Школьный этап олимпиады по истории в 9 классе
олимпиадные задания (9 класс)

Немцева Тамара Григорьевна

Всероссийская олимпиада школьников, школьный этап по истории в 9 классе. Представленный материал дает возможность провести олимпиаду в 9 классе и выявить лучшего ученика по истории в 9 классе  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_etap_olimpiady_9_klass.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

 ПО ИСТОРИИ

9 класс

  1. Заполните пропуск в ряду. (6 баллов).

1) 1-я армия, М.Б. Барклай де Толли; 2-я армия, […]; 3-я армия, А.П. Тормасов.

2) Лжедмитрий I, Григорий Отрепьев; Лжепетр, Илья Горчаков; Лжесимеон I, Тимофей Анкудинов; […], Емельян Пугачев.

3) Ярослав Мудрый, «Русская Правда»; Иван III, Судебник 1497 г.; Иван IV, Судебник 1550 г.; Алексей Михайлович, […].

  1. Расположите в хронологической последовательности. (8 баллов).

А. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог.        

Б. Присоединение Вятской земли к Московскому княжеству.

В. Присоединение Тверского княжества к Московскому.

Г. Начало правления Василия III.

Д. Битва при Шелони.

Е. Стояние на реке Угре.

  1. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Правильно ЗАПИШИТЕ каждое слово. (5 баллов).
  1. Ан…х…р...т – отшельник, пустынник.
  2. Б...г...дельня – приют для бродяг и нищих.
  3. И..в...т...ик – доносчик.
  4. К...р...с...ры – тяжелая кавалерия в металлических латах.
  5. ...кз...к...тор – чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии.

  1. Перед вами отрывки из Повести временных лет. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности. (10 баллов).

     1) Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья».

     2) После крещения позвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга».

     3) Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его и пошел в ладьях.

     4) В тот же год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую.

     5) Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.

     6) Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю.

     7) Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани, по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле.

     8) Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их Белую Вежу взял.

     9) Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым подъемом.

  1. Ученику случайно попал в руки отрывок из Русской Правды: (16 баллов)

     «Искавше ли послуха не налезуть, а истьця начнеть головою клепати, то имъ правду железо. Тако же и во всех тяжахъ, в татбе и в поклепе; оже ли не будет лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота; аже ли мне то на воду, оли то до дву гривенъ; аже мне, то роте ему ити по свое куны».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы:

1) Кто такой истец?

2) Что значит головою клепати?

3) С какой целью прибегали к железу и воде?

4) Что такое татьба?

5) Что такое поклеп?

6) Что такое лицо?

7) Что такое гривна, куна?

8) Что такое рота?

  1.  Внимательно прочитайте фрагмент из Топографического описания 1787 г., в котором говорится о Царевококшайске. Ответьте на вопросы. (20 баллов)

     «О начале основания сего города сведениев никаких нет. Герб означает в голубом поле серебряной лось... Церквей приходских каменных пять, построения изряднаго. Протчих публичных зданиев каменных, по неимению еще городу сему на устроение ево плана, не возведено, а делаются материалов приуготовлении... Фабрик в городе сем нет, а есть завод кожевенной купца Пчелина. На завод сей кожи сырые к переделыванию в юфти скупает в городе в ярмонку и по торговым дням. А юфть отвозят в Санкт-Петербург и Оренбург».

1. В каком году основан сей город?

2. В каком году впервые появился герб Царевококшайска?

2. Назовите каменные церкви Царевококшайска, возведенные к 1787 г.

3. Что такое юфть?

  1. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое крупное событие произошло в год х?  (11 баллов).

(Полтавское сражение + начало опричнины + создание Союза спасения – нашествие Едигея – распад Большой орды):2 + (взятие Казани Иваном Грозным + образование Верховного тайного совета – штурм и взятие Измаила А.В. Суворовым):4 = х. 

  1.  Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Дайте его определение. (12 баллов).

