Воспитание гражданской позиции через школьную газету
статья на тему

Герасимова Галина Владимировна

    Школьная газета «Отражение» - современное средство формирования активной̆ гражданской̆ позиции, воспитания патриотизма, а также средство повышения интереса к учѐбе и, в целом, ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса  воспитанника  как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Если  он является   активным участником общественной жизни, то можно сказать, что у  воспитанника  начинает формироваться  гражданская позиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerasimova_g.v.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная газета - современное средство формирования активной̆ гражданской̆ позиции

     Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как уникальное явление  системы образования, как единое, целенаправленное действие, объединяющее  воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов.  Основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В связи с этим нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.

      Наиболее благоприятные условия для формирования гражданской позиции в современной системе образования существуют именно в учреждениях дополнительного образования детей, так как этот вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Активная гражданская позиция – это  осознанное участие воспитанников в жизни общества, отражающие их сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

     В творческом объединении «Юный журналист» развитие активной гражданской позиции личности происходит непрерывно.

    Школьная газета «Отражение» - современное средство формирования активной̆ гражданской̆ позиции, воспитания патриотизма, а также средство повышения интереса к учѐбе и, в целом, ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса  воспитанника  как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Если  он является   активным участником общественной жизни, то можно сказать, что у  воспитанника  начинает формироваться  гражданская позиция.

 Из чего же складывается активная  гражданская  позиция личности?

 Во-первых, это социальная активность. Юные корреспонденты  сознательно, творчески  подходят к сбору материалов  на  темы общественно политической деятельности. Самостоятельно участвуют в общественной жизни школы: становятся инициаторами проведения акций («Кто, если не мы?», «Наше дело правое!», «Делай добро по велению сердца», агитбригад («Добрые вести», «Новобуянской перо»), выход в другие  творческие объединения, и, конечно же,  пишут о тех, кто рядом, о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве.

     Во-вторых, гражданское самосознание. Если пятиклассники   только-только начинает  оценивать себя  как  деятелей, носителей общественно значимой позиции, то девятиклассники  уже осознанно,  с опорой на жизненную позицию,  оценивают нравственные  интересы, идеалы и мотивы поведения,  обладают общественно значимой позицией. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром  юнкоры получают в деятельности. Они  учатся анализировать, рассуждать, давать событиям в школе и вне ее собственную оценку, делать выводы.

     В-третьих, активная гражданская позиция  формируется при непосредственном влиянии гражданских качеств. Работая над темами, посвящёнными памяти прошлого, встречам с интересными людьми, старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Самостоятельная  работа  позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и воспитывает чувство патриотизма, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность. Практическая работа предполагает встречи с ребятами, педагогами, анализ литературных источников, сбор и обработка информации. По нескольким заголовкам публикаций можно судить о том, что юные авторы неравнодушные хроникёры школьных событий. Они сами участвуют в жизни своей школы и рассказывают о старшем поколении, с которым не прерывается связь, о жизни тех, кто рядом: «Мой прадед – узник концлагеря», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», «Бабушка – труженик тыла». Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознания любви к своему Отечеству. 

  Газета «Отражение»   способствует воспитанию чувства  любви к Родине, чувства ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность, которые, в свою очередь, формируют гражданственную позицию.

  Таким образом, воспитанники  творческого объединения «Юный журналист», получающие дополнительное образование, имеют все условия и предпосылки для формирования гражданской позиции.

Источник:

www.socioguru.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

«Воспитание гражданской позиции гимназистов в экологической деятельности»

В условиях экологического кризиса планеты для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и у...

Литература как средство воспитания гражданской позиции

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для  достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с яр...

Литература как средство воспитания гражданской позиции

Урок по теме«Проблема  маленького человека в «Петербургских  повестях Н.В.Гоголя»  в 9 классе...

Формирование активной жизненной и гражданской позиций через наставничество молодого педагога

Формирование активной жизненной и гражданской позиций через наставничество молодого педагогаМетоды и формы, приемы работы с молодым педагогомЭтапы работы наставникарезультаты работы для наставника и м...