    ЗАЩИТА: а) распрямляясь вытащить руку из захвата; б) отбросить ноги.

    КОНТРПРИЕМ: выпрямиться, захваченной рукой сбить соперника на спину.

    ПРОХОДЫ В НОГИ.

    1. Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь.

          ЗАЩИТА: а) рукой захватить плечо, другой руку за кисть, развернуть таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват.                                                                        

        ЗАЩИТА:б) отбросить ноги, а руки и таз как в защите  «а».                               

        КОНТРПРИЕМ: захватить ближнюю ногу за голеностоп и отжимая голову, забрать балл.

    1. Проход нырком в ближнюю ногу головой снаружи.

       ЗАЩИТА: Ближней рукой захватить туловище, дальней прижать руку соперника к ноге, отставляя ногу и растягивая соперника перевести его в партер и забрать балл.

    1. Проход в две ноги.

    ЗАЩИТА:  отбросить ноги, развернуть таз, ближней рукой захватить руку за плечо, дальней за кисть, сорвать захват с ноги, перевести в партер и забрать балл.

    КОМБИНАЦИИ.

    1. Переворот скручиванием захватом рук сбоку – ЗАЩИТА: выставить дальнюю ногу в упор – ближнюю руку перенести наверх, захватить соперника на «кольцо», провести переворот перекатом захватом шеи и дальнего бедра.
    2. Бросок поворотом захватом руки и ноги - распрямляясь вытащить руку из захвата - захватить ногу и перевести в партер
    3. Перевод нырком захватом шеи и ближнего бедра  - ЗАЩИТА: захватитьголову соперника, отставляя ноги рывком под себя перевести его в партер - захватить руку на шее осуществить выход наверх.
    4. Бросок подворотом захватом шеи и руки скручиванием - ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу соперника за голеностоп и перевести его в партер -  выдернув ногу из захвата развернуться к сопернику грудью и перевести его в партер.

    ДОЖИМЫ И УХОДЫ С МОСТА.

    ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    Тактическая подготовка благоприятных положений для проведения приемов, защит, контрприемов, комбинаций изучается в процессе освоения технических действий.

    ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ.

    Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут с разными партнерами по весу, росту, силе, выносливости с разными заданиями. Применение изученных технических и тактических действий, приемов в соревнованиях. Каждый ученик должен принять участие в 1 – 2 соревнованиях.

    5. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

    ПЕРЕВОРОТЫ СКРУЧИВАНИЕМ.

    1. Переворот скручиванием (рычаг) захватом дальней ноги.
    2. Переворот скручиванием захватом скрещенных голеней

    ЗАЩИТА: а) подтянуть ближнюю ногу соперника к себе;

    б) сесть  и захватить ближнюю ногу атакующего.

    ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕКАТОМ.

    Переворот перекатом обратным захватом дальнего бедра.

    ЗАЩИТА: Повернуться к сопернику грудью.

    КОНТРПРИЕМ: повернуться к сопернику грудью, захватить ногу за голеностоп изнутри и потянув ее мимо себя выйти на балл.

    ПЕРЕВОРОТ НАКАТОМ.

    Накат захватом руки и туловища.

    ЗАЩИТА: развернутся грудью в сторону действия приема, ногой и рукой упереться в ковер.

    ПЕРЕВОРОТ РАЗГИБАНИЕМ.

    Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом дальней руки сверху – снизу, рычагом на шею (растяжка).

    ЗАЩИТА: а) поднять голову вверх, вытянуть ногу, освободиться от обвива.

    б) лечь на захваченную руку, выпрямляя ногу разорвать захват.

    ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕХОДОМ.

    Переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.

    ЗАЩИТА: развернуться грудью в сторону действия приема.  

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

    СВАЛИВАНИЯ.

    1. Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи.

    ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер.

    1. Сваливание сбиванием захватом шеи и ближней ноги одноименной рукой.

    ЗАЩИТА: захватить руку на шее двумя руками  и переводом зайти за спину и сбить в партер.

    БРОСКИ ПОВОРОТОМ (мельница).

    Бросок поворотом захватом шеи (головы) сверху и одноименной ноги.

