Беседа о словарях
методическая разработка

Шишова Наталья Олеговна

Внеклассное мероприятие посвящено Всероссийскому словарному уроку. Представленная методическая разработка предполагает беседу о словарях русского языка и презентацию о жизни и деятельности В.И.Даля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx25.33 КБ
Файл vladimir_dal.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН» КОМИ РЕСПУБЛИКАСА

 ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

УКП «Верхний Чов»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема:  Всероссийский словарный урок

«Беседа о словарях»

Форма проведения:

Изложение познавательного материала с постановкой проблемных вопросов

Разработчики: учителя УКП «Верхний Чов»

 Шишова Н.О., Трушова Е.А.

Сыктывкар 2015

Целью данной методической разработки является раскрытие опыта использования  частично-поисковой технологии для организации внеурочного мероприятия по русскому языку в условиях пенитенциарной  школы.

Цель проведения внеклассного мероприятия:  

   Создание условий для развития потребности познавательной активности учащихся благодаря продуктивной коммуникации.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования у обучающихся установки на решение познавательных задач
  2. Расширить кругозор учащихся через формирование представления о роли словарей и справочников в русском языке и составлении первого словаря русского языка.
  3. Развитие чувства патриотизма и гордости за великих людей России через знакомство с подвижнической деятельностью В.И.Даля. 

 Перечень используемого оборудования и материалов:  

Ноутбук, проектор, учебная презентация на электронном носителе «Знакомый незнакомый Даль», подборка словарей и справочников.

Структура мероприятия:

1этап – беседа о словарях и справочниках

2 этап – представление текстовой и видео информации  о жизни и творчестве В.И.Даля, составителя первого толкового словаря русского языка

 Рефлексия – интеллектуальная. Прием «Слово-импульс».

            Учащимся  предложено назвать ассоциацию с именем В.И.Даля

         Ассоциативный ряд оформляется в виде радиального ряда: лучи, отходящие от центра.

   

   

Структура мероприятия.

Ход проведения мероприятия.

1 этап – беседа о словарях и справочниках

        Учитель: Ребята, всегда ли мы понимаем всё услышанное, прочитанное? Всегда ли можем объяснить значение слов?

А когда мы сталкиваемся с такими ситуациями, что мы делаем, какие ищем выходы?

(интернет, википедия, словари, справочники)

Мы открыли важный секрет: словари нужны на каждом учебном предмете.
Сегодня у нас необычное занятие. А кто будет его главным героем, вы

узнаете, отгадав мою загадку:

По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает.   Кто его открывает, тот всё понимает. (словарь)

Учитель: Словарей на свете тысячи, и в любом из них рассказывается о словах. А какие словари вы знаете?  (Толковый, орфографический, орфоэпический и т. д. ) – демонстрирует школьные словари после называния учениками
А какой словарь нам рассказывает о значении слова? 
(Толковый)

Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова – дело плоти, крови и души родины и человечества»

В истории русского языка известны попытки составления первых словарей. Но полную информацию о словах русского языка никто не мог до середины 19 века.

Слайд 1

  1. этап – презентация о жизни и творчестве В.И.Даля.

Слайд 2

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов.

Над своим словарем Даль работал 47 лет. По образованию Даль был хирургом, имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря.

Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

слайд 3

Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Отец его был хорошо  

образованным человеком, знал медицину и много языков, был патриотом

России   и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы.

Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков.

Благодаря родителям детство Даля было отмечено радостью узнавания

мира, развитием в нем многих способностей. В семье всегда говорили по-

русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские».

«Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых

говорила мать, - все это рождало в детях «чувство языка».

Слайд 4

Затем В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона.

В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля к месту службы. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. Как рассказывал сам Владимир Даль: “Бывало, на дневке где-нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.

Слайд 5

В возрасте 25-ти лет Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне это город Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым... Досрочно завершив образование, молодой хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.
К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей” – говорил он. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами. 
С 1833 года по 1859 Даль на правительственной службе. Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде.

Слайд 6

 В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным.

Слайд 7

Даль находился у постели смертельно раненного Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. И перед своей смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.
Слайд 8

Пролистаем страницы словаря

Что означают эти слова? Как они звучат сегодня?

Как в современном языке мы называем все эти слова? (архаизмы)

Слайд 9

«Опыты» с переводом заимствованных слов на русский язык

Слайд 10 - Слайд 11

А знаем ли мы сейчас наши пословицы?

Давайте представим ситуации, когда можно этими пословицами сформулировать вывод, основную мысль, определить эпиграф.

Слайд 12

Как пословица звучит на самом деле?

Слайд 13

Продолжи пословицу

Слайд 14

Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои.

Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.

Слайд 15

Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей.

