Литературно-музыкальная гостиная «Тихая моя Родина» /Стихи русских поэтов 20 века/
методическая разработка (9 класс)

 

Цели: воспитывать чувство патриотизма у учащихся; развивать творческие способности;

           расширять литературные знания о поэзии.

 

Оборудование: презентация, записи музыкал. произведений

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.rodina.doc102 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Литературно-музыкальная гостиная

               

           «Тихая моя Родина»  /Стихи русских поэтов 20 века/

Цели: воспитывать чувство патриотизма у учащихся; развивать творческие способности;

           расширять литературные знания о поэзии.

Оборудование: презентация, записи музыкал. произведений

Кто говорит

Текст

Музыка

Кадр

Ведущий 1.

Что  же такое Родина? Почему русский поэт Сергей Есенин, этот «московский озорной гуляка», снискавший себе славу «похабника и скандалиста», устами своего героя с тоскою в сердце признаётся: «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!»? А через 50 лет другой наш поэт, Владимир Высоцкий, человек, который на вопрос анкеты: «Хочешь ли  быть великим?» - ответил: «Хочу и буду!», человек с такой самооценкой , заявляет:«Без России я ничто!»

№ 1

№ 2

Ведущий 2.

А какой виделась Родина русским поэтам второй половины 20 века, чем была она для них? Может это заставит и нас задуматься над тем, какую роль играет Родина в нашей жизни, чем она является для нас?

Чтец 1

А.А.Прокофьев «Россия» (отрывок)

Сколько звёзд голубых, сколько синих,

Сколько ливней прошло, сколько гроз,

Соловьиное горло – Россия,

Белоногие пущи берёз.

Да широкая русская песня,

Вдруг с каких-то дорожек и троп

Сразу брызнувшая в поднебесье

По-родному, по-русски –взахлёб;

Да какой-нибудь старый шалашик,

Да задумчивой ивы печаль.

Да родимые матери наши,

С-под ладони глядевшие вдаль;

Да простор вековечный, огромный,

Да гармоник размах шире плеч,

Да вагранки, да краны, да домны,

Да певучая русская речь!

Каждый день был по-своему громок,

Нам войти в эти дни довелось.

Сколько ливенок, дудочек, хромок

Над твоими лугами лилось!

Ты вовек не замолкнешь, родная,

Не померкнут веснянки твои,

Коль сейчас по переднему краю

Неумолчно свистят соловьи!

Всё равно на тропинках знакомых

И сейчас у любого крыльца

Бело-белая пена черёмух

Льётся, льётся – и нет ей конца!

Муз.Шопена

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

Ведущий 1

Россия… В этом коротком слове – необъятность. Из одного слова рождается бесконечное множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые берёзовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей , приметы сегодняшнего индустриального дня…И поэт вплетает в строки стихотворения мотив весны, светлой праздничности. Омытая ливнями, в россыпях звёзд и белой пене черёмух предстаёт перед нами Россия в стихотворении А.А.Прокофьева.

№ 8

Ведущий  2.

Родина… Вслушаемся в это слово. Д.С.Лихачёв писал, что в нём слышится отзвук слов «родник», « родня»,

«родной», «народ», «природа».И наше чувство  Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказал поэт К.М.Симонов, который в горькие и тревожные дни 1941 года, когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение «Родина».

Чтец 2

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке, -

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком…

Вот где нам посчастливилось родиться.

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годиться,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в холод, в зной, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

«Аппассионата»

№ 9

№10

№11

Ведущий 1.

Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трёх великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился, где прошло твоё детство. Разная интонация: торжественно-патетическая вначале и лирически задушевная затем; разная лексика; высокие слова «непобедима, широка, горда» сменяются скромными, но до боли дорогими «клочок земли», «лесок», «речонка». Но в финале стихотворения две интонации, два образа сливаются: в горсти родной земли видятся приметы всей страны, а три берёзы становятся символами Родины.

№12

Песня «Берёзовый сок»

№13

Ведущий 2.

Вы никогда не задумывались, почему именно берёза стала поэтическим символом России? Наверное, сказители и поэты видели в берёзе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия». «Чета белеющих берёз» - это часть лермонтовской Родины, «страной берёзового ситца» предстала она перед Есениным. И в стихах поэтов 20 века берёза сливается с образом Росссии. Вот как писал о ней поэт О.Н.Шестинский.