    ЗАЩИТА: нырком захватить ноги соперника, перевести в партер, забрать балл.

    БРОСКИ СКРУЧИВАНИЕМ.

    Бросок скручиванием нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра.

    ЗАЩИТА: прогибаясь опередить соперника и провести переворот скручиванием захватом шеи и ближнего бедра.

    КОНТРПРИЕМ: бросок поворотом захватом шеи и одноименной ноги.

    БРОСКИ ПОДВОРОТОМ.

    Бросок подворотом захватом руки на плечо (кочерга).

    ЗАЩИТА: свободной рукой упереться в бедро изнутри.

    ПРОХОДЫ В НОГИ.

    1.  Высокий проход в ногу вразрез.

    ЗАЩИТА: а) дальней рукой захватить туловище, ближней прижать руку соперника к своей ноге:

    КОНТРПРИЕМ: а) переворот перекатом захватом дальнего бедра;

    б) захваченной ногой зацепить дальнюю ногу изнутри, ближнюю захватить рукой за колено и сбить соперника в партер, забрать балл.

    ЗАЩИТА: б) отставить ноги, таз развернуть, за счет веса тела перевести соперника в партер, забрать балл.

    ПОСАДКИ ЗАХВАТОМ НОГИ, ГОЛОВА СНАРУЖИ.

    Отшагнуть назад в сторону, плечом, упираясь в ногу, сбить в партер, забрать балл.

    а)  Если соперник наклонился вперед, то поднять на плечо и провести бросок наклоном.    

    б)  Ближней рукой перекрыть ногу изнутри, сбить соперника в партер, забрать балл.

    2.  Высокий проход в ногу голова внутрь.

    ЗАЩИТА: а) развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть:

    б) руку отключить, ноги отставить, разорвать захват, перевести в партер и забрать балл.

    в) свое плечо подсунуть под подбородок, выпрямляясь разорвать захват.

    ПОСАДКИ ЗАХВАТОМ НОГИ, ГОЛОВА ВНУТРЬ.

    а)  Отшагнуть назад в сторону, плечом в колено сбить в партер, забрать балл.

    б)  Отшагнуть назад в сторону, поднять ногу соперника вверх, сбить в партер и забрать балл.

    в)  Рукой сзади изнутри перекрыть колено и сбить в партер, забрать балл.

    г)  Ногой зашагнуть сзади сбоку за дальнюю ногу, сбить в партер и забрать балл.

    3.  Низкий на колено проход в ногу  вразрез.

    ЗАЩИТА: а) дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге:

    б) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл, подшагивая провести переворот перекатом захватом дальнего бедра;

    КОНТРПРИЕМ: а) подшагивая провести переворот перекатом захватом дальнего бедра;

    б) ближней рукой захватить шею, дальней ногой отшагнуть назад и провести переворот скручиванием.

    4.  Низкий на колени проход в ноги голова внутрь.

    ЗАЩИТА: а) ближней рукой захватить плечо, другой кисть или локоть, развернуть таз боком к сопернику:

    б) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл.

    КОНТРПРИЕМ: а) отбросить ноги, растянуть соперника, забрать балл.

    б) накатить и забрать балл.

    КОМБИНАЦИИ.

    1. Бросок подворотом скручиванием захватом руки и шеи – ЗАЩИТА: оседая захватить дальнюю ногу – вырвать ногу из захвата и разворачиваясь к сопернику грудью сбить в опасное положение.
    2. Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи - ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер -  осуществить захват другой ноги и перевести соперника в партер.
    3. Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи –отставить ногу, рукой упереться в бедро –сваливание сбиванием захватом другой разноименной ноги снаружи.
    4. Переворот скручиванием захватом дальней руки сверху и туловища снизу (фадзас) - ЗАЩИТА: зажать руку под плечо, по дуге потянуть за собой и сбить под себя, зашагнуть ногой -  накат захватом дальней руки сверху и туловища снизу.
    5. Накат захватом руки и туловища - ЗАЩИТА: развернутся грудью в сторону действия приема, ногой и рукой упереться в ковер - переворот переходом «ножницы».
    6. Переворот перекатом захватом дальнего бедра –ЗАЩИТА: сесть набок, грудью к атакующему – захватить нижнюю ногу за голень, другой рукой шею, соединить руки в «кольцо» провести переворот перекатом захватом шеи и дальней ноги за голень
    7. Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом дальней руки сверху – снизу, рычагом на шею (растяжка) - ЗАЩИТА:  лечь на захваченную руку, выпрямляя ногу разорвать захват - переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.
    8. Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом двух рук через голову (растяжка) - ЗАЩИТА: лечь на живот, вытянуть руки, освободиться от захвата - переворот переходом «ножницы» захватом подбородка.

    ТАКТИКА.

    Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.

    ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

    Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.

    ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.

    Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 2 – 5 соревнованиях

     

    6. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

    1. Переворот скручиванием захватом шеи с подбородком и ближней руки

    из-под плеча (рычаг).

    ЗАЩИТА: рукой сорвать руку соперника с подбородка.

    КОНТРПРИЕМ: свободной рукой захватить локоть на шее, сорвать захват, другой рукой упираясь в бедро изнутри скручиванием сбить соперника на бок и забрать балл.

    НАКАТ.

    1. Накат захватом туловища и руки за кисть, зацепом за голень ближней ноги.

    ЗАЩИТА: лечь, развернуться грудью в сторону действия приема.

    ПЕРЕВОРОТ РАЗГИБАНИЕМ.

    1.    Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом разноименной руки изнутри (растяжка).

    ЗАЩИТА: не дать захватить руку.

    1. Переворот разгибанием обвивом ноги, захватом двух рук через голову (растяжка).

    ЗАЩИТА: Лечь на живот, вытянуть руки, освободиться от захвата.

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

    БРОСКИ ВРАЩЕНИЕМ.

    Накручивание за предплечье.

    ЗАЩИТА: шагнуть вперед, рукой сбросить соперника, освободиться от захвата.

    ПЕРЕВОДЫ В ПАРТЕР.

    1.Перевод в партер закручиванием кисти.

    2.Перевод в партер за выпрямленную руку.

    СВАЛИВАНИЯ.

    Сваливание захв. руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи.

    ЗАЩИТА: отставить ногу, свободной рукой упереться в бедро соперника.

    КОНТРПРИЕМ: сваливание сбиванием зацепом разноименной ноги изнутри.

    КОМБИНАЦИИ.

    1. Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра (огнетушитель) - ЗАЩИТА:  захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться -  одноименной рукой захватить локоть соперника на своей шее и осуществить выход наверх, забрать балл.
    2. Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки «мельница» –отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.
    3. Высокий проход в ногу голова внутрь, посадка - ЗАЩИТА: развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть - а) нырком под руку скручиванием перевести в партер, забрать балл; б) нырком под руку захватить ноги соперника, перевести в партер и забрать балл.
    4. Низкий на колено проход в ногу  вразрез - ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге - а) поднять соперника, сбрасывая осуществить выход наверх; б) поставить ногу в упор, встать, провести посадку.
    5. Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь - ЗАЩИТА: развернуть           таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват - нырком пройти в две    ноги и перевести в партер.
    6. Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра (огнетушитель) - ЗАЩИТА:  захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться -  одноименной рукой захватить локоть соперника на своей шее и осуществить выход наверх, забрать балл.
    7. Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги снаружи - ЗАЩИТА: отставить ногу и сбив руку с шеи перевести в партер -  осуществить захват другой ноги и перевести соперника в партер.
    8. Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи –отставить ногу, рукой упереться в бедро –сваливание сбиванием зацепом другой разноименной ноги снаружи.
    9. Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки «мельница» –отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.
    10. Переворот перекатом захватом дальнего бедра –ЗАЩИТА: сесть набок, грудью к атакующему – захватить нижнюю ногу за голень, другой рукой шею, соединить руки в «кольцо» провести переворот перекатом захватом шеи и дальней ноги за голень

    ТАКТИКА.

    Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.

    ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

    Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.

     

    ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.

    Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 3 – 5 соревнованиях

    7. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    Совершенствование ранее изученных и освоение новых приемов, защит, контрприемов, комбинаций. Повышение физической и функциональной подготовленности.

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ.

    ПЕРЕВОРОТ ЗАБЕГАНИЕМ.

    Переворот забеганием захватом рук за запястья изнутри.

    ЗАЩИТА: выпрямить руки.

    НАКАТ.

    Накат захватом за верхнюю часть туловища, зацепом ногами за бедра изнутри

    ЗАЩИТА: не дать отключить руки.

    ПЕРЕВОРОТ ПЕРЕХОДОМ.

    Переворот переходом «ножницы» захватом бедрами руки соперника спереди.

    ЗАЩИТА: подняться на колени, вытащить руку из захвата.

    ПОЛОЖЕНИЕ: ЗАХВАТ ЗА ШЕЮ И РУКИ СПЕРЕДИ СВЕРХУ.

    1. Скручивание захватом шеи и руки (лампочка).
    2. Переворот перекатом захватом шеи и разноименной голени в обратную сторону (промокашка)
    3. Скручивание нырком под руку захватом бедра.

    ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ.

    БРОСКИ НАКЛОНОМ.

    1.   Бросок наклоном нырком под руку захватом плеча и ближнего бедра

    ЗАЩИТА:  захватить голову под плечо, отставить ноги, прогнуться.

    КОНТРПРИЕМ: а) скручивание нырком под руку захватом разноименной руки и ближнего бедра.

    КОНТРПРИЕМ:  б) захватить шею и руку соперника и разворачиваясь от него рывком перевести в опасное положение.

    ПОЛОЖЕНИЕ «КРЕСТ»

    ( захваченную руку расслабить и опустить вниз и затем брать захват).

    1.   Сваливание захватом руки и туловища, зацепом разноименной ноги снаружи.

    1. Бросок подворотом вправо, влево.
    2. Сваливание зацепом разноимённой ноги изнутри

    ПОЛОЖЕНИЕ: ОБОЮДНЫЙ ЗАХВАТ: ОДНА РУКА НА ШЕЕ, ДРУГАЯ ЗА ПРЕДПРЕЛЕЧЬЕ.

    1. Бросок вращением «накручивание».
    2. Бросок подворотом вправо, влево.
    3. Проход в одноименную ногу изнутри.
    4. Бросок подворотом через плечо (кочерга).
    5. Сваливание сбиванием захватом шеи и разноименной ноги.
    6. Сваливание сбиванием захватом шеи и одноименной ноги изнутри.
    7. Перевод нырком под свою руку, захватом ближнего бедра.

     

    ПОЛОЖЕНИЕ: РУКИ ЗАХВАЧЕНЫ ЗА КИСТИ.

    1. Перевод рывком захватом одноименной руки и туловища.
    2. Проход в ногу нырком.

    3.   Сбивание разноимённой рукой в колено, головой в ближнюю руку изнутри.

    КОМБИНАЦИИ.

