ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Олимпус" 5 - 6 классы математика
календарно-тематическое планирование

Этот  курс предназначен для  развития математических способностей школьников, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. 

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие». Знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение навыками исследовательской деятельности позволяет школьникам реализовать свои возможности. Приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «ОЛИМПУС» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, умения анализировать, сопоставлять, догадываться, рассуждать, доказывать, творчески подходить к заданию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальный инновационный проект «Развитие творческой личности школьников в условиях летней школы «Интеллектуал». 

                           Программа  

                  «ОЛИМПУС»

                     5-6 классы

               Учитель математики

                         Васильева О.Л.

                                       

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Реализация воспитания любознательного, активно заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению нестандартных математических задач творческого и поискового характера будет проходить успешно, если работа наряду с  учебной деятельностью дополнена внеурочной деятельностью, в  частности работой летней математической школы. Такие занятия  помогут школьникам расширить математический кругозор и эрудицию школьников, способствующих  формированию познавательных универсальных учебных действий.

 Этот  курс предназначен для  развития математических способностей школьников, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие». Знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение навыками исследовательской деятельности позволяет школьникам реализовать свои возможности. Приобрести уверенность в своих силах.

   Содержание курса «ОЛИМПУС» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, умения анализировать, сопоставлять, догадываться, рассуждать, доказывать, творчески подходить к заданию.

   Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

  Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует дополнительных математических знаний. В каждом разделе предполагаются основы теории, приведение образцов рассуждения при решении нестандартных задач. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы школьников, содержат полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Основные формы контроля знаний:  личная олимпиада; математические соревнования; создание проектов.




  Ценностными ориентира ми содержания курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации; сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности школьников;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- привлечение школьников к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Данный курс рассчитан на  12 часов для школьников 5-6 классов

Содержание программы: 

НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА -2 ч.  (Числовые ребусы; магические квадраты)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ГРАФОВ-2ч (Знакомство с графами;

свойства графов; лемма о рукопожатиях)

ИНВАРИАНТЫ -2ч (Четность чисел; оста ток от деления) 

ПРИНЦИП ДИРИХЛЕ-2ч (Принцип Дирихле; обобщенный принцип Дирихле)

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ-2ч (Решение логических задач разными способами) 

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ-2ч (Деление геометрической фигуры на равные части; определение количества геометрических фигур.)

Цель: Заинтересовать школьников дополняющими обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, выработать у них навыки устного счета, развивать начала математического и логического мышления, расширить кругозор и, главное, пробудить желание заниматься изучением одной из основных наук, повысить математическую культуру ученика.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении проблемных заданий;
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • Воспитание чувства ответственности, справедливости;
  • Развитие самостоятельности суждения, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • Включаться в групповую работу;
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
  • Использовать соответствующие  знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • Воспроизводить способ решения задачи;
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи;
  • Оценивать готовое решение задачи.

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

   

Числовые ребусы.

Магические квадраты.

2

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ГРАФОВ

Знакомство с графами.

Свойства графов.

Лемма о рукопожатиях.

2

ИНВАРИАНТЫ

Четность чисел.

Остаток от деления

2

ПРИНЦИП ДИРИХЛЕ

Принцип Дирихле.

Обобщенный принцип Дирихле.

2

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Решение логических задач разными способами

2

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ

Деление геометрической фигуры на равные части.

Определение количества геометрических фигур.

2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва « Издательство НС ЭНАС» 2003 Спивак А.
  2. Автор – составитель Ю.В. Лепехин, «Олимпиадные задания по математике» 5-6 классы  Волгоград
  3. А. В. Фарков «Готовимся к олимпиадам по математике» Издательство «Экзамен» Москва 2010
  4.  П.Ф.Севрюков «Подготовка к решению олимпиадных задач по математике» Москва. Ставрополь 2009
  5. Автор – составитель О.Л.  Безрукова «Олимпиадные задания по математике» 5-11 классы Волгоград  2010
  6. Н.Н. Аменицкий, И.П.Сахаров «Забавная арифметика» Издательство  Москва «Просвещение» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...