Слайд 16 - Слайд 17 – Слайд 18 - Слайд 19

Как правильно называется сказка?

Слайд 20

Он сознательно использует строй простонародной речи тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля:
Придет маслёна - будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.

Слайд 21

Отгадай загадки

Слайд 22

Конкурс скороговорщиков

Слайд 23

Памятники В.И.Далю

Рефлексия. На этом этапе участники анализируют свою деятельность, степень удовлетворения, своё эмоциональное состояние.

- Ребята, вы сегодня узнали что-то новое?

- Свое мнение о нашем мероприятии определите одним словом, которое у вас ассоциируется с именем Владимира Ивановича Даля (слово-импульс)

Учащиеся создают коллективный творческий продукт в виде ассоциативного ряда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомый незнакомый Владимир Иванович Даль 1801 -1872 Русский писатель этнограф лингвист лексикограф врач

Слайд 2

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь. Результат этого труда - четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов.

Слайд 3

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец - Иоганн Даль - датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать - Мария Христофоровна Даль - полунемка , полуфранцу - женка. В. Даль, съездив в Данию, окончательно заявил: «Я русский».

Слайд 4

Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте сначала в Николаеве, а затем на Балтике. В 1826 году вышел в отставку.

Слайд 5

В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хирургом-окулистом. Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.

Слайд 6

Из “ Напутного слова” Даля (21 апреля 1862 года) “С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание”.

Слайд 7

Пушкин поддержал идею Владимира Ивановича составить «Словарь живого великорусского языка», а о собранных Далем пословицах и поговорках отозвался восторженно.

Слайд 8

Что означают данные слова? авсень Список с отметками о поведении учащихся вёдро рука длань Печаль, грусть желя Простак, разиня левретка Ясная погода кондуит Дедушка, домовой суседко Борзая собака фаля Встреча весны

Слайд 9

Какую цель ставил перед собой автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? В.И. Даль горячо сетовал на отрыв книжно-письменного языка его времени от народной основы, от живого русского языка, на обильное засорение книжной речи « чужесловами », то есть словами, заимствованными из западноевропейских языков. «Пришла пора подорожИть народным языком и выработать из него язык образованный», - писал Даль.

Слайд 10

“Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.-В.Д Берестов “Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется” “Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда” “Собаку съел, а хвостом подавился” “Утро вечера мудренее, а трава зеленее” “Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку” 180 тем, 30130 пословиц.

Слайд 11

пословицы Не суйся, середа, наперед четверга. Куда ни поехал, а мимо не проехал. Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе. С другом дружись, а сам не плошись (а за саблю держись). Тяжел крест, да надо несть. Пели, пели, да есть захотели. Жить весело, да есть нечего.

Слайд 12

Как пословица звучит на самом деле? Баба с возу недалеко падает. Не родись красивой, коли рожа крива. Смотришь в книгу – ума не надо. Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.

Слайд 13

Продолжи пословицу. Куй железо.... Не зная броду.... Грамоте учиться..... Береги платье снову .....

Слайд 14

А еще он записывал сказки и сказания. Так, благодаря Далю в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

Слайд 15

В 1832 были опубликованы "Русские сказки. Пяток первый", обработанные Владимиром Далем.

Слайд 16

Сказка В.Даля называется: Война миров Война белой и красной розы Война грибов и ягод Война и мир

Слайд 17

Сказка В.Даля называется: Медведь беспредельщик Медведь на воеводстве Медведь поединщик Медведь половинщик

Слайд 18

Сказка В.Даля называется: Лиса на воротник Лиса лапотница Лиса серебристая Лиса находчивая

Слайд 19

Сказка В.Даля называется: Старик лесовик Старик годовик Старик разбойник Старик Хоттабыч

Слайд 20

“Таблица умножения” в изложении Даля: Придет маслёна - будет блин, Одиножды – один. Волга Дону пошире Дважды два – четыре. Хлеб жнем, а сено косим, Дважды четыре-восемь. Без закваски хлеб не месят, Дважды пять – десять.

Слайд 21

Отгадай загадки: Утка в море, хвост на заборе. Вся дорожка обсыпана горошком. Что растёт без кореньев? Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц?

Слайд 22

“Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре” Конкурс: Проговори с выговором! Сыворотка из- под простокваши. Говори, говори, да не заговаривай. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски . Ткёт ткач ткани на платок Тане. Корабли лавировали , лавировали, да не вылавировали. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Слайд 23

Владимир Даль умер 22 сентября 1872 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на тему: "Словари - наши дружные помощники"

Беседа проведена в рамках недели русского языка...

Беседа для 5 класса на тему "Словари - наши добрые помощники"

Данный материал можно использовать при проведении Недели русского языка и литературы....

Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь

Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...

Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"

Презентация содержит материал о жизни и деятельности  знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...