№14

Чтец 3.

Без берёзы не мыслю России,-

Так светла по-славянски она

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили,

Выбирали коней на торгах,

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были берёзы в ногах.

Ведущий 1.

Песня «С чего начинается Родина»

Ведущий 2.

Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. У Н.М.Рубцова есть стихотворение «Тихая моя родина»: Тихая моя родина!

                 Ивы, реки, соловьи…

И заканчивается стихотворение пронзительно – искренними строками:

                 С каждой избою и тучею,

                 С громом, готовым упасть,

                 Чувствую самую жгучую,

                  Самую смертную связь.

№15

Чтец 4.

Н.М.Рубцов «Звезда полей»

Звезда полей во мгле заледенелой.

Остановившись, смотрит в полынью,

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей в минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей

№16

Ведущий 1.

Родина – родимый край, родина – родная природа – это мы ощущаем с детства. Мы взрослеем, растём, вместе с нами растёт, ширится понятие «Родина». Мы начинаем понимать общность слов «народ» и «родина», ощущать себя частицей своего народа.

Чтец 5

Р.Рождественский. «Что такое мы?»

Что же такое «мы»?

Мы – из лесов безбрежных.

Мы – из блокадной тьмы.

Мы – из стихов сгоревших.

Из невысоких изб.

Песенного всесилья.

Мы – из бессмертья.

Из плоти твоей, Россия!

Мы от свинцовых розг

Падали  в снег с разбега.

Но – понимались в рост,

Звонкие, как победа!

Как продолженье дня,

Шли тяжёло и мощно…

Можно убить меня.

Нас убить невозможно!..

№ 17

№18

Чтец 6.

Что же такое «мы»?

Веруя в пробужденье,

Взяв у земли взаймы

Силу в момент рожденья,

Мы ей  вернём сполна всё,

Что она давала,

Только б была она!

Лишь бы существовала!

Мы проросли из неё,

Будто трава степная…

Гибнет в печи смольё,

Солнце напоминая…

Глядя в лицо огня,

Я говорю тревожно:

Можно убить меня,

Нас убить невозможно!

Песня «Ромашковое поле»

№19,

№20

Ведущий 2.

Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний, впитывал в себя и русское раздолье, и удаль молодецкую, и стон задавленного народа. Он омыт в светлом роднике народных песен, его гранили и оттачивали художники слова, классики  русской литературы.

Ведущий 1.

Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Ломоносов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев, Мериме… Сила и красота русского языка заставляли верить в лучшее будущее народа: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Муз.из к/ф «Ласковый и нежный зверь»

Чтец 7

Я.В.Смеляков. «Русский язык»

№21

У бедной твоей колыбели,

Ещё еле слышно сперва,

Рязанские женщины пели,

Роняя, как жемчуг, слова.

Под лампой кабацкой  неяркой

На стол деревянный поник

У полной нетронутой чарки,

Как раненый сокол, ямщик.

Ты шёл на разбитых копытах,

В кострах староверов горел,

Стирался в бадьях и корытах,

Сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,

Закату подставя лицо,

Забрал у Кольцова колечко,

У Курбского занял кольцо.

Чтец 8.

Вы, прадеды наши, в недоле,

Мукою запудривши лик,

На мельнице русской смололи

Заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкую малость,

Хотя бы и больше могли,

Чтоб им не одним доставалась

Учёная важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной

И дедовским острым кваском,

Писался и чёрной лучиной,

И белым лебяжьим пером.

Ты – выше цены и расценки –

В году сорок первом, потом

Писался в немецком застенке

На слабой извёстке гвоздём.

Владыки и те исчезали

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

На русскую суть языка.

Ведущий 2.

Но главное богатство любой страны – человек. У каждого народа – свой характер, он и определяет лицо страны.

Ведущий 1.

Русский характер – это удаль, весёлая сила, выплёскивающаяся в стремительном беге тройки, в работе до седьмого пота; это и широта души, вобравшей в себя русский простор, это мастеровитость и природная одарённость.

Ведущий 2.

А ещё?

Ведущий 1.

А ещё доброта, бескорыстие, готовность помочь, которая, как добрый огонёк, согревает душу.

Чтец 9 и

Чтец 10

(читают

как диалог)

Н.М.Рубцов. «Русский огонёк»

Погружены в томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели.

