Мероприятие О правилах хорошего тона
методическая разработка

Ход мероприятия:

1.Здравствуйте!  Для того, чтобы понять и предположить о чем сейчас будет разговор, посмотрите, что хотят нам сказать наши гости.

Слайд1 (воспитанники читают слайд  приветствия  из разных стран)

Слайд2

Слайд 3

В. Правильно, это приветствия. А приветствия относятся к вежливым манерам и обратите внимание, на то, что во всех уголках земного шара люди пользуются правилами поведения, придерживаются правил  этикета. О какой же проблеме сегодня пойдет речь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_o_pravilah_horoshego_tona_vosstanovlen.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Мероприятие О правилах хорошего тона

Цели: -прививать детям этические нормы культурного поведения формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой  уровень и употреблять  выражения  соответствующие  речевому этикету.

-знакомство детей с правилами хорошего тона и манерами поведения в разных жизненных ситуациях,

-Формирование положительных эмоций и позитивного отношения к окружающему миру.

- формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой  уровень и употреблять  выражения  соответствующие  речевому этикету.

Задачи:     - научить уважительному отношению к себе и к окружающим.

                - воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, воспитание вежливости.

Оборудование: презентация, предметы для сценок – стол, посуда, стулья, бумага для рисования

Музыкальное сопровождение:  

  1. Песни из мультфильмов Крошка Енот  - Улыбка. сл. М.Пляцковский. муз. В.Шаинский.
  2.  Кот Леопольд  -  (слова : Пляцковский М., музыка: Савельев Б.) … Если добрый ты, то всегда легко).  

Ход мероприятия:

1.Здравствуйте!  Для того, чтобы понять и предположить о чем сейчас будет разговор, посмотрите, что хотят нам сказать наши гости.

Слайд1 (воспитанники читают слайд  приветствия  из разных стран)

Слайд2

Слайд 3

В. Правильно, это приветствия. А приветствия относятся к вежливым манерам и обратите внимание, на то, что во всех уголках земного шара люди пользуются правилами поведения, придерживаются правил  этикета. О какой же проблеме сегодня пойдет речь?

Слайд 4 Мы поговорим о правилах приличия, о поведении и о вежливых словах, одним словом - об этикете.

- Как вы думаете, эта тема важна для обсуждения?

  Вспомните и посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. (Дома, в школе, в магазине, на улице).

- Это значит, что вы знаете вежливые слова, проявляете знаки уважения к кому-либо. Как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся. Правильно, становятся. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение

Золотой закон этикета: «НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».

Речь пойдет об этикете.  Достаточно ли мы знаем правила этикета. Какие еще бывают этикеты, как вести себя в том или ином обществе, месте. Так что же такое этикет?

Слайд 4-5   Этикет – это правила поведения  человека
Давайте сначала узнаем немного о истории возникновения этикета  - что, когда и где.

Это слово - «этикет» стало употребляться в  XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) Король-Солнце,  гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения на балу. От французского названия слово «этикет» - «карточки»  и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Слайд 6 Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет – это сочетание комплекса формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

 Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора – Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед. 

Вот поэтому в это понятие этикет еще входят слова:

Тактичность – это чувство меры,  которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношения,  умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.

Деликатность –(от французского деликат) нежность приятность, разборчивость, тонкость, чувствительность. Утонченное вежливое обращение. Это проявление чувств человека при котором главное в том, чтоб не обидеть другого человека.

 К хорошим манерам относятся:
- Скромность

- Умение контролировать свои слова, эмоции

- Внимательное обращение с другими людьми

- Чувство такта

Общегражданский этикет в России XIX в.

Слайд 7 В русский язык понятие “этикет" стало входить в начале ХVIII века, хотя изложение правил поведения, принятых на Руси, можно найти и в “Поучении” Владимира Мономаха, и в “Домострое", литературном памятнике Х века. “Домострой представляет собой свод правил, которыми должен был руководствоваться горожанин в своем поведении и отношении к светской власти, церкви, семье, слугам и т.д.

