КТП "Спортивное Ориентирование"
рабочая программа

Герасимова Екатерина Михайловна

КТП "Спортивное Ориентирование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевский центр образования №2»

Муниципального образования Киреевский район

РАССМОТРЕНО                  ПРИНЯТО                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО              на заседании                              приказом

                                                педагогического совета           от «____» _____20__г.      

протокол                               протокол                                    №____

от «____» _____20__г.        от «____» _____20__г.             Директор МКОУ

№_______                             №____                                       «Киреевский центр

                                                                                                  образования №2»

                                                                                                  _______И.Н.Токарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

спортивное направление

«Спортивное ориентирование»

1-4 КЛАССЫ (ФГОС НОО)

20__год

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

По УВР

______  _____________

«___» _________20__г.

Составитель

Герасимова  Е.М.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивного направления «Спортивное ориентирование» для 1-4 классов составлена в соответствии стандарта начального общего образования и авторской программы Спортивное ориентирование доктором педагогических наук В.И.Ляхом и кандидатом педагогических наук А.А. Зданевич 2008г.

Цель программы – пропагандирование и популяризация туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни, ознакомить обучающихся с простейшими способами ориентирования на местности.

Основные задачи:

Обучающие:

- научить простейшим навыкам ориентирования в незнакомой местности;

- осваивать методы наблюдения, следопытства и прослушивания, для определения своего местонахождения;

- овладению умений по оказанию самопомощи;

- научить преодолению простейших препятствий.

Развивающие:

- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;

- развивать память и внимание;

- развивать деловую и познавательную активность;

- развивать физическую и психическую выносливость.

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм;

- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;

- воспитывать чувство коллективизма.

Занятия по «Спортивному ориентированию» проводятся 2 раза в неделю.

Планируемые результаты

1-4 классы

Учащиеся научатся:

Популяризация туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни;

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и интересы.

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении целей;

Требования техники безопасности в походе;

Общие подходы к организации и проведению походов;

О правилах ведения здорового образа жизни;

О правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах;

Учащиеся получат возможность научиться:

Ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Темы, раскрывающие  основное содержание программы

Число часов, отводимых на каждую тему

1

Теоритические знания

6

2

Ориентирование на местности

10

3

Топография

8

4

Туристские узлы и их назначение

6

5

Преодоление препятствий

10

6

Туристские игры

11

7

Поход-знакомство

6

8

Физическое воспитание

10

9

Итого:

68ч

Содержание программы.

1-4 класс.

Теоретические знания (6ч).

Инструктаж по технике безопасности. Что такое спортивное ориентирование. Гигиена спортивной тренировки. Требования к экипировке. Режим питания. Закаливание. Знакомство с основными правилами соревнований. Оборудование дистанции (старт, финиш) и контрольных пунктов (КП). Изображение дистанции на спортивных картах. Старт, КП, финиш. История изобретения компаса. Решение географических задач на определение координат. Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. 

Ориентирование на местности (10ч.)

Упражнения и движение на местности с компасом и без него. Определение направлений, расстояний по плану местности и карте. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

Топография (8ч).

 Топографические знаки. Топографический кроссворд. Топографический диктант. Топографические игры (Следопыты, Найди предмет, Цветной маршрут, Охота на зверей, Ночное ориентирование.)

Туристские узлы и их назначение (6ч).

Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

Преодоление препятствий (11ч.)

Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, ручьи и реки. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

Туристские игры (11ч).

Краеведческая викторина. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется». Игра погоня за лисицей, эстафета в лесу, игра кто первый, игра определи направление, игра запомни ориентиры, игра узкая тропинка, игра переправа, игра бег по кочкам, игра строим дом.

Поход-знакомство (6ч).

 Подготовка к ознакомительному походу. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам.

Физическое воспитание (4ч).

Развитие выносливости. Развитие скоростных качеств. Развитие силовых качеств. Кросс по пересечённой местности. Полоса препятствий. Общая физическая подготовка.

Зачётные занятия (6ч).

Полоса препятствий, ориентация на местности, туристический поход.



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

              Заместитель

         директора по УВР

__________  _____________

подпись              ФИО

«____» __________ 20___ г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевский центр образования №2»

Муниципального образования Киреевский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по     Спортивному ориентированию                                                                

                                                   1-4 класс

Учитель  Герасимова Екатерина Михайловна

Количество часов: всего    68  часов,  в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Спортивное ориентирование» 1-4 классы (ФГОС НОО),

Герасимовой Е.М., утверждённой приказом от  ____________________________               

1-4 класс (68ч)

урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Теоретические знания (6ч).

1

Инструктаж по технике безопасности. Что такое спортивное ориентирование. Гигиена спортивной тренировки. Игра погоня за лисицей. Развитие скоростных качеств. Общая физическая подготовка.

