туризм
рабочая программа (6 класс)

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_turisticheskogo_kruzhka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             Утверждаю:

                                                                                                                                       Директор МБОУСОШ №5

                                                                                                                                                     Гапоненко А.И.      

МБОУ СОШ №5

                                                                                                                                               

руководитель: Бочкарев Ю.С.

2014/15 уч. год

Календарно-тематический план туристического кружка «Турист»

№ п\п

Тема

Часы

ЗУН

1

Вводная часть

Сентябрь

1

Знать, уметь читать спортивные карты, топографические знаки. Знать направление сторон света. Уметь определять стороны света с компасом и без, по наручным часам, звездам и т.д.

Уметь определять азимут.

Научиться вязать туристические узлы.

2

Знакомство с топографическими и спортивными картами.

Сентябрь

2

3

Изучение топографических знаков, карт, условных знаков.

Октябрь

3

4

Компас. Определение сторон света с компасом.

Октябрь

1

5

Определение сторон света без компаса.

Ноябрь

1

6

Практическое занятие с компасом. Определение азимута.

Ноябрь

2

7

Вязка туристических узлов.

Декабрь

4

8

Работа с туристическим снаряжением: грудная обвязка, беседка.

Декабрь

2

9

Переход по бревну с наведением перил.

Январь

4

10

Прохождение по болоту по кочкам, гати.

3

Оказывать первую медицинскую помощь, уметь изготовлять носилки. Правильно подниматься и спускаться по крутому склону с применением туристического снаряжения

Переправляться по навесной переправе с самонаведением, устанавливать и собирать палатку.

11

Оказание первой медицинской помощи.

Февраль

2

12

Переноска пострадавшего. Изготовление носилок из подручных средств.

Февраль

2

13

Подъем, траверс и спуск по склону с наведением страховки.

Февраль

6

14

Практические занятия по ориентированию в лесу и парковое ориентирование.

Март

4

15

Занятие по ОФП.

Март

4

16

Навесная переправа.

Март

2

17

Самонаведение и снятие навесной переправы.

Апрель

8

18

Прохождение КТП (практическое занятие).

Апрель

4

19

Установка и сборка палатки.

Апрель

2

20

Подготовка к районному туристскому слету (тренировки по ориентированию, КТМ и туристской технике).

Апрель

6

21

Ориентирование по заданному маршруту, по легенде, азимутальный ход.

Апрель

2

22

Тренировка по ориентированию по цветной карте на оз. Щучьем

Май

1 день

23

Туристский поход совместно с группой экологов

Май

2 дня

24

Подготовка к районному туристскому слету (тренировки младшей и старшей групп).

Июнь

ежедневно

Пояснительная записка

              Занятия спортивным ориентированием и туризмом содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, играют важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке молодежи к защите Родины.

         Основные задачи, которые ставит перед собой руководитель, следующие: привлечь ребят к систематическим занятиям спортом; привить им основные гигиенические навыки; обеспечить всестороннее физическое развитие; познакомить с основами техники спортивного ориентирования; воспитать морально-волевые качества, необходимые для спортсмена ориентировщика.

             Спортивное ориентирование, являясь одним из самых молодых видов спорта, получает в нашей стране все большее признание. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота природы края, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции, - все это способствует популярности спортивного ориентирования

           Если совсем еще недавно  в соревнованиях по спортивному ориентированию успехов добивались в основном спортсмены, имеющие лишь хорошую физическую подготовку, то сегодня – при высоком уровне насыщенности карты и технической сложности карты – не удается победить, не имея прочного фундамента топографической подготовки. Это обязывает руководителя кружка не только научить юных ориентировщиков быстро и правильно читать карту (т.е. уметь видеть за условными знаками действительную картину местности), но и привить им навыки тактического мышления, умение быстро принимать правильные решения на трассе. Гибкость тактического мышления и хорошая топографическая подготовка дают спортсмену возможность получить более полную информацию о местности, быстро переработать ее в условиях соревнований, добиться хороших результатов.

           

 Цель занятий в туристическом кружке – приобретение навыков спортивного туризма, краеведения, привить любовь к природе, родному краю, бережное отношение к окружающей среде.

Задачи программы:

  • Образовательные: формирование навыков пешеходного туризма, краеведения
  • Воспитательные: воспитание у детей интереса и уважения к традициям своего народа, любовь к природе.
  • Развивающие: укрепление здоровья детей и творческих способностей учащихся.

Основы туристских навыков

На первом этапе обучения мы имеем дело с детьми 11-12 лет. Это школьники младшего подросткового возраста. В сознании детей данной возрастной группы происходят заметные изменения, учащиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды со взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах и т. связи с этим меняется принцип приобщения школьников к искусству, связям его с жизнью. Мы убеждены, что на этом этапе обучения знания и умения детей являются не столько целью обучения в общеобразовательной школе, но становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом.

Полноценное протекание этих глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками. С этой целью в классе организуется творческие группы, которые осуществляют поисковую работу по сбору краеведческого, исторического, материала, а так же фольклора.

Практические занятия.

Топографические и спортивные карты.

Должны знать:

  • Топографические знаки цветных и черно-белых карт,
  • масштаб карты,
  • бергштрихи.

Должны уметь:

  • Определять расстояние по карте,
  • масштаб карты, определять азимут,
  • точку стояния,
  • определять стороны света с компасом и без него,
  • высоту холма

Медицина

Должны знать:

  • лекарственные травы
  • что необходимо делать при различных травмах

Должны уметь:

  • оказать первую доврачебную помощь
  • правильно изготовить носилки из подручных средств
  • наложить повязку или шину
  • применять лекарственные травы

Узлы

Должны знать:

  • туристические узлы
  • назначение узлов

Должны уметь:

  • применять узлы
  • комбинировать узлы

Техника пешего туризма

Должны знать:

  • технику навесной переправы
  • технику наведения переправы по бревну
  • технику подъема, спуска и траверса по склону

Должны уметь:

  • наводить навесную переправу
  • наводить командную и самостраховку
  • применять туристическое снаряжение
  • правильно организовать полиспаст
  • проходить по болоту с применением гати

Походы

Должны знать и уметь:

  • применять полученные знания на практике
  • правильно ставить палатку
  • уметь вести дневник похода
  • рассчитывать собственные силы
  • правильно упаковывать рюкзак
  • составлять карту маршрута

Краеведение

Должны знать:

  • историю родного края
  • топонимику проходимого маршрута

Должны уметь:

  • собирать краеведческий материал
  • систематизировать собранный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...