Русский народ на протяжении всей своей истории руководствовался своими, неписаными, но очень крепкими, устойчивыми правилами жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое выражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках.

Слайд 8 Петр 1 после путешествий за границу начал вводить в России новые манеры поведения, одежду, внешний вид и нарушение их сурово каралось.

Слайд 9-10 В 1717 г. вышел составленный по приказу Петра 1 учебник «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете.

 С течением времени старинные русские обычаи мало-помалу исчезали, (отрезали длинные бороды, длинные рукава, начали делать парики), уступая место господствующему французскому влиянию, и уже в царствование императрицы Анны они стали почти незаметны.

В России появилось много книг по соблюдению хороших манер –

“Приятное с полезным» “Порядочный человек - джентльмен”  “Китайский мудрец, или Наука жить благопристойно в обществе”

Какого человека мы называем вежливым?

Слайд 11 Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”. До XVI века “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести. "Невежа" —обратный смысл — грубиян, не соблюдающий правил приличия.

Восп. В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.

Немного о готовых формах – слова вежливости в тех или иных случаях, пользование манерами, допущенными в ситуациях – например: снимать шляпу, протянуть руку для приветствия;  встать, когда входит лицо государственной важности, учитель, взрослый человек т.д.

Воспитанность – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.  ( из словаря  по этике)

Слайд 12 Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета:

Слайд 13 Речевой, или вербальный этикет. Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования.

Мимика и жесты.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления.
 

Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. К человеку нельзя подходить очень близко, если ближе, то нарушаете, или вторгаетесь в личное пространство человека, могут подать жалобу.  Допустимая дистанция -50-60 см.

Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).
К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Восп. Как видим из истории, люди не переставали обращать внимание на этикет и пользоваться им, а наоборот -  улучшали и развивали его. Так,  как было сказано выше – общее проживание в коллективе, в семье, в городе, в стране, государстве должно быть сначала безопасным, затем комфортным и приятным. Мы с вами пользуемся  на сегодня теми благами цивилизации,  которые получили в наследство от предшественников, в которое входит и этикет, потому что, он был создан для блага людей.

Восп. Рассмотрим некоторые из них.       

Из истории этикета:

  1. Откуда пошла традиция: мужчинам снимать перчатку при приветствии, пожимая, друг другу руку?

Рыцари при встрече снимали железные перчатки, пожимая, друг  другу руки, демонстрируя тем самым, что они доверяют друг другу и в руках у них нет оружия.

  1. Обычай снимать шляпу пошел от путешественников рыцарей. Почему рыцарь снимал шлем при входе в чужой дом?

Для того чтобы хозяева увидели его лицо.

  1. Кто сможет показать рыцарское приветствие и объяснить, что оно означало?

Рыцарь снимал шлем, приставлял его к сердцу и ногу в сторону: "Мой ум, мое сердце у ваших ног".

  1. Откуда пошло правило мужчинам спускаться по лестнице впереди женщин?

В древности, до изобретения электричества, лестницы были очень темными и мужчина, спускаясь впереди, нес свечу, чтобы освещать женщине путь и предупредить о возможной опасности на пути.

  1. С какой стороны от дамы должен идти джентльмен? А  если он военный?

Обычно Джентльмен идет слева от дамы, так как у нас правостороннее движение. Он как бы оберегает даму от встречного потока пешеходов. Если джентльмен военный он должен идти справа от дамы, чтобы иметь возможность отдавать честь другим военным.

  1. Откуда к нам пришел запрет на дарение ножей и других колющих предметов?

С Древнего Востока. Это грозило разрывом приятельских отношений.

