программа доп.образования
рабочая программа (5 класс)

Нестерова Татьяна Евгеньевна

Программа дополнительного образования творческого объединения "Рукодельница"рассчитана для учащихся 5 классов . Данная программа включает в себя такие разделы как квиллинг, лепка из соленого теста, мир традиционной тряпичной куклы, вышивка шелковыми лентами и лоскутную пластику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.obrazovaniya.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка "Рукодельница"

Пояснительная записка.

           В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций .

 Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

 На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

 Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

 Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

 Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

 Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

 Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

 С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

 Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

 Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у  большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

 Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

 Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.  

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.

Данная программа составлена на основе программы «Умелые руки »  автор-составитель Л.В. Горнова.

Программа рассчитана на 1 учебный год (38 недель).  Занятия проходят один раз в неделю, форма занятия – групповая, количество обучающихся в группе -15 человек.

Структура учебного занятия: 5мин.-организационные моменты,; 45 мин.- занятие; 10мин.-динамическая пауза ; 45 мин.- занятие; 15 мин- организационные моменты ;проветривание помещения.

Занятия проходят в хорошо оснащенной мастерской  (просторное светлое помещение, столы и стулья в достаточном количестве, доска, мел, инструменты , оборудование , приспособления, материалы, наглядные пособия, компьютер, проектор…)

 В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

 Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

 Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

 Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

 Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

 Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

 Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

 Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, соленое тесто...).

 Содействие жизненному самоопределению учащихся.

 Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

 Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

 Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

 Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

 Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

 Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

 Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

 Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

 Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

 Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

 Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

 Развивать положительные эмоции и волевые качества.

 Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

 Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические:

Формирование общественной активности.

 Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа кружка дополнительного образования «Рукодельница » по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, мастер-класс, выставка, а также практические упражнения.

Для оценки усвоения обучающимися содержания образовательной программы  используется бальная система оценивания:

-минимальный уровень (обучающийся не  может…, инертен, эпизодический интерес, частые отвлечения, отсутствие…) -10 баллов

-базовый уровень (стабилен, активен, проявляет интерес…)-10-15 баллов;

-повышенный уровень ( высокая познавательная активность, стремление к преодолению..)-16-20баллов;

-творческий уровень ( ярко выраженные способности)-21-25 баллов.

Содержание программы.

Вводное занятие (2 часа).

 Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий год.

Квиллинг-искусство бумагокручения (13 часов).

История квиллинга. Инструменты и материалы. Приемы выполнения работы в технике «квиллинг». Изготовление различных элементов ,цветов, животных и сказочных персонажей. Изготовление  творческих работ в технике «квиллинг».

Лепка из соленого теста (10 часов). «Лепка из соленого теста» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой лепки из соленого теста. Дети осваивают технику , изготавливают изделия из солёного теста.

 Мир традиционных народных кукол (8 часов)

В этом разделе  обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры

 Вышивка шелковыми лентами (23 часа)

Раздел дает сведения об истории вышивки шелковыми лентами. Учащиеся  учатся выполнять различные элементы вышивки, выполняют творческие работы в данной технике.

Лоскутная пластика (16 часов) 

Раздел дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.

Выставки, выступления, экскурсии (4 часа)

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

 Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

 Народные художественные промыслы России и родного края.

 Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

 Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

 Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с инструментами .

Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

Технологию выполнения изделий в технике аппликации ,вышивки лентами, лепки из теста…

Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

 Основные приемы и элементы лоскутного шитья.

Иметь представление о традициях разных стран.

 Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.

 Учащиеся должны уметь:

 Правильно организовать свое рабочее место.

 Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

 Работать с электронагревательными приборами.

 Выполнять правила техники безопасности.

 Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.

 Подготавливать тесто к работе, окрашивать его.

 Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации, вышивки…

Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.

 Изготавливать разные игрушки и сувениры.

Приобрести навыки работы с лоскутками.

 Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.

 В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

 Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.        Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Учебно – тематический план

к рабочей программе  кружка по декоративно – прикладному искусству

«Рукодельница»

Название разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Квиллинг-искусство бумагокручения

13

3

Лепка из соленого теста

10

4

Мир традиционных народных кукол 

8

5

Вышивка шелковыми лентами

23

6

Лоскутная пластика

16

7

Выставки, выступления, экскурсии

4

Итого:

76

Календарно-тематическое планирование.

 

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1

Выявление уровня подготовки. Знакомство друг с другом.

1ч.

1ч.

2

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ .

1ч.

Квиллинг - искусство бумагокручения.

13час.

3

История квиллинга. Инструменты и приспособления.

1ч.

4

Основные формы и приемы квиллинга

1ч.

5

Технология изготовление простейшего цветка

1ч.

6

Технология изготовление розы

1ч.

7

Технология изготовление пушистого цветка

1ч.

8

Технология изготовление животных и сказочных персонажей

1ч.

9

Технология изготовление животных и сказочных персонажей

1ч.

10

Изготовление узоров из бумажных полос

1ч.

11

Изготовление открытки  (картинки) в технике « квиллинг»

1ч.

