Историко-краеведческий проект «Родная улица моя»
материал

Ковтун Наталья Васильевна

Историко-краеведческий проект «Родная улица моя» как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

http://sc4.ucoz.net/OVZ/proekt_1.pdf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_nravstvennyy_podvig_uchitelya.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-краеведческий проект «Родная улица моя» как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Ковтун Н.В., учитель русского языка и литературы

Ковтун В.В., учитель информатики

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4» г. Ачинск

Аннотация: работа посвящена   проблеме поиска эффективных средств и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательной  школы.  Авторы раскрывают  возможности организации историко-краеведческой деятельности с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения,   как средства духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью),  духовно-нравственные ценности: уважение к людям и результатам их труда,  положительное оценочное отношение к своим землякам, родному городу, любовь к Родине.

      В  числе важнейших задач, стоящих перед современным Российским обществом и требующих безотлагательного решения, находятся вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Потеря человеком, особенно молодым, нравственных ориентиров и ценностей,  часто используется различного рода экстремистами, порождает  распущенность и эгоизм, нетерпимость и  ожесточение,  разрушительные для личности и государства.  В действующей системе образования само понятие «воспитание» часто подменяется термином «адаптация к социуму», предполагающему более утилитарное значение.  Поскольку духовно-нравственные качества: доброта, милосердие, уважение к людям и результатам их труда, ответственность, составляют основу личности человека, важно организовать целенаправленную деятельность по их воспитанию.

   В условиях современной общеобразовательной школы, реализующей идеи инклюзивного образования,   дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с  интеллектуальными нарушениями,  требуют особого внимания и заботы в плане духовно-нравственного воспитания. В силу специфики заболевания у таких детей снижена критичность мышления, они легко внушаемы и поэтому могут быстро поддаваться негативному влиянию социального  окружения.

       В этих условиях  у педагогов возникает острая потребность в  доступных, надежных инструментах – технологиях, методиках, средствах, позволяющих организовать образовательную деятельность с учетом индивидуальных возможностей обучающихся и  достигать желаемых результатов  по   воспитанию  у школьников нравственных чувств, ценностей, качеств и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого ребёнка в практическую, социально-направленную деятельность.  Реализация задач духовно-нравственного воспитания охватывает все стороны образовательного процесса: урочную, внеурочную и внеучебную деятельность.

     Достижение результатов образовательной деятельности обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности,  овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

В качестве положительного примера педагогического опыта  по организации деятельности детей, направленной на духовно-нравственное воспитание, можно привести межпредметный учебный проект историко-краеведческой направленности «Родная улица моя»,  разработанный и реализованный в МБОУ «Средняя школа № 4» г. Ачинска (ссылка). Идея проекта возникла при изучении темы «Моя Родина» учебного предмета «Чтение» в пятом классе  для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Микроучасток  школы находится в исторической части  города и названия  рядом расположенных улиц связаны с историческими событиями, знаменитыми людьми, оставившими заметный след в истории. В ходе беседы с обучающимися, выяснилось, что ребята хорошо знают названия улиц, на которых они живут, однако, совершенно не осведомлены о том, в честь какого человека или события была наименована та или иная улица. Кроме того, дети затруднились в обозначении  и описании зданий, объектов социального назначения,  расположенных на тех улицах, где они проживают,  не смогли назвать этажность зданий, материалы из которых они построены, затруднились в выполнении рисунка улицы.

 В качестве творческого задания детям было предложено  побеседовать с родителями, родственниками, соседями и узнать в честь какого человека или события наименована улица, как она называлась ранее, а также обратить внимание на дома и объекты, расположенные на улице. Для сбора информации были разработаны опорные карточки. Анализ результатов решения обучающимися поставленных задач, позволил сделать следующие выводы: тема проекта «Родная улица моя» оказалась детям близка и интересна, однако, в большинстве случаев из беседы с родителями, родственниками, соседями не удалось узнать историю наименование улицы, а также ее прежние названия. Некоторые ребята обратили внимание на мемориальные доски, установленные на исторических зданиях. Вместе с тем, результаты показали, что значительная часть детей испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за особенностей интеллектуального развития, отсутствия необходимого жизненного опыта, недостаточной заинтересованности родителей в достижении значимых результатов образовательной деятельности их детей.