Слайд 15  Этикет –система правил поведения, установленный порядок поведения где – либо.  Жизнь в обществе многообразна, и она требует в тех или иных местах особого поведения. Абсолютно все запомнить невозможно, но культура поведения должна идти от воспитанности и разумности самого человека, от его адекватности. Обучение правилам этикета – дело не простое. Порой и взрослые люди остаются невеждами и грубиянами, так и не усвоив  в детстве правила поведения, общения.  И потому, каждый адекватный родитель стремится воспитать своего ребенка гармонически развитой личностью. Если в семье соблюдаются правила этикета, хорошего тона и поведения в обществе, то и дети с рождения будут получать  необходимые знания. И неважно где живут люди – в джунглях, в цивилизации, в тундре, в пустыне.  И, поэтому, мы воспитатели, всегда говорим вам, что надо здороваться, уважать старших, разговаривать спокойным тоном,  быть доброжелательным и вежливым, мы готовим вас к будущей жизни, где будут вас окружать  другие люди, и,  даже может быть, не очень вежливые люди.

Мы не будем сегодня,  конечно же, инструктировать вас по каждому случаю этикета, это займет очень много времени.

Слайд 16  Народ свое отношение к этикету вложил в своих пословицах:

              Но вот, что говорит народная мудрость об этикете  в пословицах.

Пословицы: Вежливость ничего не стоит, но много приносит

У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

Не дорог подарок – дорога любовь.

О пустяках спорить – дело упустить.

По одежде не суди, по делам гляди.

Слово – серебро, молчание – золото.

Хоть не богат, а гостям рад.

От слова спасенье, и от слова погибель.

На незваного гостя не припасена и ложка.

От одного слова, да навек ссора. 

Давайте прослушаем стихи от группы 4А:

Ганна 1. Стихотворение про Вежливость

Хотите, верьте, а хотите, - нет,  
жила на свете Вежливость когда-то.
Воспитанная дама средних лет,
немного старомодна и  чуть странна.
Она читала много, и пенсне 
висело на серебряной цепочке.
Носила шляпку, а вуаль на ней
держалась на ручной красивой строчке.

Всех пропускала вежливо вперёд
,
и повторяла ласково:- Спасибо!  
Не уходила от чужих забот,
не  обижалась, и была любима.
Но вот однажды повстречался Хам,
смеялся глупо и хамил без меры.
Её наряды изорвал он в хлам,
и обозвал безумною химерой.

Никто не защитил, и в тот же миг 

уехала  на старенькой карете.
В растерянности Хам слегка поник,
ведь Вежливость исчезла на рассвете.
И сразу люди заскучали там,
где нет прекрасной дамы с нежным взглядом.
А хамство превратило жизнь в бедлам,
когда  не стало вежливости рядом
.

Хасаво 2.Слова «До свиданья», «Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»- щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусе, в парке, в школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить. (В.Кудлачев)

        *

Полина3.Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра,

Они века живут на свете,

Запомнить их давно пора

Марина  4.ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!

Если в нос засунул мальчик
Свой неугомонный пальчик
И себе икру намазал
Всю из баночки в гостях,
За столом болтал ногою,
Розу с торта снял рукою,
Слопал, не моргнувши глазом, -
Это, дети, - не пустяк.
Что вы скажете на это?
Он не знает ЭТИКЕТА,
И его на день рожденья
Мы к себе не позовём.
И красив он и упитан,
Но нисколько не воспитан.
С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ
Он, конечно, не знаком.

Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.
Пусть девчонкам и мальчишкам
Помогает эта книжка
Научиться быть приятным,
Соблюдая ЭТИКЕТ!

Данил 5. «Не стой в стороне равнодушно»

                      Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда,

                         Рвануться на выручку нужно

                        В любую минуту, всегда.

                       И если когда-то кому-то

                        Поможет твоя доброта,

                          Улыбка твоя,

                           Ты счастлив, что день

                           Не  напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря

Роза 6.Первое слово, которым встречают друг друга люди,

 — «Здравствуйте!».

Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы: — Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Дарина 7.Гостеприимство

Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать -
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый коготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти?
(О. Григорьев)

Дарина нам рассказала как не надо вести себя в гостях и как не надо принимать гостей.

