Организация научно-исследовательской деятельности школьников
статья (9, 10 класс)

В средней школе № 19 в течение многих  лет плодотворно работает этноэкологический клуб «Байкальская гвардия» и интеллектуальный клуб  для школьников старшей школы. Эти клубы включают в себя творческие группы или секции из параллелей 8-11х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности школьников

Тубанова Т.П.

учитель английского языка СОШ № 19

    В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более  успешной социализации школьников.

   В средней школе № 19 в течение многих  лет плодотворно работает этноэкологический клуб «Байкальская гвардия» и интеллектуальный клуб  для школьников старшей школы. Эти клубы включают в себя творческие группы или секции из параллелей 8-11х классов.  Члены секции под руководством своих классных руководителей работают над долговременными и краткосрочными проектами  экологической и интеллектуальной  направленности на такие темы как «Экологоразвивающая среда кабинета», «Экологически чистый дом», «Этнокультура народов Бурятии», «Полезные и вредные продукты», «Чистота-залог здоровья» и другие.

  Я хочу рассказать о том, как формирую у школьников исследовательскую деятельность на примере своего класса.  

Этап 1: Выбор темы

   От правильного выбора темы исследования в значительной мере зависит результат работы. Ребенок выбирает тему интересную ему. Тема должна быть выполнима, оригинальна, доступна, нести в себе познавательный заряд, необходим элемент неожиданности, решение ее должно быть полезно. Темы исследований объединяются в три основные группы:

а) фантастические (разработка несуществующих, фантастических объектов, например, «Строим город Экоград»);

б) теоретические (изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (в книгах, у людей);

в) эмпирические (проведение собственных экспериментов и опытов).

   Мы с моими учениками часто выбираем эмпирическое и теоретическое исследования, в рамках которой ребята проводят собственные опыты, ищут материал по темам из разных источников.

Этап 2: Поиск вариантов решения и сбор материалов

  После выбора темы приступаем к  сбору информации и поиску вариантов решения. Учащиеся  используют справочную литературу, Интернет- материалы, видео и  аудиоматериалы, рисунки, плакаты, домашний архив, интервьюирование  т.д.

Этап 3: Организации исследований

     Каковы же формы организации исследований. Пропедевтическая работа ведется под руководством учителя с использованием проблемных, частично-поисковых, эвристических методов обучения. Школьники осуществляют кратковременные исследования-наблюдения за объектами и состоянием окружающей среды (уроки-экскурсии в парк, на берег реки, прогулки по экологической тропе, уроки-конкурсы и т.д.)

  Провожу специальные занятия по следующим направлениям:

- теоретические занятия, где ребята знакомятся с теоретическими понятиями исследовательской деятельности (выбором темы, планированием, задачами, структурой); обучаются методам наблюдения и описания предметов;

- организация интересных встреч с родителями, учителями, сотрудниками музеев и др.

- участие в олимпиадах, предметных неделях, интеллектуальных марафонах;

- работа в библиотеке (использование разных источников информации);

- осуществление коллективных исследований по определенному плану, в процессе которых учащиеся овладевают практическими умениями и навыками ухода за комнатными растениями, животными, зимующими птицами, благоустройству территории и т.д.

  В средних классах  проводим больше групповых исследований, учащиеся  активно участвуют в обсуждении проблем исследования,  выдвигают свои  идеи и предложения; осуществляем  самостоятельные долговременные исследования с применением имеющихся знаний и умений (поиск информации, выделение главного, проведение опытов, наблюдений, опросов, анкетирование, интервьюирование, составление докладов), и родители продолжают помогать; обсуждаем ход исследования.

    Полученные знания обобщаются, представляются результаты работы в виде проекта, текста, модели, графика и т.д. Оценка деятельности школьников только словесная, т.к. дети учатся проводить исследования, любое их достижение является движением вперед, они должны чувствовать себя успешными, для них исследовательская работа – желание самим достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой-то цели.