12

Изготовление открытки  (картинки) в технике « квиллинг»

1ч.

13

Изготовление открытки  (картинки) в технике « квиллинг»

1ч.

14

Изготовление открытки  (картинки) в технике « квиллинг»

1ч.

15

Выставка творческих работ

1ч.

 Лепка из соленого теста

10час.

16

История лепки из соленого теста. Рецепт приготовления теста.

1ч.

17

Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Ремонт и покраска готовых изделий.

1ч.

18

Отпечатки и выпуклые рельефы.

1ч.

19

Изготовление фигурки «черепашки».

1ч.

20

Оформление интерьера .Интерьерные мелочи.

1ч.

21

Лепка подсвечника.

1ч.

22

Изготовление панно «кошки».

1ч.

23

Изготовление панно «кошки».

1ч.

24

Декорирование фото-рамки.

1ч.

25

Декорирование фото-рамки.

1ч.

Народные куклы.

8час.

26

Знакомство с культурой и народными обычаями.

1ч.

27

Способы изготовления основы куклы (скатки, скрутки). Кукла «столбушка».

1ч.

28

Обереговые куклы. Куклы « кувадки».

1ч.

29

Изготовление «Вепской куклы».

1ч.

30

Кукла –оберег «Ангел» .

1ч.

31

Изготовление « птицы счастья».

1ч.

32

Игровые куклы.

1ч.

33

Изготовление подарочных кукол.

1ч.

Вышивка шелковыми лентами

23час.

34

Традиционные виды вышивки. История вышивки лентами.

1ч.

35

Инструменты и материалы. Подготовка к вышивке.

1ч.

36

Разметка рисунка и способы перевода его на ткань.

1ч.

37

Закрепление ленты в игле и в конце вышивки элемента.

1ч.

38

Технология выполнения швов «петля», «полупетля»

1ч.

39

Технология выполнения шва « французкий узелок»

1ч.

40

Технология выполнения шва «стежок изогнутый»

1ч.

41

Технология выполнения шва «стебельчатый»

1ч.

42

Технология выполнения шва «витая цепочка»

1ч.

43

Технология выполнения цветка из присборенной  ленты.

1ч.

44

Технология выполнения цветка «роза из скрученной ленты».

1ч.

45

Технология выполнения цветка «Роза «паутинка»

1ч.

46

Технология выполнения цветка «воздушная хризантема»

1ч.

47

Цветовая гармония вышивки. Природа цвета.

1ч.

48

Гармоничное сочетание цветов.

1ч.

49

Изготовление открытки

1ч.

50

Изготовление открытки.

1ч.

51

Вышивка на изделиях. Изготовление саше.

1ч.

52

Изготовление саше.

1ч.

53

Декорирование рамки для фотографии и стаканчика  для карандашей

1ч.

54

Декорирование рамки для фотографии  и стаканчика  для карандашей

1ч.

55

Декорирование рамки для фотографии и стаканчика  для карандашей

1ч.

56

Декорирование рамки для фотографии и стаканчика  для карандашей

1ч.

Лоскутная пластика.

16час.

57

Возможности лоскутного шитья и мода. Геометрический орнамент и композиция.

1ч.

58

Материаловедение.

1ч.

59

Проектирование узоров лоскутной пластики

1ч.

60

Раскрой узоров  по шаблонам.

1ч.

61

Методы шитья.  Технология лоскутной пластики.

1ч.

62

Раскрой элементов для блока из полос.

1ч.

63

Изготовление блока из полос.

1ч.

64

Раскрой элементов для блока из квадратов и треугольников.

1ч.

65

Изготовление блока.

1ч.

66

Аппликация. Виды и способы выполнения аппликации.

1ч.

67

Выбор эскиза. Перевод рисунка на кальку, изготовление лекал.

1ч.

68

Подбор материалов. Раскрой деталей.

1ч.

69

Сборка композиции.

1ч.

70

Соединение лоскутной основы с подкладкой.

1ч.

71

Изготовление прихватки.

1ч.

72

Изготовление прихватки.

1ч.

Выставки, экскурсии, выступления

4час.

73-76

Выставка работ. Выступления .Экскурсии. Коллективное обсуждение.

4ч.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Берти Д.В.,Риколфи Р. Лоскутное шитье.Copyright R.C.S., Milan, Italy 1999

Воробьева О.Я.Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.

 Горнова Л.В. и др.  Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ Волгоград: Учитель, 2008 – 250 с.

 ГурбинаЕ.А.  Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.

 Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

 Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и другие

Журавлева И.  , Ткани. –М. :Эксмо, 2005

Иванова Ю.Б., Игры в лоскуты Веры Щербаковой. Культура и традиции 2007.

 Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики.-Эксмо-пресс,1998.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Школа домоводства. - Эксмо-Пресс, 2000.

 Марьина Ю. Коллажи и панно.  -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

Румянцева Е. Украшения для девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г.

Синичкина Е. Настольная книга для девочек. –М.:Эксмо,2006.

Терешкевич Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. –Р-н-Д.: «Феникс». 2004г.

www.stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...