    1. Сваливание захватом руки и туловища зацепом разноименной ноги снаружи –отставить ногу, рукой упереться в бедро –сваливание сбиванием захватом другой разноименной ноги снаружи.
    2. Бросок поворотом захватом одноименной ноги и руки –отставить ногу – переворот скручиванием захватом руки и бедра изнутри.
    3. Бросок скручиванием нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра – прогибаясь, опередить соперника и провести скручивание нырком под руку захватом шеи и ближнего бедра – бросок поворотом захватом шеи и одноименной ноги.
    4. Переворот скручиванием захватом рук сбоку – выставить ногу в упор – переворот перекатом захватом шеи  и дальней ноги.
    5. Переворот забеганием, захватом руки на ключ и упором предплечья на шее,  двигаясь за соперником, опережая его сбить на бок  - накат захватом руки на ключ и туловища – развернуться грудью походу действия приема – ключ, встать на колени соединить руки в замок и перевернуть соперника, надавив на руку грудью.
    6. Накручивание за предплечье - ЗАЩИТА: шагнуть вперед, рукой сбросить соперника, освободиться от захвата - захватить ногу соперника, перевести его в партер и забрать балл.
    7. Высокий проход в ногу вразрез, посадка - ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, ближней прижать руку соперника к своей ноге - захватить две ноги, перевести в партер, забрать балл.  
    8. Низкий на колени проход в ноги голова внутрь -  ЗАЩИТА: ближней рукой захватить плечо, другой кисть или локоть, развернуть таз боком к сопернику - скручивание нырком под руку
    9. Высокий проход в ногу голова внутрь, посадка - ЗАЩИТА: развернуться боком, ближней рукой захватить плечо, дальней за кисть или локоть - а) нырком под дальнюю руку скручиванием перевести в партер, забрать балл; б) нырком под ближнюю руку захватить ноги соперника, перевести в партер и забрать балл.
    10. Низкий на колено проход в ногу  вразрез - ЗАЩИТА: дальней рукой захватить туловище, другой прижать руку соперника к своей ноге - а) поднять соперника, сбрасывая осуществить выход наверх; б) поставить ногу в упор, встать, провести посадку.
    11. Проход нырком в ближнюю ногу, голова внутрь - ЗАЩИТА: развернуть           таз боком к сопернику, прогибаясь сорвать захват - нырком пройти в две    ноги и перевести в партер.

       ТАКТИКА. 

    Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его реализация.

        ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

    Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на ковре.

    ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ.

    Применение изученных тактических и технических действий в условиях соревнований. Определение тактики отдельных схваток. Тренировочные схватки продолжительностью 4 – 6 минут по 2 – 3 круга. Каждый ученик должен принять участие в 4 – 5 соревнованиях

    1У. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О  -  М Е Т О Д И Ч Е С К И Е

    У К А З А Н И Я.

    Учебно-тренировочный процесс строится применительно к возрастным особенностям занимающихся.

    Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций и т.д. Желательно чтобы занимающиеся старших групп самостоятельно изучали литературу и делали сообщения на занятиях.

    Вопросы  по первым трем темам желательно осветить врачом.

    С основными сведениями по гигиене и режиму дня борца занимающихся нужно ознакомить в самом начале обучения. В последующие годы более углубленно изучаются вопросы врачебного контроля и самоконтроля, предупреждение травм. В период подготовки борцов к соревнованиям более тщательно изучаются правила использования естественных факторов природы в целях закаливания организма, режима питания, основы спортивного массажа и самомассажа.

    Четвертую и пятую тему рекомендуется иллюстрировать конкретными примерами развития физической культуры и спорта в России и наиболее интересными фактами текущей спортивной жизни. На примере выдающихся представителей вольной борьбы (Александр Медведь, Иван Ярыгин, Сергей и Анатолий Белоглазовы, Бувайсар и Адам Сайтиевы, Арсен Фадзаев, Александр Иваницкий и другие) воспитывать чувство гордости и патриотизма.

    В своей практической деятельности тренеру-преподавателю необходимо учитывать сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств.

    Занятия в подготовительных группах проводятся преимущественно игровым методом (применяются различные подвижные игры, эстафеты, простейшие формы борьбы). Преподаватель должен особое внимание уделять эмоциональности, тщательно следить за дозировкой нагрузки.

    Занятия по ОФП в спортивном зале необходимо сочетать с занятиями на свежем воздухе (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.).

    Летом занятия по вольной борьбе рекомендуется проводить на свежем воздухе.

    В начале каждого учебного года проводится повторение ранее изученных приемов.

    Технические действия для ведения борьбы в стойке и партере расположены в порядке возрастающей трудности.

    Практический материал может корректироваться в связи с изменениями правил соревнований, появления новых приемов.

    Перед изучением приемов борьбы в партере занимающимся необходимо овладеть основными положениями в борьбе, захватами и освобождением от них и техникой передвижения по ковру.

    Вначале изучают 3 – 4 приема в партере, затем 1 – 2 приема в стойке.

    После усвоения структуры выполнения приемов изучаются защиты  и контрприемы, (сложные контрприемы изучаются, когда они освоены как самостоятельные приемы), затем изучаются простые комбинации из приемов одной или различных групп с защитой атакованного.

