"Организация внеурочной деятельности по воспитанию гражданской позиции"
статья
В данной работе отражена передача опыта по формированию гражданской позиции обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеклассной работы по воспитанию гражданской позиции.
Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –
учитель истории, обществознания, права и МХК
МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна
первой категории.
Актуальность выбранной проблемы. Формирование гражданской позиции обучающихся является одной из приоритетных направлений воспитания молодого поколения в условиях переоценки ценностей и смены идеалов. На сегодняшнее время социальный заказ государства в образовании направлен на формирование человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Нормативно-правовой базой данного направления является: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентская программа «Дети России» и др., а также письмо Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
Мы все знаем, что гражданская позиция опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры, что находит свое выражение во внутреннем мире личности. Поэтому я считаю, что воспитательные усилия учителей должны быть направлены, прежде всего, на формирование у школьников лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях.
Через внеклассные мероприятия мы - учителя стараемся прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей должны укрепляться правильные нравственные ориентиры, формироваться система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.
И учителя, и общественность не должны забывать, что современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Нам в этом помогает внеклассная работа по воспитанию гражданской позиции, которая направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
В первую очередь ответим на вопрос, кто такой гражданин?
В словаре С.И. Ожегова написано, что гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Во-вторых, ответим на вопрос, что такое активная гражданская позиция?
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию.
Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать ниже перечисленные:
- патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
- гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
- активная жизненная позиция;
- нравственность;
- творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Основной целью внеклассной работы по воспитанию гражданской позиции школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, воспитание школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Из цели работы по данному направлению вытекают следующие задачи:
1.воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
2. формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
3. формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
4. обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
5.воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, села.
Содержанием работы по воспитанию гражданской позиции является:
1.освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
2.воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
3.развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
4.знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями.
К формам внеклассной деятельности по воспитанию гражданской позиции, по которым я работаю, как классный руководителей и учитель истории, обществознания относятся:
- тематические классные часы (например, «Я – гражданин своей страны», «Я – лидер?», «Мои права и обязанности»);
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка ;
- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
- конкурсы, викторины, конференции по данной теме (например, в 2015 году учителя истории проводили школьную и кожуунную НПК «Во славу Отечества», посвященного Дню защитника Отечества и 70-летнему юбилею Победы СССР в Великой Отечественной войне»);
- празднование Дней воинской славы;
- шефская работа ( в МБОУ СОШ с.Бай-Хаак во всех классах установлено шефство над ветеранами войны и труда. В моем классе установлено шефство над ветераном труда - Турген-оол Пелагеей Нестеровной, живущей по адресу с.Бай-Хаак, ул. Горького 11);
- традиционные уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
- участие в работе школьного музея;
- праздники песни и строя;
- походы и экскурсии по родному краю (мы посещаем музей в с. Кочетово Тандинского кожууна, где можно найти богатый материал по возникновению и становлению тувинской государственности).
С этого года учителя истории нашей школы хотим заняться поисковой работой. Все актуальнее в наше время становится воспитание учащихся правилам дорожного движения. К данному направлению относится и музейная работа, с которой в нашей школе занимается Тарый-оол Э.У..
Активно использую проектную деятельность во время организации работы по воспитанию активной гражданской позиции учащихся:
1.В 2014-2015 учебном году я работала над проектом «История моей семьи. Моя родословная». (Во время реализации данного проекта идет развитие активной гражданской позиции через понимание роли семьи в жизни общества, через изучение истории своей семьи и составления родословной).
Цель проекта «История моей семьи. Моя родословная»: обучение школьников умению ориентироваться в исторической информации; пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества; способствовать более близкому общению членов семьи.
Задачи проекта:
1.ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
2. научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
3. помочь понять, что семья – это ячейка общества.
Результаты работы по данному проекту:
-1 место в кожуунном уровне НПК «Шаг в будущее» - Камаа Екатерина – «Моя прабабушка – тувинский доброволец».
