Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"
методическая разработка (8 класс)
Мероприятие проводится в конце 8 класса, после чего восьмиклассникам присваивается звание Химика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posvyashchenie_v_himiki.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Посвящение в химики. Чемпионат НХЛ»
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, расстановке коэффициентов в уравнениях и определении типов химических реакций, определении кислот, солей, оснований, оксидов, их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умений работать в группе.
Оборудование и материалы: описаны в опытах.
Структура мероприятия:
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя.
- Проникнемся «духом химии» - демонстрация опытов.
- Открытие чемпионата НХЛ.
- Состязания.
- Подведение итогов и награждение.
- Посвящение в Национальную химическую лигу.
- Фейерверк в честь химиков.
- Закрытие чемпионата НХЛ.
Вводное слово учителя
Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы. Для настоящих химиков это счастье и это жизнь.
Проникнемся духом химии - демонстрация опытов
Наука, из которой выросла химия, - алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Вот некоторые из них:
Опыт №1
Я могу зажечь спиртовку без спичек!
(Приготовьте смесь: к 0,5 мл концентрированной серной кислоты добавить немного порошка перманганата калия, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться ею к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта).
Опыт №2
Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня!
(В один стакан налить на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдет «белый дым».)
Опыт №3
Оперирую без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент.
Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!
(Необходимые реактивы: родонид калия или аммония и растворимая соль трехвалентного железа, свежеприготовленный раствор фторида натрия. Опыт проводится поэтапно, каждый раз с проговариванием слов стихотворения:
1, 2, 3-я строчки – смачивается рука раствором соли трехвалентного железа – она немного желтовата, поэтому в стихотворении названа йодом.
4-я строчка – нож или скальпель смачивается в растворе родонида калия или аммония и тупой стороной проводится по руке.
5-я строчка – в результате взаимодействия образуется ярко-красная жидкость.
6-я строчка – чтобы удалить реактивы, руку вытирают свежеприготовленным раствором фторида натрия.)
Открытие чемпионата НХЛ
«Национальная химическая лига объявляется открытой! Сегодня на чемпионате НХЛ за право называться химиками сражаются следующие команды: Веселые молекулы и Колбочки»
Состязания
Состязание 1. Разминка. По два участника каждой команды расшифровывают послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов.
Для первой команды:
24 | 49 | 12 | 49 | 63 | 16 | 19 | 49 | 63 | ||
ч |
88 | 63 | 18 | 19 | 52 | 49 | 74 | 11 | 18 | ||
ы |
Для второй команды:
74 | 19 | 16 | 84 | 88 | 76 | 5 | 76 | 74 | ||
у |
18 | 52 | 11 | 63 | 3 | 79 | |||||
ь | ь | я | ! |
После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»
В то время, пока четверо учащихся расшифровывают послание агента 007, учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд по следующим вопросам:
1. Какой элемент всегда рад? (Радон)
2. Какой газ всегда утверждает, что он – это не он? (Неон)
3. Какой элемент является лесом? (Бор)
4. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
5. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)
6. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
7. Название какого элемента несет в себе волшебника? (Магний)
8. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
9. Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)
Состязание 2. Эстафета.
На доске написано по пять уравнений для каждой команды. Задача участников – по очереди расставить коэффициенты в уравнениях и указать тип реакции. Последним идет капитан, проверяя все уравнения.
Для первой команды:
Fe(OH) FeO + HO
CaO + HNO Ca(NO) + HO
Na + HO NaOH + H
P + O PO
KOH + ZnCl KCl + Zn(OH)
Для второй команды:
Ca(OH) + CO CaCO + HO
FeO + H Fe + HO
Mg + HCl MgCl + H
Al + O AlO
Ba(NO) + HSO BaSO + HNO
Состязание 3. Интеллектуальное.
Из списка веществ выбрать отдельно первой команде оксиды, соли; второй команде – кислоты, основания.
Li O, Al(OH) , H PO , O , As, BaO, Ba(NO ) , H SO , Al (SO ) , N O, Zn(OH) , Fe O , Fe(OH) , HNO , ClO , Ag, Na PO , MnO, Ca(No ) ,
H SiO , Cr(OH) , Br O, Ba(OH) .
Во время выполнения задания учитель работает с остальными участниками команд: «Загадки и ребусы Старца из форта Боярд».
Из меня состоит все живое.
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице, в школе и в поле,
Я – в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)
Я – металл серебристый и легкий,
Я зовусь «самолетный металл».
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий)
Какое молоко не пьют? (Известковое)
Какой элемент наиболее всего распространен во Вселенной? (Кислород)
Какой металл жидкий при комнатной температуре? (Ртуть)
Состязание 4. Кто последний?
Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, не повторяясь. Кто дает последний ответ, тот выиграл!
- Назовите драгоценные (благородные) металлы, используемые в науке и технике:
Золото, иридий, осмий, палладий, платина, родий, рутений, серебро.
- Назовите неметаллы:
Азот, аргон, астат, бор, бром, водород, гелий, йод, кислород, кремний, криптон, ксенон, мышьяк, неон, радон, селен, сера, теллур, углерод, фосфор, фтор, хлор.
Подведение итогов и награждение:
- Чемпиона НХЛ.
-самого химически активного участника.
Посвящение в Национальную химическую лигу
Учитель читает вслух клятву химика, а учащиеся ее повторяют:
КЛЯТВА ХИМИКА
Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать.
Жидкие не проливать.
Газообразные не выпускать наружу.
Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.
А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХЛ!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Фейерверк в честь химиков!
В заключение мероприятия учитель демонстрирует опыт «Фейерверк»
(Для опыта необходимо смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести его в пламя спиртовки.)
Закрытие чемпионата НХЛ.
Поздравляем чемпионов НХЛ с принятием в Химики!
Национальная химическая лига объявляется закрытой!
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"
Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" для 8 класса...
Внеклассное мероприятие для учеников 8 класса "Посвящение в химики"
В научно – познавательной форме показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем....
Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов
Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...
Внеклассное мероприятие "Великие Химики"
Интеллектуальная игра по химии для 10 -11 классов помогает расширить знания учащихся по истории русской химической науки, приобщить школьников к изучению научно-популярной литературы, выявить их химич...
Внеклассное мероприятие "КВН химиков – биологов"
Сегодня мы собрались на встрече команд веселых и находчивых 9-х классов. «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще мож...
Внеклассное мероприятие "Учёные химики во имя победы"
Презентация для проведения внеклассного мероприятия по химии или классного часа....
Внеклассное мероприятие "Ученые- химики в годы ВОВ"
Вклад ученых химиков в годы ВОВ. Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш...