Программа по внеурочной деятельности «Мы разные – мы вместе!»
рабочая программа

Гезь Лариса Владимировна

     Данная программа позволяет расширить рамки образовательной среды детей во внеурочное время, направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на развитие толерантности и уважения к другим народам, на раскрытие талантов и способностей учащихся через познание культуры не только своего народа, но и культуры коренных народностей Сибири.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_raznye_-_my_vmeste.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 80» г. Северска

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Мы разные – мы вместе!»

в рамках Центра этнокультурного образования

Авторы- составители:

Гезь Л.В. учитель музыки и ОРКСЭ,

 Бурова А.В. учитель ИЗО

координаторы центра

 этнокультурного образования.

г.Северск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие сведения

Данная программа разработана для реализации на базе общеобразовательных учреждений для обучающихся среднего школьного возраста.

По основной направленности программа является:

-  социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных и духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности);

- развивающей (построена на выявлении и развитии творческих и научно-исследовательских способностей учащихся);

    По сложности программа является интегрированной, так как объединяет знания из разных областей: истории, этнографии, литературы, культурологии.

     По времени реализации – долговременной (3 года обучения).

     Данная программа позволяет расширить рамки образовательной среды детей во внеурочное время, направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота; на развитие толерантности и уважения к другим народам, на раскрытие талантов и способностей учащихся через познание культуры не только своего народа, но и культуры коренных народностей Сибири.

Актуальность программы

        Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. В настоящее время становится актуальным поликультурное и этнокультурное воспитание: развитие у человека способности  уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп, воспитание дружелюбия и уважение к сверстникам и взрослых различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов и этнических коллективов. Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.

Наше время характеризуется значительным повышением напряжённости в области межнациональных отношений, которые по своей актуальности стали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии. Миссия современной школы решать задачи этнокультурного воспитания, обозначенные в Концепции модернизации образования в РФ, через конкретные занятия и творческие мероприятия подготовить детей к жизни в многонациональном обществе.

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса была разработана программа по внеурочной деятельности для учащихся среднего школьного возраста «Мы разные – мы вместе». Она является частью программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ «СОШ №80» и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, а также с учётом опыта воспитательной работы школы.

При составлении программы учитывались природные и местные условия, национальные традиции, разумные и здоровые запросы, замечательные даты общественной и культурной жизни народов Томской области. Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания в тесной связи с родителями, родственниками, с хранителями прошлого, а затем уметь применять их на практике.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Предлагаемая программа предназначена для учащихся среднего школьного возраста (5-7 классы), направлена на изучение национальной культуры народов Томской области, в частности изучение истории, культуры, уклада жизни, языка, литературы, духовных ценностей родного края. На занятиях обучающиеся практически освоят элементы традиций, ценностей жизни и культуры отдельных народов, представители которых живут и учатся рядом.

Цель программы: создание условий для приобщения учащихся к национальной культуре родного края, её традициям.

Задачи:

- вызвать интерес к знакомству с культурой народов, проживающих на территории Томской области (русских, хантов, эвенков, селькупов, сибирских татар и т.д.);

- формировать у школьников патриотические чувства, любовь к культурному наследию своего народа, гордость за него;

- развивать толерантность, уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей;

- развивать творческие способности через практическое участие в художественной, краеведческой, экологической деятельности.

Идеями этнокультурного содержания программы «Мы разные – мы вместе» являются изучение родного края, обычаев, традиций своего народа и коренных малочисленных народов, проживающих на территории Томской области, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине. В программу включена работа с коллективом класса, с родителями, с общественностью.

Программа рассчитана на детей от 12 до 15 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Занятия - один раз в неделю. Срок реализации 3 года, 102 часа, из них теоретических занятий – 38 ч, практических занятий – 64 ч, из них экскурсий – 10 ч., проектной деятельности – 28 ч. Первый год обучения – 34 ч., второй -34 ч., третий – 34 ч.

Процесс обучения строится на единстве методов и приемов учебной работы:

  • занятия организованы во внеурочное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту)

Этапы программы:

  •  ознакомительный – первый год обучения для обучающихся 12 – 13 лет;
  •  развивающий – второй год обучения для обучающихся 13 – 14 лет;
  •  исследовательский – третий год обучения для обучающихся 14–15 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучение строится на принципах деятельностного и личностно-ориентированного подходах. 

Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод:

·  экскурсии в музеи;

·  проведение интегрированных занятий;

·  наблюдение;

·  просмотр видеофильмов;

·  рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

·  экскурсий.

Словесный метод:

·  чтение литературных произведений;

·  беседы с учащимися;

·  диспуты;

·  проведение разнообразных игр;

·  проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод:

·  организация продуктивной деятельности (выставки, конкурсы, концерты);

·  проведение тематических классных часов;

·  организация работы по созданию исследовательских работ учащихся;

·  проведение экскурсий различной направленности;

·  организация вечеров, встреч с известными людьми края.

Формы работы: беседы, экскурсии, мастер-классы, интерактивные занятия, лекции, игровые программы, фольклорные праздники, праздники микрорайона, занятия в музее.

Средства реализации программы:

- общение с представителями разных национальностей;

-знакомство с традициями, обычаями разных народов, спецификой их культуры и духовными ценностями;

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- декоративно-прикладное искусство;

- музыка;

- этнические мини-музеи и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

- возникновение интереса ребят к своим истокам, к культуре русского народа;

- формирование гражданственности, любви к родине, социальной культуре;

- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте коренных народов Сибири (хантов, кеты, эвенков, селькупов, сибирских татар и т.д.);

- формирование уважения к культуре других народов, национальным традициям и обрядам;

- понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской) и региональной (хантов, эвенков, селькупов, сибирских татар и т.д.);

- создание условий для творческого самопроявления обучающихся, выявление талантов, привлечение их к активной творческой деятельности;

- толерантное принятие разнообразия национальных ценностей и духовных традиций;

- овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения коллективно-творческих заданий;

- умение практически применять полученные знания и распространять собственный положительный опыт через участие в открытых мероприятиях и проектной деятельности;

- умение организовать самостоятельную творческую и предметно-продуктивную деятельность;

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка.

                   Способы проверки результатов.

В процессе обучения по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные ( уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определение уровеня знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов:

  •  тестирование (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  •  участие в мероприятиях, проектной деятельности.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом

    наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Так же каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в мероприятиях различного уровня, начиная от участия в школьном объединении и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами, фестивалями, конференциями.  Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения является проект.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 «Моя малая Родина»-34 часа

Первый год обучения

Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство учащихся с достижениями русской культуры. Она представлена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей.

Важно то, что ребенок является активным участником. Дети могут попробовать себя в разных видах деятельности. Петь, танцевать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

     Цель: развитие творчески активной личности средствами обрядово-игрового народного творчества и музыкально-поэтического творчества на основе культурных традиций русского народа.

Задачи:

  • развивать интерес к произведениям русского народного творчества, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря;
  • активизировать способность к собственному восприятию обрядово-календарного и устного народного творчества;
  • приобщать детей к вековым традициям русского народа с целью формирования у них патриотического чувства, любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений.

Содержание программы

        Знакомство с традициями народов Сибири. Русские сибиряки.

Особенности хозяйства, культуры, религия. Демонстрация национальных костюмов, предметов быта. Традиции в русской семье.  Русские народные праздники. Национальный быт и старинные ремесла. Русские народные промыслы.  Традиционная народная кукла.  Русские народные игры.

Фестиваль-конкурс «Карусель народных традиций».

 «Здравствуйте, соседи!» - 34 часа

Второй год обучения

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Во второй год обучения дети осваивают культурное пространство региона, знакомятся не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих Томскую область, но также раскрывают яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сходство. На основе представлений об истории и культуре малых этносов Сибири у детей обогащается художественное мировоззрение и развивается творческое воображение.

Цель: формировать у детей интерес к культурным национальным традициям разных народов Томской области.

        Задачи:

  • знакомить детей с историческим и культурным прошлым, настоящим и будущим коренных народов, проживающих на территории Томской области (сибирских татар, хантов, селькупов и др.);
  • формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию;
  • развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества.

Содержание программы

   Знакомство с коренными народами Сибири. Русские сибиряки.

Особенности хозяйства, культуры русского народа. Обряды и праздники народов Томской области: ханты, селькупы, томские татары и др. Знакомство с  ремеслами, орнаментами, национальными играми. Легенды и сказки Томского края. Представление исследовательских проектов, выставка изделий народного творчества, конкурс рисунков «Мой край родной», фестиваль народной песни и танца.

«Разных народов большая семья» - 34 часа

Третий год обучения

Основой третьего года обучения являются проектно-исследовательский метод и коллективно - творческое дело. Особенно привлекает то, что ребёнок становится активным участником организации любого мероприятия. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках и т.д., через деятельность происходит познание своих корней и формирование уважения к культуре других народов.

Активно ученики привлекаются к экскурсионно-просветительской деятельности. Они совместно с родителями разрабатывают виртуальные экскурсии по родному Северску, Томску, Сибири, пишут историю школы, встречаются с интересными людьми, проводят викторины и конкурсы, интерактивные занятия с младшими школьниками и детьми дошкольного возраста.

Цель: активизация творческого потенциала школьников через приобщение к культурным традициям народов Томской области.

        Задачи:

  • расширять и углублять знания о культуре, истории народов родного края (русских, сибирских татар, хантов, эвенков, селькупов и т.д.);
  • познакомить с различными формами организации мероприятий и проведение мероприятий по теме межнациональной толерантности;
  • создать условия для практического применения школьниками полученных знаний и распространения собственного положительного опыта через участие в открытых мероприятиях и проектной деятельности.

Содержание программы

 Как появились русские фамилии. Исследовательская работа «Знаменитые фамилии в нашем городе». Из истории Северска. Участие городской игре «Народов дружный хоровод». «Дом, в котором мы живем»-квест-игра для младших школьников. «На сибирской земле»-Международный день толерантности. Встречи с представителями национально-культурных центров. Проектная деятельность:

«Храмы города Северска» «Томское кружево», «Калейдоскоп профессий», «Давай дружить!»,  «Народные игры и танцы», «Возьми меня за руку» и др.  Составление сценариев  народных, обрядовых, календарных, религиозных праздников. Участие в региональном форуме «Этнокультурная мозаика». Фестиваль-конкурс «Карусель народных традиций»-итоговое мероприятие года.

        Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения становится создание собственного проекта и портфолио личностных достижений. В портфолио входят творческие работы обучающихся за определенный период, которые демонстрируют освоение ими требуемых компетенций. И документы в виде дипломов и грамот, показывающие  их участие в конкурсах, выставках различного уровня, что является результатом их личностного роста.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Для организации системной работы по этнокультурному возрождению накапливается учебно-методический материал:

- художественные книги, брошюры;

- альбомы по основам народного и декоративно-прикладного искусства;

- образцы изделий традиционных художественных промыслов;

- фотографии деревянных ансамблей этнографических музеев;

- альбомы «Деревянная архитектура города Томска»;

- дидактические материалы на электронных носителях;

- региональные журналы, газеты, видеоматериалы, диски, буклеты и др.

        Особое место в системе этнокультурной работы занимает школьный

музей. Витрины и фонды музея содержат информацию об истории города и школы, о ее учениках и учителях. Музей является своеобразным профориентационным центром для школьников. Собран богатый материал о лучших людях города и школы, об участниках локальных войн.

Дополнительная литература

  1. Барсагаев П. Нарымские шаманы // Красное знамя. -1992. -21 апреля.- С.
  2. Кровякова М. Встречают по одежке // Северная звезда. -1994.- 17 февраля.- С.
  3. Кудряшова Т. С Новым годом? Да! // Советский Север. -1991.-1 авг.- С.
  4. Лукина Н. Кто есть кто среди коренных жителей края // Северная звезда.- 1990.-29 марта.- С. 5
  5. Тучкова Н. Культура селькупов – почти образцовая экологическая культура // Нарымский вестник. -1995. -27 июля.- С. 2
  6. Тучкова Н. С кем поведешься, от того и наберешься // Нарымский вестник.- 1995.- 20 июля.- С. 2
  7. Тучков А., Тучкова Н., Смердина Т. Селькупский этнографический музей в пос. Тюхтерево // Нарымский вестник. -2001.- 10 апреля.- С. 7
  8. Храмова А. Селькупы // Заря Севера. -1998. -16 мая. -С. 2
  9. Храмова А. Эвенки // Заря Севера.- 1998.- 19 мая.- С. 3
  10. Яковлев Я. Сибирские «ниндзя» // Сибирская старина. -1994.- №8(13).- ЛИТЕРАТУРА
  1. Бардина П. Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск: Изд. ТГУ, 1999.- 224 с.
  2. Зверев В., Зуев А., Кузнецова Ф. История Сибири. Часть 2. Сибирь в составе российской империи. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999. – 375 с.
  3. История Сибири. Учебное пособие для 5 класса/ Составители: М.В. Антипова, О.Н. Байда, И.К. Бродская,  С.В. Виноградова,  Е.Ф. Крылатова, Г.П. Назарова, Е.И.Румянцева.- Томск , 2008.
  4. Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999. – 64 с. «Сибирь: неизвестные миры»
  5. Нам И. В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе (1917-1922 гг.). Томск, 2009. С.100.
  6. Рындина О. Домашние ремесла коренных народов Западной Сибири // Сибирская старина. -1994.- №8(13).- С. 16-17
  7. Томилов Н. А. Чулымцы // Земля первомайская.- Томск: Изд. ТГУ, 2001.- с. 218-223
  8. Тучкова Н. А. Селькупы // Мы – томичи, ваши земляки, ваши соседи.-Томск. Томский областной антифашистский комитет, 2000.- с. 30-32
  9. Этнопедагогика Сибирского Севера. Учебно-методическое пособие. Г.Томск: Изд-во ТГПУ, 1996, - 172с.
  10. Этнокультурное образование в томской области как противодействие ксенофобии и утверждение толерантности. Методические рекомендации / Под ред. О.В. Горских, З.С. Камалетдиновой, Т.В. Хахалкиной. – Томск: РЦРО, 2011.
  11. Этнокультурное образование в Томской области: стратегия и межведомственная программа/Под. ред. О. В. Горских, З. С. Камалетдиновой, Т. В. Хахалкиной – Томск: РЦРО, – 2010. – 32 с.
  12. Юдин А. Томская область. Путеводитель. Ле пти фюте. – М.: ЗАО Авангард, 2004. – 220 с.

Интернет-ресурсы:

1.Земля Томская. Краеведческий портал http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/140/

2.Википедия. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

3.Таежные люди в большом мире. ОЧЕРК https://ria.ru/ocherki/20111024/469400835.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Программа по внеурочной деятельности «Мы разные – мы вместе!»

Данная программа позволяет расширить рамки образовательной среды детей во внеурочное время, направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на развитие толерантности и уважения к друг...