Этап 4. Представление результатов исследования. Это важный этап, позволяющий решить несколько задач:

1) развитие научной речи;

2) развитие умений работать с текстом;

3) анализ продукта собственной деятельности,

 4) возможность продемонстрировать свои достижения;

5) пополнение знаний других учащихся новыми сведениями;

6) оценка и самооценка результатов исследования.

    Для представления результатов исследования используем  следующие формы занятий:

- конференции, на которых ребята представляют доклады, сообщения, фоторепортаж, о проделанной творческой работе и отвечают на вопросы;

- презентации, на которых ярко и привлекательно представляются достижения;

- выступления для одноклассников, учащихся параллельных классов, на которых развивается навык публичного выступления, умения обобщать и систематизировать проделанную экспериментальную работу;

- выставка достижений (выпуск газеты, тематический альбом и др.)

    В качестве примера расскажу о работе моих учеников  над  темой «Куда уходит мусор и как с ним бороться». Ими изучалось эколого-санитарное  состояние придомовой территории и подъездов домов, где они проживают. По Интернет – источникам, из рассказов учителя и родителей  они выяснили, какой вред наносит мусор окружающей среде. Проводили дискуссии, что надо делать, чтоб мусора стало меньше  на улице, в подъезде, во дворе, на природе. Школьники вносили предложения по сохранению и улучшению экологической среды города Улан-Удэ. Совместно с учителем провели рейд по сбору мусора на берегу реки Уда, группа учащихся отрепетировала и показала учащимся начальной школы сценку «Сэр-Мусэр» о том, почему нельзя мусорить. На уроках труда сделали поделки из отходов: пластиковых бутылок, бумажных и полиэтиленовых стаканчиков и организовали выставку поделок. На уроках рисования рисовали плакаты на тему «Наша планета- чистый дом», под руководством учителя  разработали и раздали учащимся школы обращение-призыв «Нет-мусору!».

   Параллельно проводилась  индивидуальная работа с учеником 5Д класса Баяртуевым С. Стас в течение 4-х месяцев  проводил сравнительный эксперимент по разложению в почве таких отходов как бумага, ткань, полиэтиленовый пакет, пластиковая крышка. Экспериментально убедился, что бумажные изделия разлагаются в почве за 2-3 недели, изделия из ткани постепенно разлагается в почве, а изделия из пластика и полиэтилена разлагаются очень долго или вообще не разлагаются. В проведении эксперимента  большую помощь оказали родители ученика. (показ эксперимента). Стас участвовал в школьной конференции «Мы - будущее XXI века», занял 2 место.

    В 6 классе  Самсонова С. возглавила исследовательскую группу по теме «Моя родословная».

   Результатом стало выступление творческой группы учащихся  на школьной конференции «Мы - будущее XXI века»  с докладами: «Что в имени твоем» выступила ученица Дубинина Д., с докладом  «Моя семья - моя крепость» Самсонова С.

   Ученица Бегимова К. на школьной конференции в 2016 году выступила с проектом исследования «Озеро Хубсгул- жемчужина Монголии». В этом учебном году Кристина продолжила исследования по своей теме и разрабатывает проект «Туристская тропа вокруг озера Хубсгул». В этой работе большую помощь оказывают ее мама и бабушка, которые не раз посещали это красивое озеро Хубсгул.  

   Таким образом, в  научно-исследовательскую деятельность вовлечены 12 учащихся  моего класса.  Я считаю, исследовательская работа учащимся необходима для воспитания познавательных интересов, активной жизненной позиции и для их развития в целом. А участвуя в различных конференциях, конкурсах учащиеся  получают большой опыт исследовательской деятельности, общаются со своими сверстниками, узнают  много интересного и полезного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"

Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется  кругозор учащихся, формируется наблюда­тельность,...

Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"

Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется  кругозор учащихся, формируется наблюда­тельность,...

Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске

Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы (НИР) школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализ...

Организация научно-исследовательской деятельности школьников

Исследовательская работа учащимся необходима для воспитания познавательных интересов, активной жизненной позиции и для их развития в целом. А участвуя в различных конференциях, конкурсах учащиеся...

Организация научно-исследовательской работы со школьниками

В работе изложены требования к научно-исследовательской работе, порядок работы над рефератом и т.д....