«Воспитание гражданской позиции гимназистов в экологической деятельности»
статья на тему

Кучукбаева Розалия Маулизяновна

В условиях экологического кризиса планеты для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и умения, готовность и способность к социально значимой практической деятельности по защите окружающей среды и улучшению её качества в интересах ныне живущих и будущих поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospit_grazhd._aktvin.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание гражданской позиции гимназистов в экологической  деятельности» 

            Р.М.Кучукбаева, село Барда Пермского края

         В условиях экологического кризиса планеты для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и умения, готовность и способность к социально значимой практической деятельности по защите окружающей среды и улучшению её качества в интересах ныне живущих и будущих поколений. В современной общеобразовательной практике развитие экологического образования сосредоточено преимущественно во внеклассной работе и учреждениях дополнительного образования, экологическое образование в стране практически сворачивается. Хотя, в настоящее время без экологического просвещения невозможно формирование общественного экологического сознания – гражданской позиции. К данной проблеме обращаются известные деятели страны. Писатель С. Залыгин писал: «Нынешнее состояние любого государства, общества, нации – это прежде всего, его экологическое состояние. Так оно и есть, тем более, если под экологией понимать не только состояние среды обитания природной, но и среды общественной, и  государственной. Общество создает личность, а личность создает общество». Эти слова можно считать и обращением к учителям. Мы должны быть причастны к воспитанию экологической культуры, а через нее и человека, патриота, гражданина. Изучение природы своего края, её красот позволяет глубже, ближе подойти к этим проблемам, посмотреть на все с другой стороны.

    Идея использования разных форм экологического воспитания способствовала включению учащихся в экспериментальную деятельность по организации культуротворческих практик. В рамках этой работы появилась возможность интеграции основного биологического образования с внеклассной практической деятельностью учащихся. На уроках учащиеся получают необходимые теоретические знания и практические умения, основу  для решения экологических проблем. Наиболее эффективной формой организации такой деятельности являются лабораторные работы, где решаются проблемы местного значения. Во внеклассных мероприятиях интегрируются разные предметы. Это кружок «Биокомп», экологический слет, НПК учащихся, олимпиады, неделя естественных наук. Уже четыре года на базе нашей школы, мы организуем профильный отряд « Биокомп» в лагере с дневным пребыванием. Программа отряда была направлена на практическое применение полученных знаний и умений учащихся в решении социальных проблем села, района. Это способствует формированию гражданских качеств личности. Ребята активно углубляют знания при решении практических задач, ведут исследовательскую деятельность  биологического содержания. У каждого свой уровень  работы. Ребята постарше, более опытные  с удовольствием учат, помогают менее опытным, а они, помогают старшим. Исследовательские работы ведутся по разным направлениям: медицина; фармацевтика; экология.    У нас налажена совместная деятельность со многими организациями Бардымского района, что содействует организации общественно - полезной деятельности школьников. Понимание значимости проводимой работы формирует  у школьников гражданское сознание, ими приобретаются навыки социального поведения. А проведение различных исследований дает научное обоснование актуализации и активному решению социальных проблем, позволяет глубже, ближе подойти к этим проблемам, посмотреть на все с другой стороны. За время работы лагеря мы больше проводим комплексные полевые практики по изучению экологического состояния рек, видового состава биоценозов  лугов, охраняемых территорий. Посетили музеи, Кунгурскую ледяную пещеру, ботанический сад и зоологические музеи ПГУ.

       Но, самым главным результатом является то, что ребенок начинает ценить красоту природы, осознает необходимость бережного отношения к ней и сохранения её, чувствует ответственность за свои поступки, самоопределяется в очень важных для себя вопросах. Я уверена, что становлению гражданских качеств личности гимназиста способствует вовлечение их в практическую деятельность, направленную на улучшение окружающей природной среды и жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

Литература как средство воспитания гражданской позиции

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для  достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с яр...

Воспитание гражданской позиции через школьную газету

  Школьная газета «Отражение» - современное средство формирования активной̆ гражданской̆ позиции, воспитания патриотизма, а также средство повышения интереса к учѐбе и, в цело...

Литература как средство воспитания гражданской позиции

Урок по теме«Проблема  маленького человека в «Петербургских  повестях Н.В.Гоголя»  в 9 классе...

"Организация внеурочной деятельности по воспитанию гражданской позиции"

В данной работе отражена передача опыта по формированию гражданской позиции обучающихся....

«Воспитание гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения с помощью физкультуры и спорта»

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...