    Приемы занимающиеся изучают с партнерами. В начале партнер не должен оказывать сопротивление, затем, постепенно увеличивая, доводит его до предела.

    Изучение способов тактической подготовки на места и в движении происходит одновременно с освоением данного приема после того, как он изучен с несопротивляющимся партнером. Дальнейшее совершенствование происходит в учебно-тренировочных схватках, схватках по заданию, контрольных схватках.

    Изучение способов захвата руки на ключ проводится непосредственно перед обучением переворотов с ключом, а дожимы и уходы с моста в процессе совершенствования приемов после соответствующей подготовки мышц шеи. Исходное положение и захват при дожимах определяется конечным положением используемого приема. Дальнейшее совершенствование и изучение приемов, защит, контрприемов надо проводить с учетом возможной связи  их в комбинации.

    Необходимо обучать занимающихся проводить приемы в обе стороны.

    Каждому занимающемуся в младших группах необходимо овладеть в совершенстве 5 – 6 приемами в партере и таким же количеством в стойке, в старших группах 3 – 4 комбинации в стойке и партере.

    «Следует учитывать, что для освоения комбинационного стиля требуется 3 – 4 года…» (9).

    Учебно-тренировочные занятия проводятся в форме урока, состоящего из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

    Вводная часть (5 – 10 минут). Задачи: Организация группы – построение, разъяснение задач и содержания урока, подготовка группы к предстоящей работе. Средства: строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, упражнения на внимание.

    Подготовительная часть (15 – 30 минут). Задачи: развитие физических качеств, усиление деятельности дыхательной и сердечно – сосудистой систем, подготовка организма к предстоящей работе. Средства: общеразвивающие упражнения, прикладные упражнения, подвижные игры и эстафеты, упражнения с предметами (гантели, скакалки, набивные мячи и т. д.), специальные упражнения (упражнения для укрепления борцовского моста, с чучелом, имитационные упражнения и др.).

    Основная часть (70 - 150 минут). Задачи: изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, развитие общих и специальных физических качеств, совершенствование волевых качеств борца, повышение его тренированности. Средства: специальные упражнения, имитирующие технические действия борца, упражнения с борцовским манекеном, изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы с партнером, различные схватки.

    Заключительная часть (10 – 15 минут). Задачи: постепенным снижением нагрузки привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. Средства:  спокойная ходьба, упражнения на расслабление, упражнения на внимание, спокойные игры.

    В целях совершенствования технического и тактического мастерства с борцами старших разрядов  следует проводить кроме групповых и индивидуальные занятия, на которых тренер развивает характерные особенности техники и тактики борца.

    На каждом занятии необходимо проводить тренировку на ковре, удельный вес которой увеличивается с приближением соревнований.

    В процессе теоретических и практических занятий занимающиеся  приобретают теоретические знания, инструкторские и судейские навыки, необходимые для самостоятельного проведения занятий  и судейства соревнований по вольной борьбе.

    Для успешного усвоения материала занимающимся следует давать индивидуальные задания по физической подготовке, совершенствованию техники и вопросам теории.

    Инструкторская и судейская практика осуществляется на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Тренер дает задание обучить тому или иному упражнению или приему, провести часть урока, поручает на соревнованиях обязанности бокового судьи, арбитра на ковре, помощника секретаря и т.д. Кроме того, на инструкторскую практику выделяются часы, предусмотренные учебным планом. После соревнований проводиться разбор и оценка выполнения спортсменами судейской практики. Учет судейской и инструкторской практики ведется тренером.

    Учащиеся необходимо периодически участвовать в соревнованиях. Перед каждым соревнованием преподаватель дает установку, а по окончании проводит разбор, оценку выполненных заданий и указывает пути устранения допущенных ошибок.

    В конце года проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, технике, тактике и теоретическим знаниям.      

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    У.  ПРИЛОЖЕНИЯ.

     

                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ НА ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ (отделение вольной борьбы).

    Наименование упражнения

    Гр.нач.подг. св.1 г.

    Учебно - тренировочные

    1 г.

    2 г.

    3 г.

    4 г.

    1

    Бег 30-60 м.

    5.7 \ 9.8

    5.5 \9.8

    5.3\9.7

    5.2\9,6

    5.0\9,4

    2

    Кросс

    1. Без учета времени

    2. 500  метров

    1000

     

     

    1,60

     

    1,55

     

    1,50

     

    1,52

    3

    Прыжок в длину с места. (сант.)

    150

    160

    180

    200

    220

    4

    Челночный бег 3 раз по 10 метров

    13.2 с.

    12.1 с.

    10.1 с.

    8.0 с.

    7.0 с.

    5

    Подтягив. на перекладине

    6

    10

    12

    14

    15

    6

    Сгиб. рук в упоре:

    1.лежа за 20 сек

    2. на брусьях (кол.раз)                         

     

    12

    4

     

    16

    12

     

    18

    17

     

    20

    20

     

    24

    30

    7

    Забегание вокруг головы

     5-в лево 5-право) сек.

    32

    28

    25

    23

    21

    8

    Перевороты с моста (на оценку)

    3

    4

    5

    5

    5

    9

    Броски партнера за 20 сек.

    5чер. плечи

    6 чер. спину

    6 чер. спину

    7 чер. спину

    6 прогибом

    10

    Проведение схватки по правилам, своего уровня подгот. (на оценку)

    3

    4

    4

    5

    5

    11

    Участие в соревнованиях

    пер-во школы

    пер-во района

    пер-во обл.

    пер-во обл.

    CФО

    пер-во обл.

    CФО,

    России

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

    ПРИМЕРНЫЕ СЕНСИТИВНЫЕ (БЛАГОПРИЯТНЫЕ) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ.

     

                               Возраст учащихся (лет).

    Морфофункциональные показатели,физические качества

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    Рост

     

     

     

     

     

    +

    +

    +

    +

     

     

    Мышечная масса

     

     

    +

    +

    +

     

     

     

     

     

     

    Быстрота

     

     

     

    +

    +

    +

    +

    +

     

     

     

    Скоростно-силовые качества

     

     

     

     

     

    +

    +

    +

     

     

     

    Сила

     

     

     

     

     

     

     

     

    +

    +

    +

    Выносливость (аэробные возможн. )

     

     

    +

     

    +

     

    +

     

     

     

     

     

     

     

    Анаэробные возможн.

     

     

    +

    +

    +

     

     

     

    +

    +

    +

    Гибкость

    +

    +

    +

    +

     

     

     

     

     

     

     

    Координационные возможности

     

     

    +

    +

    +

     

     

     

     

     

     

    Равновесие

    +

    +

     

    +

    +

    +

    +

    +

     

     

     

                                                                                                                   

     

                ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

    Подготовительные

    Учебно- тренировочные

     

    СОГ

    до 1г.

    Св. 1 г.

    1 г.

    2 г.

    .

    1

    Физическая культура – важное средство физического развития и здоровья человека.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    Личная и общественная гигиена. Закаливание.Режима и питания

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    Техника безопасности на занятиях борьбой

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    4

    Рождение и развитие вольной борьбы.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    Выдающиеся отечественные спортсмены в вольной борьбе. Борьба в РФ.

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    6

    Самоконтроль в процессе занятий спортом

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    7

    Основы методики обучения и тренировки

    -

     

    -

    2

    3

    3

    8

    Основы техники и тактики спортивной борьбы

    1

    1

    1

    3

    4

    5

     

    Правила соревнований по спортивной борьбе. Проведение соревнований.

    -

     

    1

    2

    3

    3

    9

    Моральная и психологическая подготовка

     1

    1

    1

    1

    1

    2

    10

    Физическая подготовка

    1

    1

    1

    2

    2

    2

    11

    Просмотр и анализ соревнований

    -

     

    -

    2

    6

    6

     

    Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения норм и требований ЕВСК.

    -

     

    -

    1

    1

    2

     

    Установки перед соревнованиями

    -

     

    1

    2

    3

    4

     

    ВСЕГО

     12

    12

    14

    24

    32

    36

     

                                                                                                                             

     ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕКЦИИ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ.