-2 место в кожуунном уровне НПК «Шаг в будущее» - Пашкевич Мария – «История моей семьи».
-1 место в кожуунном НПК «Во славу Отечества» - Пашкевич Мария – «Мой дедушка - участник Великой Отечественной войны».
-1 место- Камаа Екатерина- в 7-ом Межрегиональном фестивале интернациональной дружбы «Ынархас чоллары», посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Республика Хакасия. Историко-краеведческий конкурс учебно-исследовательских работ «И помнит мир, спасенный о подвигах героев». .
2.В 2011-2012 учебном году работала над проектом «Небо в представлении народов Центральной Азии». (В данном проекте идет воспитание гражданской позиции через формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира).
Эпиграфом проекта выбрали восточную поговорку «Все сотворено мыслью неба, а плоды деяния – самим человеком».
Актуальность и выбор названия проекта определены следующими факторами :
во-первых, содержание поликультурного воспитания подростка предполагает воспитание уважения, восприятия и переживания ценностей народов, проживающих на территории его родины и в других государствах, поэтому мы рассматриваем на данном курсе небо, как высшую ценность у таких народов, как тувинцы, монголы и алтайцы.
во-вторых, актуальным становится изучение этноэкологических традиций и экологических культов, так как в условиях глобального кризиса люди стали задумываться о сохранении окружающей среды и о соблюдении законов природы.
Объектом нашего курса является изучение этнокультурных сходств народов Центральной Азии через тенгрианство. Предметом является представление тувинцев, монголов, алтайцев о небе, как о главном объекте почитания данных народов.
Цель проекта : исследование сходных черт в мировоззрении народов Центральной Азии , в данном случае – у тувинцев, монголов и алтайцев – о Небе, как сакральном природном объекте.
Задачи работы :
1.развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать и делать выводы;
2.систематизирование общих мировоззренческих представлений тувинцев, монголов, алтайцев через небо, как высшем Боге;
3. изучение воспитывающей стороны этноэкологических представлений о небе у данных народов.
Методы работы над проектом:
1.метод накопления фактов ,
2. такие методы обобщения и осмысления собственных фактов, как анализ, сравнение.
Гипотеза курса – предположение о том, что есть общие черты в представлениях о небе у народов Центральной Азии.
Какие УУД формируются в процессе работы над проектом:
1. Рефлексивные умения – умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно школьных знаний;
2.Исследовательские умения – умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.
3.коммуникативные умения – умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения.
4. презентационные умения – умение уверенно держаться во время выступления и умение отвечать на незапланированные вопросы.
Продукт нашей работы – научно-исследовательская работа и анализ мировоззрения народов Центральной Азии о небе как высшем божестве.
Результат курса – составление научного доклада(сообщения) на НПК «Шаг в будущее».
Результаты работы над проектом:
-1 место – в кожуунной НПК «Шаг в будущее». Аралдии Чимис.
-3 место – в Шестнадцатой Республиканской научно практической конференции «Шаг в будущее». Аралдии Чимис.
Таким образом, следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение школы и учителей истории в этом процессе переоценить трудно.
И мы не должны забывать, что главная задача школы - вырастить из учеников достойных граждан своей страны.
Использованная литература:
Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980.
Интернет – ресурс:
Festival1.1 september.ru articles/620308/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-61989-1598778292.jpg)
Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».
Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641481-1433847664.jpg)
Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770670-1458487308.jpg)
«Воспитание гражданской позиции гимназистов в экологической деятельности»
В условиях экологического кризиса планеты для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и у...
Литература как средство воспитания гражданской позиции
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с яр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388454-1390393879.jpg)
Воспитание гражданской позиции через школьную газету
Школьная газета «Отражение» - современное средство формирования активной̆ гражданской̆ позиции, воспитания патриотизма, а также средство повышения интереса к учѐбе и, в цело...
Организация внеурочной деятельности с позиций формирования универсальных учебных действий
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...