 На следующем этапе проекта в рамках внеурочной деятельности совместно с педагогами были организованы: поиск информации по теме проекта в сети интернет; экскурсия в краеведческий музей им. Д.С.  Каргаполова;  экскурсия по улицам старого города, с целью изучения исторических зданий и  памятных мест.

      Обобщение полученных результатов совместной исследовательской деятельности оформлено в формате восьми мультимедийных презентаций, включающих фотографии детей, их семей на фоне улиц, сделанные  родителями.  Все ученики подготовили рассказы  об истории своей улицы.  На завершающем этапе проекта ребята выступили с презентациями об улицах города на классных часах в других классах.  Отдельные презентации были размещены на сайте школы (ссылка). Презентуя результаты своего труда, дети получили эмоциональное удовлетворение, смогли осознать социальную значимость собственной деятельности, почувствовать уверенность в своих силах. Кроме того, деятельность по проекту смогла расширить кругозор детей, привлечь внимание к изучению родного города, истории его жителей, результатов  их труда, а также вовлечь родителей в организацию совместной деятельности с детьми, тем самым способствовала формированию позитивных  детско-родительских отношений, укреплению семейных связей и ценностей.

      Возникнув в рамках одного учебного предмета,  проект постепенно стал межпредметным. Деятельность детей не ограничилась рамками дисциплин, предусмотренных  учебным планом для пятого класса.  В ходе  реализации поставленных задач ребята под руководством учителя информатики смогли познакомиться с простейшими способами поиска информации в сети интернет, научились копировать и сохранять информацию, познакомились с программой создания мультимедийных презентаций PowerPoint и с помощью педагогов  смогли подготовить тематические мультимедийные презентации: выбирали фон, цвет шрифта, вставляли изображения и формулировали текст. На уроках изобразительного искусства дети познакомились с изображением герба города Ачинска, придумывали герб для своей улицы. Если на начальном этапе проекта тематические рисунки детей отличались схематизмом изображения улиц, домов, отсутствием привязанности к конкретной местности, то на завершающем этапе  рисунки стали более реалистичными, отражающими узнаваемые объекты городской инфраструктуры: парк, памятники, дома. В рисунках дети стали больше внимания уделять деталям: изображая первый этаж дома кирпичным, а второй – деревянным, как в реальности, или изображая на доме мемориальную доску.

     В ходе экскурсии по улицам исторического центра города ребята возложили цветы к братской могиле и памятному кресту, установленным в Троицком парке на месте уничтоженного в годы советской власти Православного храма.  

Все виды деятельности по проекту были доступны для обучающихся, не вызывали переутомления, поскольку основывались на привычных для детей занятиях: прогулка, беседа, рисование; сопровождались постоянной поддержкой со стороны педагогов. Удовлетворенность от реализации проекта  проявилась в желании  детей продолжить изучение истории родного города, выступать с сообщениями перед аудиторией. Согласно проведенному опросу, интересы детей разделились.  Часть детей хотела бы подробнее узнать о людях, именами которых названы улицы или в честь которых установлены мемориальные доски на зданиях, другие дети, больше заинтересовались историей своей семьи.

    Совместная работа в проекте  позволила повысить  заинтересованность и степень участия родителей  в образовательной деятельности детей. Для родителей данной категории обучающихся это особенно важно, поскольку часто они испытывают ложный стыд и тревогу,  негативные  чувства из-за не успешности своих детей,  а по отношению к школе – чувство недоверия. Общая посильная деятельность сплачивает семью, объединяет детей, родителей и школу для совершения добрых дел.

    Полученный опыт реализации проекта «Родная улица моя» показывает необходимость дальнейших усилий по поиску  согласованного решения  проблемы духовно- нравственного воспитания, по составлению комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию личности, формированию у нее нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

Представлена программа кружка....

Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"

Работа кружка  направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,...

Планирование историко-краеведческого цикла "Родные истоки"

Календарно-тематическое планирование историко-краеведческого цикла "Родные истоки" для учащихся 7 класса....

Телекоммуникационный проект «По улицам родного города»

Два года (2008-2009 гг.) мы реализовывали телекоммуникационный проект "По улицам родного города" на Омском образовательном портале по адресу: http://www.omsk.edu.ru/ Проект посвящен г. Омску...

Презентации к историко-краеведческим газетам "Маршрутами родного края": №1 (2019), №2 (2020)

Цель проекта:  посредством подготовки и издания  историко-краеведческой газеты пробудитьинтерес у учащихся лицея №4 к познанию истории своей малой Родины, а также к  поисково-исследоват...