4

7

1

2

8

10

3

5

6

9

1. Вертикальный шест для подъема флага. 2. Династия византийских императоров. 3. Элемент герба Российской империи и Российской Федерации. 4. Символ власти монарха. 5. Элемент государственного флага СССР. 6. Автор музыки к гимну Российской империи «Боже, царя храни!». 7. Флаг главы государства. 8. Художник, автор государственного герба, введенного Временным правительством. 9. Автор слов к государственному гимну Российской империи «Боже, царя храни!». 11. Предмет, на котором появилось первое изображение двуглавого орла как герба Российского государства.        По горизонтали…

  1. Среди исторических деятелей, перечисленных ниже, трое – современники. Укажите их.  (5 баллов).
  1. Петр I
  2. Томазо Кампанелла
  3. Томас Эдисон
  4. Савва Морозов
  5. Бенджамин Франклин
  6. Иоганн Себастьян Бах

Максимальная сумма баллов –     93   .

Ответы и комментарии (9 класс)

  1. (По 2 балла за полный правильный ответ). 1) П.И. Багратион; 2) Петр III; 3) Соборное уложение 1649 г.
  2. (8 баллов за правильную последовательность, 0 баллов – за любую ошибку). Д, А, Е, В, Б, Г.
  3.  (По 1 баллу за правильный ответ). 1) Анахорет; 2) Богадельня; 3) Изветчик; 4) Кирасиры; 5) Экзекутор.
  4. (10 баллов за правильную последовательность, 0 баллов – за любую ошибку). 6, 4, 9, 1, 7, 2, 8, 5, 3.
  5.  (По 2 бала за каждый полный правильный ответ; 1 балл за частично правильный ответ). 1) в древних законах – и обвинитель, и ответчик, в данном случае истец как раз ответчик; 2) обвинять в убийстве; 3) ордалия, «божий суд», к которым прибегали при отсутствии явных доказательств в пользу обоих тяжущихся, и по представлениям людей того времени, их дожжен был рассудить бог; 4) воровство; 5) обвинение по подозрению; 6) поличное; 7) денежные единицы Древней Руси; 8) клятва.

  1. Максимум – 20 баллов:

1. Царевококшайск  основан в 1584 г. (2 балла)

2. 1781 г.  (4 балла)

3. Церкви: Воскресенская, Троицкая, Входоиерусалимская, Вознесенская, Тихвинская (за каждую правильно названную церковь – по 2 балла)

4. Юфть – это толстая кожа, обработанная дегтем. (4 балла)

  1. (По 1 баллу за каждую дату и за определение события, 2 балла – за правильный год х). (1709 + 1565 + 1816 – 1408 – 1502):2 + (1552 + 1726 – 1790):4 = 1462 (смерть Василия II Темного, начало правления Ивана III Великого).
  2.  (По 1 баллу за каждый правильный ответ, 2 бала за правильное определение слова по горизонтали). 1. Флагшток. 2. Палеологи. 3. Корона. 4. Держава. 5. Молот. 6. Львов. 7. Штандарт. 8. Билибин. 9. Жуковский. 10. Печать. По горизонтали: Геральдика – гербоведение; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; искусство составления и толкования гербов.
  3. (5 баллов – за полный ответ, 0 баллов – за любое другое сочетание). 1, 5, 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап олимпиады по биологии 7 класса

Тестовые задания школьного этапы по биологии за 7 класс, включают основные темы по разделам Растения (в основном), Грибы, Бактерии. В первой части задания на выбор одного правильного ответа, вторая ча...

Задания для школьного этапа олимпиады по математике (8 класс)

Вниманию желающих предлагаются задания для школьного этапа по математике.Задания соответствуют современным требованиям к обучению математике.Вместе с заданиями  имеются и решения.Все вместе облег...

Школьный этап олимпиады по биологии 10 класс.

Олимпиада по биологии в 10 классе с матрицей ответов. Школьный этап...

Школьный этап олимпиады по биологии 9 класс

Школьная олимпиада по биологии с матрицей ответов 9 класс...

Задания школьного этапа олимпиады по истории Древнего мира для 5 класса

   Задания школьного этапа олимпиады по истории для 5 классов составлены применительно к учебникам истории Древнего мира, авторами которых являются А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свен...

Школьный этап олимпиады по истории для учащихся 7-8 классов

Олимпиадные задания-школьный этап олимпиады по истории Отечества 7-8 классы, задания составлены в формате ГИА и ЕГЭ....