Оцепенели маленькие ели,

И было небо тёмное, без звёзд.

Какая глушь! Я был один живой.

Один живой в бескрайнем мёртвом поле!

Вдруг ветхий свет (пригрезившийся, что ли)

Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем, как снежный человек,

Входя в избу (последняя надежда!).

И услыхал, отряхивая снег:

-Вот печь для  вас и тёплая одежда…

Потом хозяйка слушала меня,

Но в тусклом взгляде жизни было мало,

И неподвижно сидя у огня,

Она совсем, казалось, задремала.

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий!

Огнём, враждой Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

-Скажи, родимый,

Будет ли война?

И я сказал: -Наверное, не будет.

- Дай бог, дай бог…

Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет…

И вдруг опять:

- Не будет, говоришь?

- Нет,- говорю, - не будет.

- Дай бог, дай бог…

И долго на меня

Она смотрела, как глухонемая,

И, головы седой не поднимая,

Опять сидела тихо у огня.

Что снилось ей?

Весь этот белый свет,

Быть может, встал  пред нею в то мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет

Прервал её старинные виденья…

- Господь с тобой! Мы денег не берём!

- Что ж, - говорю,- желаю вам здоровья!

За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся  любовью…

Спасибо, скромный русский огонёк,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далёк,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле – и нет тебе покоя!

Бетховен. «Лунная соната»

№22

№23

Ведущий 2.

Вот ещё одна черта нашего народа – тревожная совесть, неуспокоенность, ответственность за всё, что делается вокруг и в мире. О чём думает старая женщина, героиня стихотворения, может, в последние дни её жизни? Думает о нас, о нашем будущем, о том, что сейчас больше всего волнует каждого:  Скажи, родимый,

                                   Будет ли война?

Какая высокая мера душевной тревоги, душевной щедрости!

                                 

Ведущий 1.

Каждый поэт обязательно рано или поздно обращается к теме Родины. Сегодня мы вспомнили стихи А.Прокофьева, К.Симонова, Н.Рубцова, О.Шестинского, Я.Смелякова, Р.Рождественского.

У каждого из них – своё, глубоко личное отношение к Родине, своё представление о ней. Но главное, Родина для них воплощается в родной природе, истории, языке.

Минуэт

Ведущий 2.

Поэты – счастливые люди.Они воспринимают мир по-особому: обострённо, всеми чувствами, они способны увидеть и нам показать прекрасное в повседневном, обыденном.  Они обостряют, помогают постичь это великое чувство Родины, которое живёт в душе каждого из нас, только не всегда осознанное и выраженное в словах.

Ведущий 1.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже, трепетнее будет для нас  чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

Чтец 11.

Выходят

Все:

А.Евтушенко. «Любите Родину»

К чему, зануда-лектор, жесты робота

И по бумажке продолдоненная речь?

Всё это можно ли понять как чувство Родины?

Так можно всех от всяких чувств  предостеречь.

 Что значит эта речь в глазах больничной нянечки,

Когда, идя с дежурств, - как маленьким друзьям,

Не забывает выносить в казённой наволочке

Больницей пахнущие крошки –воробьям?

Что значит эта речь в глазах слипающихся слесаря,

Когда не в силах и кроссворда зачеркнуть,

Он засыпает, и рука с кровати свесилась,

Как будто хочет пол дощатый зачерпнуть.

Пусть равнодушно равнодушие бичуется

Борцами только против маленького зла.

Но говорить о чувстве Родины бесчувственно –

Нам права Родина такого не дала.

У нас такие за спиной встают пожарища,

Такие страшные могилы за спиной,

Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,

Как будто Родина нам стала неродной.

Нет чувства Родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите родину, как чудо бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу наречённую,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда.

Любите Родину, но только нерасчётливо,

Любите Родину, и только навсегда!

Из 1-го концерта П.И.Чайковского

№24-

-№29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....

Литературно-музыкальная композиция "Я в бой иду за русские березы, за Сталинград, за Волгу, за семью..."

Внеклассное мероприятие, посвещенное 70-летию победы русских войск над фашистами под Сталинградом....

Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»

Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»...

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая поэтам Серебряного века

Данная разработка поможет учителю провести знакомство с поэтами Серебряного века и поможет окунуться в таинственный мир прошлого......

Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....

Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».

усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...