Программа внеурочной деятельности "Олимпус" 7-8 классы
календарно-тематическое планирование

Этот  курс предназначен для  развития математических способностей школьников, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие». 

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальный инновационный проект «Развитие творческой личности школьников в условиях летней школы «Интеллектуал». 

                           Программа  

                  «ОЛИМПУС»

                      7-8 классы

               Учитель математики

                         Васильева О.Л.

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Реализация воспитания любознательного, активно заинтересованно познающего мир школьника, обучение решению нестандартных математических задач творческого и поискового характера будет проходить успешно, если работа наряду с  учебной деятельностью дополнена внеурочной деятельностью, в  частности работой летней математической школы. Такие занятия  помогут школьникам расширить математический кругозор и эрудицию школьников, способствующих  формированию познавательных универсальных учебных действий.

 Этот  курс предназначен для  развития математических способностей школьников, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие». Знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение навыками исследовательской деятельности позволяет школьникам реализовать свои возможности. Приобрести уверенность в своих силах.

   Содержание курса «ОЛИМПУС» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, умения анализировать, сопоставлять, догадываться, рассуждать, доказывать, творчески подходить к заданию.

   Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

  Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует дополнительных математических знаний. В каждом разделе предполагаются основы теории, приведение образцов рассуждения при решении нестандартных задач. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы школьников, содержат полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Основные формы контроля знаний:  личная олимпиада; математические соревнования; создание проектов.




  Ценностными ориентира ми содержания курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации; сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности школьников;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- привлечение школьников к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Данный курс рассчитан на  12 часов для школьников 7-8  классов

Содержание программы: 

Логические  задачи 

Решение задач с помощью графов 4ч.  (Полный граф. Степень вершины. Двудольные графы. Свойства графов. Лемма о рукопожатиях. Маршрут.)

Инварианты 2ч. (Четность (нечетность) чисел.  Признаки делимости.  Остаток от деления)

Принцип Дирихле 2ч. (Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле. )

Простейшие линии на плоскости и соответствующие им области 2ч.  (Прямая. Окружность. Гипербола.)

Реализуемая цель: 

  • развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности школьников,
  • создание необходимых условий для поддержки школьников, увлеченных математикой,
  • распространение научных знаний среди молодежи.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении проблемных заданий;
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • Воспитание чувства ответственности, справедливости;
  • Развитие самостоятельности суждения, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • Включаться в групповую работу;
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
  • Использовать соответствующие  знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • Воспроизводить способ решения задачи;
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи;
  • Оценивать готовое решение задачи.

 Тематическое планирование

№ П/П

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

   

Решение логических задач различными способами

2

2

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ГРАФОВ

Полный граф. Маршрут.

Свойства графов.

Лемма о рукопожатиях.

4

3

ИНВАРИАНТЫ

Четность (нечетность)

чисел.

 Признаки делимости. Остаток от деления

2

4

  ПРИНЦИП ДИРИХЛЕ

Принцип Дирихле.

Обобщенный принцип Дирихле.

2

5

ПРОСТЕЙШИЕ ЛИНИИ НА ПЛОСКОСТИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ОБЛАСТИ

Прямая. Окружность. Гипербола.

2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. В. Фарков «Готовимся к олимпиадам по математике» Издательство «Экзамен» Москва 2010
  2.  П.Ф.Севрюков «Подготовка к решению олимпиадных задач по математике» Москва. Ставрополь 2009
  3. Автор – составитель О.Л.  Безрукова «Олимпиадные задания по математике» 5-11 классы Волгоград  2010
  4. Н.Н. Аменицкий, И.П.Сахаров «Забавная арифметика» Издательство  Москва «Просвещение» 2008
  5. Б.Н. Кукушкин  «Подготовка к олимпиадам» 7-11 классы Математика АЙРИС ПРЕСС Москва 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"

В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....