Рабочая программа кружковой работы "Художественная лепка"
рабочая программа

Алексеева Любовь Владимировна

Данная программа  создана с учетом личностного,  деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ.

На занятиях решаются специфические задачи коррекционных образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_lepka.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  1. Общая характеристика учебного  курса.
  1. Описание места учебного курса в учебном плане.
  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
  1. Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного  курса.
  2. Содержание учебного  курса.
  3. Тематическое планирование.
  4. Планируемые результаты изучения учебного курса.
  5. Описание материально- технического обеспечения.

        

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружковой работы  «Художественная лепка» предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению.

Данный курс  создан с учетом личностного,  деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

На занятиях решаются специфические задачи коррекционных образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Содержание курса  позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в  школе- интернате (уроками чтения, развития речи, рисования, математики). Это открывает дополнительные возможности для развития воспитанника, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях кружка, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности. Особое внимание  обращается на соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.  На занятиях учебные задачи решаются в практической деятельности обучающегося, организованной на основе изготовления им изделий доступной сложности и понятного назначения.

Занятия  позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время воспитанника.

          Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  • необходимость нравственно-эстетического воспитания и развития личности ребёнка с ОВЗ, включающего в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности;
  • вопрос трудоустройства воспитанника и организации его индивидуальной трудовой деятельности;
  • возрастными психологическими особенностями воспитанника с интеллектуальной недостаточностью, для которого занятия кружка оказывают психотерапевтическое воздействие, способствующее  сокращению перегрузки.

Цель программы: 

Задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей воспитанников посредством самовыражения через изготовление изделий из глины, солёного теста, пластилина, холодного фарфора.

 Коррекционно-обучающая:

-  формировать устойчивый интерес к художественной лепке;

-  знакомить воспитанников с истоками народного творчества, традициями и культурой;

-  обучать приемам работы с различными материалами, учить нетрадиционному подходу в поиске решения

  художественного образа, создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов.

Коррекционно-развивающая: 

-  развивать художественно-эстетический вкус на примерах народного творчества современных мастеров;

-  развивать творческое  мышление, коммуникативные навыки на основе совместной творческой

 деятельности, обогащать словарь, развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитывающая:

-  воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству;

-  воспитывать эмоционально – эстетические чувства;

-  воспитывать художественный вкус;

-  воспитывать организованность, индивидуальность, аккуратность.

2. Общая характеристика курса

Отличительная особенность данной  программы, что в содержание программы входит четыре основных раздела: лепка из пластилина,  солёного теста, глины и холодного фарфора (плоскостная, полу объёмная и объёмная) .

Тестопластика- искусство создания объёмных и рельефных изделий из соленого теста. В наши дни становится необычайно популярно старинное искусство лепки из солёного теста. Мука, соль и вода-это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья человека. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки.  

Пластилинография- это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картины на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные или плоскостные.

Глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком.  Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, ваз, настенных панно. Богатые качества глины определяют  различные подходы к формообразованию декоративных изделий и  воспитанники обучаются овладевать и использовать их в своих работах.

Холодный фарфор- это особая смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая используется для художественной лепки, на сегодняшний день является абсолютно безвредным, удобным и весьма дешевым материалом для лепки. Из-за очень гладкой и однородной текстуры, замечательной пластичности он очень удобен в использовании.

Занятия проводятся в форме бесед, лекций (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть).

Реализация данной программы предполагает соблюдение следующих принципов:

  • Содержательные задачи решаются методом освоения материала "от простого к сложному" в соответствии с
  • возрастными возможностями детей.
  • Учебный курс опирается на умение фантазировать, видеть необычное в простых вещах и своими руками
  • создавать настоящие картины. В работе используются образцы изделий, таблицы, схемы, иллюстрации,

дидактические игры; просматриваются лучшие работы мастеров, специальная методическая литература.

  • Материал даётся постепенно, доступно для понимания детей и наработки у них навыков и умений.
  • Учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
  • Осуществляется связь с другими общешкольными дисциплинами.

 Для лучшего усвоения материала и развития творчества используется просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, раздаточный материал.