     

     

     

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

                     Количество часов

    СОГ

     

    Нач. подготовки

    Уч. тренировочные

    весь период

    До

    1 г.

    Св. 1 г.

    1 г. об.

    2 г. об.

    3 г. об.

    1

    Теоретическая подготовка

      12

     

      12

     

    14

     

    24

     

    32

     

    36

    2

    Общая физическая подготовка

        182

    152

    172

    212

    212

    230

    3

    Специальная физическая подготовка

          66

      46

    78

    112

    112

    192

    4

    Технико-тактическая, психологическая подготовка

          42

      82

    144

    183

    183

    299

    5

    Инструкторская и судейская практика

     

    _

      4

    6

    6

    14

    6

    Соревновательная подготовка

     

       4

     16

    24

    24

    54

    6

    Приемные и переводные испытания

           6

     12

    12

    14

    14

    20

    7

    Восстановительные мероприятия

     

       -

    18

    40

    40

    80

    8

    Медицинское, углубленное комплексное обследование

           4

      4

    10

    12

    12

    12

                                                                                                                  

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

     

    НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-

    ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

    Этапы подготовки

    Период обучения

    Минимальная наполняемость групп (чел).

    Максимальный объём учебно-тренировочной работы

    в неделю

    за год

    Спортивно-оздоровительный

    Весь период

    15

    6

    312

    Начальной подготовки

    Первого года обучения

    15

    6

    312

    Свыше года обучения

    14

    9

    468

    Учебно-тренировочный

    1 года занятий

    12

    12

    624

    2 года занятий

    12

    12

    624

    3 года занятий

    8

    18

    936

    4 года занятий

    8

    18

    936

     

     У1. С П И С О К  Л И Т Е Р А Т У Р Ы.

     

    Алиханов. И. И. Техника и тактика вольной борьбы. Издание второе переработанное, дополненное. М.: Физкультура и спорт.,1984..

    ВОЛЬНАЯ БОРЬБА. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Якутск, 1985.

    Дахновский В. С, С. С. Лещенко. Подготовка борцов высокого класса. Издательство «Здоровье», Киев, 1989.(7)-стр. 6, (8)- стр. 7, (9)- стр. 9, (10)-стр. 11, (11)- стр. 11, (12)- стр. 12.

    Маркиянов О. А. Соревновательный метод совершенствования технического мастерства юных борцов. Чебоксары. Издательство Чувашского Университета, 1992. (1)-стр. 6, (2)-стр. 8, (3)-стр. 9, (4)-стр. 9, (5)-стр. 10, (6)-стр. 11.

    Медведь А. В., Кочурко Е. И. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы. Минск. «Полымя», 1985.

    Станков А.Г. Индивидуализация подготовки борцов. - М.: Физкультура и спорт ., 1984.

    Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. Под общей редакцией Ю. Ф. Буйнова и Ю. Ф. Курамшина. Москва, «Физкультура и спорт», 1981

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа секции "ОФП"

    Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года....

    Рабочая программа секции "Гимнастика"

    Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию "Гимнастика" в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Учебно - тематиче...

    Рабочая программа секции "Волейбол"

    Рабочая программа секции спортивных игр "Волейбол" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий....

    Рабочая программа секции спортивных игр: «волейбол» для учащихся 9-11 классов

    Программа секции  предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана четыре года обучения.             В соответствии с го...

    Программа ДОУ по вольной борьбе

    Данная программа составлена для студентов, занимающихся спортом, в частности, вольной борьбой. Эта программа нужна для духовного и физического воспитания, воспитания подрастающего поколения.К данной п...

    общеразвивающая программа подготовки по "вольной борьбе"

    Основные  задачи: - удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях вольной борьбой;- развитие физических качеств, повышение уровня общей физической подготовленности;- изучение тех...

    Рабочая программа секции "Вольная борьба"

    Программа предусматривает предпрофессиональную подготовку спортсменов, а также содержит дополнительную предпрофессиональную образовательную программу, в которой раскрываются деятельность этапов спорти...