1

2

Требования к экипировке. Режим питания. Закаливание. Знакомство с основными правилами соревнований. Оборудование дистанции (старт, финиш) и контрольных пунктов (КП). Изображение дистанции на спортивных картах. Старт, КП, финиш. игра определи направление. Развитие выносливости.

1

3

История изобретения компаса. Решение географических задач на определение координат. Игра погоня за лисицей. Развитие силовых качеств. Общая физическая подготовка.

1

4

Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. эстафета в лесу. Кросс по пересечённой местности.

1

5

Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. игра запомни ориентиры. Общая физическая подготовка.

1

6

Легенда карты. Карты. Масштаб. игра кто первый. Развитие выносливости.

1

Ориентиование на местности (10ч).

7-8

Упражнения и движение на местности с компасом и без него. эстафета в лесу. Развитие скоростных качеств.

2

9-10

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте. Игра погоня за лисицей. Кросс по пересечённой местности.

2

11-12

Чтение карт. Обращение с компасом и картой. игра определи направление. Развитие силовых качеств.

2

13-14

Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки. игра запомни ориентиры. Развитие скоростных качеств.

2

15-16

Ориентирование в заданном направлении. игра кто первый. Развитие выносливости.

2

Топография (8ч).

17-18

Топографические знаки. Топографический кроссворд. Игра погоня за лисицей. Развитие скоростных качеств.

2

19

Топографическая игра «Следопыты». Развитие силовых качеств. Общая физическая подготовка.

1

20

Топографическая игра «Найди предмет». игра кто первый. Развитие силовых качеств

1

21

Топографическая игра «Цветной маршрут». игра бег по кочкам, игра строим дом. Общая физическая подготовка.

1

22

Топографическая игра «Охота на зверей». эстафета в лесу. Развитие выносливости.

1

23

Топографическая игра «Ночное ориентирование». Игра погоня за лисицей. Развитие скоростных качеств.

1

24

Топографический диктант. игра запомни ориентиры. Развитие силовых качеств

1

Туристские узлы и их назначение (6ч).

25

Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник. игра определи направление. Развитие выносливости.

1

26

Узлы: восьмерка, стремя, прусик. игра бег по кочкам, игра строим дом. Развитие скоростных качеств.

1

27

Узлы: удавка, булинь, ткацкий. эстафета в лесу. Кросс по пересечённой местности. Общая физическая подготовка.

1

28

Узлы: академический, схватывающий, грейпвайн. игра запомни ориентиры. Развитие силовых качеств

1

29-30

Отработка навыков завязывания туристских узлов. Игра погоня за лисицей

2

Преодоление препятствий (11ч.)

31

Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, ручьи и реки. игра определи направление. Развитие выносливости.

1

32

Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. игра запомни ориентиры. Развитие силовых качеств

1

33

Правила преодоления лесных завалов. эстафета в лесу. Развитие скоростных качеств.

1

34

Переправа по кочкам и гатям. Игра погоня за лисицей

1

35

Спуск с крутого склона. Подъем по крутому склону. Кросс по пересечённой местности.

1

36

Переправа по бревну. игра кто первый. Развитие скоростных качеств.

1

37

Переправа рюкзаков. игра определи направление

1

38

Преодоление ручьёв. игра бег по кочкам, игра строим дом. Кросс по пересечённой местности

1

39

Преодоление оврагов. игра узкая тропинка, игра переправа

1

40-41

Отработка навыков преодоления препятствий. игра кто первый. Развитие силовых качеств.

2

Туристские игры (11ч).

42

Краеведческая викторина. Развитие выносливости.

1

43

Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется». Общая физическая подготовка.

1

44

Игра погоня за лисицей. Развитие скоростных качеств.

1

45

эстафета в лесу. Развитие силовых качеств

1

46

игра кто первый. Общая физическая подготовка.

1

47

игра определи направление,

1

48

игра запомни ориентиры. Развитие силовых качеств

1

49

игра узкая тропинка. Кросс по пересечённой местности

1

50

игра переправа. Развитие выносливости.

1

51

игра бег по кочкам. Общая физическая подготовка.

1

52

игра строим дом. Развитие скоростных качеств.

1

Поход-знакомство (6ч).

53-54

Подготовка к ознакомительному походу. эстафета в лесу. Общая физическая подготовка.

2

55-56

Сборы и проверка готовности к первому походу. Игра погоня за лисицей

2

57-58

Пеший поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам. игра запомни ориентиры

2

Физическое воспитание (4ч).

59

Развитие выносливости. Общая физическая подготовка. игра определи направление

1

60

Развитие скоростных качеств. Общая физическая подготовка. игра кто первый

1

61

Развитие силовых качеств. Общая физическая подготовка. эстафета в лесу

1

62

Кросс по пересечённой местности. Общая физическая подготовка. Игра погоня за лисицей

1

Зачётные занятия (6ч).

63-64

Полоса препятствий. Общая физическая подготовка.

2

65-66

Ориентирование на местности. Общая физическая подготовка.

2

67-68

Туристический поход. Общая физическая подготовка.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»

Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...