Методы работы можно объединить по следующим признакам:

  • Словесные: объяснение, пояснение, беседа, рассказ, инструктаж (вводный, текущий, частичный,
  • используемый чаще всего на занятиях по закреплению или при выполнении творческих работ).
  • Наглядные - демонстрация образцов, выполненных мастерами, иллюстраций, схем, таблиц.
  • Практические - различные упражнения в приобретении умений, показ последовательности действий, индивидуальная отработка и т.д.
  • Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания.

Итогом детской деятельности могут служить:

  • выставки детского творчества;
  • участие в конкурсах по народным промыслам;
  • развлечения, досуг, праздники.
  1. Описание места курса в учебном плане

 Рабочая программа кружка «Художественная лепка»  предназначена для занятий в первой половине дня. Занятия кружка проводятся 1раз в неделю в количестве 2 часов, 68 часов за год.  

  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса реализации программы

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

5. Личностные, межпредметные, предметные результаты освоения курса кружка

В результате освоения курса кружка у воспитанников предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, межпредметных и личностных результатов. 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности (неуспешности) творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку воспитателя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся сможет:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
  1. Содержание курса

1. Вводное занятие. (2ч.) 

Ознакомление воспитанников с содержанием работы и задачами кружка. Распорядок работы кружка. Правила внутреннего распорядка. Техника безопасности и личная гигиена. Знакомство с материалами  для лепки.

2. Пластилинография. Картинки пластилином на плотном картоне (14 ч.)

Жанры.

Знакомство с жанрами: пейзаж, портрет, анималистка, сказочно-былинный, натюрморт. Знакомство с особенностями пластилиновой картины и с основными цветами и законами соединения цвета.

Натюрморт.

Знакомство с понятием натюрморт.

Практическая работа. Подготовка эскиза. Лепка пластилином на плотный картон с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.

 Сказочно былинный жанр.

Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.  Краткое   сообщение   о   творчестве   И. Билибина.,  В. Васнецова.

 Практические работа.    Подготовка эскиза. Лепка сюжетных картин пластилином на плотный картон с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.

 Жанр анималистки.

Знакомство  с анималистическим жанром по картинам   русского художника-анималиста В. Вата́гина

Практические работа.   Подготовка эскиза. Лепка сюжетных картин пластилином на плотный картон с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).  Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.

3.Лепка из солёного теста с использованием объемных и плоских элементов (16 ч.)

История возникновения лепки из солёного теста.

Основные элементы формообразования в лепке. Понятие о плоской и объёмной композиции. Изготовление поделок на основе базовых элементов.

Изготовление фруктов, овощей, ягод.

Практические работа.   Лепка геометрических фигур с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).Изготовление фруктов, овощей, ягод из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Изготовление фигур мультипликационных героев. 

Технология изготовления объёмной поделки. 

Практическая работа. Лепка мультипликационных персонажей с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный). Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Изготовление сувениров.

Беседы «История сувенира», «Требования к современному сувениру». Технология изготовления сувениров и плоских украшений, выполненных с помощью шаблона.

Практические работа.   Изготовление сувениров с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа) 

Основные правила составления композиции. Расположение элементов в композиции. Использование технических приёмов

Практические работа.   Лепка персонажей народной русской сказки с помощью различных технических приемов(модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление панно.

Лепка из глины (20 ч.)

Видеоэкскурсия «Мир мастеров глиняной игрушки»

Глиняная игрушка- особый мир народного творчества. История появления глиняных игрушек. Разновидности глиняных игрушек.

 

Филимоновская игрушка.

 Продолжение знакомства с древней русской игрушкой. Создание игрушки в стиле филимоновской игрушки в соответствии с традициями промысла (лепка многофигурных композиций: доярка, танцующие пары, всадник и др.). Закрепление умений и навыков в лепке. Продолжение знакомства с традициями росписи глиняной игрушки. Единство формы и декора игрушки. Композиция и ритм цветовых пятен и элементов в многофигурных композициях.

Практическая работа. Лепка и роспись многофигурной композиции.

Дымковская игрушка.

Пластическая выразительность формы в ходе самостоятельной творческой работы. Передача основных пропорций. Монолитность, цельность композиции. Своеобразная роспись, строго геометрический узор.