Сценки: Что случилось?

                   Что за куртка?

- Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда были доброжелательны. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и  человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму, обращаются за помощью. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

А сейчас, мы переходим к практической части.

Но, сначала проведем физминутку. .

Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

- Довольны ли вы сегодняшним днем?

-  Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

- Ждёте ли вы каникул?

1.Игра. Музыкальный стул - 5 стульев, 6 участников (желательно 3 мальчика, 3 девочки)

Мы посмотрим, как вы усвоили правила этикета на этом простом примере, в виде  игры.

Участники бегают под музыку вокруг стула. Задача, чтоб всем девочкам доставались стулья. До тех пор, пока не останутся одни девочки.

А теперь задание по застольному этикету.

2.Урок  - 2 участника, 2 стула 1 учитель.  Звенит звонок – дети входят в класс, садятся на стулья, входит учитель дети встают, садятся, учитель «Сколько будет дважды два?» дети поднимают руки. учитель выходит, дети встают, звенит звонок дети выходят. А теперь быстрее.

3.Найди себе друга.

Мозаика. Задача собрать по частям портрет друга. Положительная характеристика – по 1 слову – добрый, хороший, веселый, скромный, вежливый ….

Восп. А сейчас мы посмотрим сценки - спектакли, домашнее задание для групп. Домашнее задание должно иметь смысл  и мораль по теме.

Выступления групп:4а 4б 5а 5б

Восп. Практическая часть продолжается. Вы все любите сказки, но, наверно,  знаете, что сказочные герои всегда поступают как люди, на их примерах мы  видим где добро, зло. Мы  видим правильные и добрые поступки положительных героев, видим, что делают отрицательные герои, видим их коварство, хитрость, обман.

 И, конечно же, переживаем  за добрых героев.

Восп. Мы узнали историю возникновения этикета, как она шла к нам через столько лет и дошла в современном красивом виде

Этикет в XXI век[1]

Не знает человек

Войдет ли этикет

К нам в XXI век?

Попробую сказать,

Зачем нам этикет.

Ведь в нем краса, культура,

И даже есть секрет.

Без этикета жить вообще никто не может.

Приветствие сему пример:

Не поздоровавшись

Поговорить не сможешь,

                                                                  И встанет пред тобой барьер.

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Во дворе и в школьном классе

Дома и когда  в гостях

Прост и вежлив оставайся

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово.

 Восп. Вот так. Значит этикету следовать и дальше по времени, к  вашим детям и внукам. Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечаний. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Ребята, так будьте же всегда вежливыми и всегда соблюдайте правила поведения, помните об этикете, соблюдайте его  и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться

В.-- Так о чём же мы сегодня говорили?

-Что такое этикет?

  Восп. На этом наше мероприятие подходит к концу. Спасибо!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Весёлый переполох в стране Хорошего тона"

Являясь классным руководителем постоянно провожу работу по привитию культуры поведения, речи, внешенго вида, общения между людьми, воспитанию умения работать в коллективе, созданию дружелюбной обстано...

Круглый стол: «Правила хорошего тона»

«Важное место в культуре общения занимает речь. Поговорим о культуре речи. Культура речи проявляется в том, как мы произносим слова, строим фразы. О красоте нашей речи будут судить по мелодичнос...

Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.

Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет  разностороннее развитие ли...

Культура речи и правила хорошего тона (программа межпредметного (ориентационного) курса по выбору (17 часов))

Стремление человечества вести себя прилично, как доказано, зафиксировано в древнейших письменных документах. Оно вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей: ни одна обще­ственная формация н...

Конспект урока СБО "Этикет. Правила хорошего тона"

Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.Вы никогда не за...

Урок этики "Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку"

Урок этики по теме: «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?». Цель: формирование у учащихся  представления о  правилах  хорошего тона....

Урок в Школе хорошего тона (русский язык) Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи»

Урок в Школе хорошего тонаТема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи».               Урок проводится в 8 классе. Цел...