Практическая работа. Лепка и роспись многофигурных, двухфигурных и т. д.  композиций: танцующие пары, катание, всадник на коне и др. Закрепление умений и навыков в лепке.

Каргопольская игрушка.

Продолжать знакомство с творчеством народных мастеров. Закрепление умений и навыков в лепке. Древние мотивы в росписи.

Практическая работа. Лепка и роспись всадника на коне, всадника на петухе, мужичка-сеятеля и др.

Лепка свистулек . Народные игрушки- свистульки. Беседа «Игрушка-свистулька». Технология лепки свистульки.

Практическая работа. Лепка основы фигурки-свистульки, выполнение декоративных элементов, роспись свистульки.

Организация выставки творческих работ воспитанников.        

4.Лепка из холодного фарфора (16 ч.)

История возникновения и применения холодного фарфора.  Современные направления лепки холодного фарфора.

Основные приемы и способы лепки. Основные приемы и техники росписи и окрашивания холодного фарфора

Композиция «Ромашки» 

Знакомство с процессом изготовления ромашки. Основные приёмы холодного фарфора для изготовлений различных объёмных цветов. Рассматривание готовых цветов и анализ частей. Зарисовка схем последовательности работы.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов (тычинки, пестик, лепестки, стебли, листья и д. р.), сборка отдельных частей в единое целое.

Мини- топиарий «Изящная роза»

Просмотр мастер-класса по созданию роз из холодного фарфора. Подготовка инструментов для изготовления роз. Изучение методов по созданию основы для топиария.

Практическая работа. Изготовление роз для топиария (разного цвета из окрашенного холодного фарфора). Изготовление основы для топиария (кашпо, крона, элементы декора). Соединение элементов изделия. Оформление, глазирование готового изделия

Объёмная картина «Ветка сакуры»

Подготовка к выполнению панно. Просмотр панно других мастеров. Подготовка инструментов и материалов. Изучение особенностей изготовления цветов для панно.

Практическая  работа. Изготовление холодного фарфора. Лепка деталей. Сборка деталей. Сборка и оформление панно.

Итоговое занятие.

Подведение и обсуждение итогов деятельности воспитанников за прошедший учебный год.

7. Тематическое планирование

п/п

                                   

Разделы и темы плана

Количество

     часов

Сроки

проведения

  Дата

проведения

Цели и задачи

        

Словарная работа

I четверть (16 ч.)

                                                                                                     

                Вводное занятие (2 ч.)

1

Ознакомление воспитанников с содержанием работы и задачами кружка. Распорядок работы кружка. Правила внутреннего распорядка. Техника безопасности и личная гигиена.

1

08.09.18

Познакомить воспитанников с планом работы на год.

2

Знакомство с материалами  для лепки.

1

08.09.18

        

        Пластилинография. Картинки пластилином на плотном картоне (14 ч.)

        

3

Жанры.

2

15.09.1815.09.18

Познакомить воспитанников с техникой пластилинография; научить выполнять декоративно-прикладные работы в технике «пластилиновая картина». 

Жанры.

Натюрморт.

Анималистика

Былинный жанр

4

Натюрморт.

4

22.09.18

22.09.18

29.09.18

29.09.18

5

Сказочно былинный жанр.

4

06.10.18

06.10.18

13.10.18

13.10.18

        

6

Жанр анималистки.

4

20.10.18

20.10.18

27.10.18

27.10.18

II четверть (16 ч.)

Тестопластика

7

История возникновения лепки из солёного теста.

2

10.11.18

10.11.18

Познакомить воспитанников с искусством лепки из соленого теста, с возможностями соленого теста.

Декор

Композиция

Конструкция

                                                                                                                                                    Тонировка                                                            

 

8

Изготовление фруктов, овощей, ягод.

2

17.11.18

17.11.18

9

Изготовление фигур мультипликационных героев.

4

24.11.18

24.11.18

01.12.18

01.12.18

10

Изготовление сувениров.

4

  08.12.18

  08.12.18

  15.12.18

  15.12.18

11

Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

4

22.12.18

22.12.18

29.12.18

29.12.18

II четверть (16 ч.)

Лепка из глины

12

Видеоэкскурсия «Мир мастеров глиняной игрушки».

2

19.01.19

19.01.19

Закрепить технологические знания и умения при работе с глиной.

Народный промысел

Филимоновская

Дымковская

Каргопольская

Абашевская

Многофигурная композиция  

  13

Филимоновская игрушка.

4

26.01.19

26.01.19

02.02.19

02.02.19

14

 Дымковская игрушка.

4

09.02.19

09.02.19

16.02.19

16.02.19

15

Каргопольская игрушка.

4

23.02.1923.02.19

02.03.19

02.03.19

16

Народные игрушки- свистульки.

4

09.03.1909.03.19

16.03.1916.03.19

17

Организация выставки творческих работ воспитанников.

2

23.03.1923.03.19

IV четверть (16 ч.)

Лепка из холодного фарфора

18

История развития холодного фарфора.

2

   06.04.19      

06.04.19

Познакомить воспитанников с техникой изготовлений цветов из холодного фарфора.

Холодный фарфор

Керамическая флористика

Молд

Каттер

Вайнер

19

 Композиция «Ромашки»

4

13.04.1913.04.19

20.04.19

20.04.19

20

 Мини- топиарий «Изящная роза»

4

27.04.1927.04.19

04.05.19

04.05.19

21

Объёмная картина «Ветка сакуры»

4

11.05.1911.05.19

18.05.1918.05.19

22

Итоговое занятие.

2

25.05.1925.05.19

8. Планируемые результаты

Воспитанники должны знать: 

  • основные приемы работы с различными материалами при лепке;
  • жанры искусства: натюрморт, пейзаж, сказочно былинный и жанр анималистки;
  • историю возникновения  и развития тестопластики, пластилиногрфии, холодного фарфора, историю появления глиняных игрушек. сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ, о способах сушки изделий из теста;
  • Технология создания панно.
  • Овладение основами знаний в области ДПИ: дымковская, филимоновская, каргопольская, фито дизайн (работа с природными материалами), различные формы сочетания материалов с лепными деталями из соленого теста, основные понятия и термины;
  • Об использовании лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; знание цветового круга, основных цветов и их сочетаний; об основах проектировочной деятельности (рисунок, эскиз, чертеж, инструкционная карта, строение фигуры и лица человека);
  • Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластическим материалом.

Воспитанники должны уметь:

  • Использовать различные приемы в художественной лепке: барельеф, растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.;
  • Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы; Использовать лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления;
  • Составлять простые композиции на определенную тематику;
  • Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь;
  • Правильно изготавливать рабочий материал;
  • Уметь лепить конструктивным способом (из отдельных частей), пластическим (из целого куска), комбинированным, ленточным, барельеф;
  • Выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
  • уметь создавать грамотные, интересные и смелые творческие композиции с учетом полученных знаний.

9. Описание материально- технического обеспечения.

Источники информации:

  1. Величкина Г. А., Шникалова Т. Я. Искусство – детям. Дымковская игрушка:  учебное пособие/ ред. Ю Дорожин.- М.: Мозаика-Синтез, 2004
  2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: "Академия развития", 1998.- 208с., ил.
  3. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. Книга для педагогов и родителей.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с., ил.
  4. Дорофеев Ю. Город мастеров. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
  5. Липунова С. Волшебная глина.- Смоленск: Русич, 2001.- 160с.- ("Легко и просто").
  6. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. -  Москва, 2000 год.
  7. Народное творчество//под ред. О.В.Акуловой.- Москва: ООО «Финтрекс».
  8. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклас. Работе.- М.: Просвещение, 1985.- 112с., ил.
  9. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-144с.:ил.
  10. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в Детском саду: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.

Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Фото- камера.

4. Видео- камера.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...

Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.

Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....

Рабочая программа кружкового занятия

Программа кружка по математике для учащихся 8 класса "За страницами учебника математики"...

Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи"

Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи" 7-8 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Лепка»

 В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетическог...

Рабочая программа кружка по лепке "Творческая мастерская"

Рабочая программа кружка по лепке "Творческая мастерская".Данная программа художественно-эстетической направленности....