Классный час История скрипки и гитары
классный час

Коломеец Елена Юрьевна

Рассказ о скрипке и гитаре поможет детям развить свой кругозор, побывать в мире музыкальных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_istoriya_skripki_i_gitary.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

             Кайдаковская детская школа искусств

                 Вяземского района Смоленской области

 Классный час

«История скрипки и гитары».

        

        

                                   Подготовила и провела Коломеец Е.Ю.

        

 

                                   

         

Цель: Расширение кругозора обучающихся путем знакомства с историей возникновения скрипки и гитары.

Задачи:  Привить любовь к инструменту, сформировать устойчивый интерес к занятиям.

Добрый день!

Наш сегодняшний классный час называется «История скрипки и гитары».  Оба инструмента струнные, но различие их в том,  что скрипка относится к разряду струнно-смычковых, а гитара -  струнно-щипковых. Классификация происходит  от способа извлечения звука.

Между скрипкой и гитарой на самом деле много общего. Давайте сравним визуально: очень похожий рельефный корпус, длинный гриф, натяжение струн на колки, наличие подставки, звуковое отверстие – эфы и розетка.

Основные виды смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На  этих инструментах можно сольно исполнять муз. произведения, а так же они могут быть в составе ансамблей и  оркестров. У всех этих инструментов 4 струны, но настроены они по разному и все отличаются по размеру.

Основных типов гитары четыре: классическая, акустическая, джазовая, электро.

У классических гитар, как правило, головка с колками имеет отверстия. Струны обычно нейлоновые. Эти гитары меньше акустических и электро; гриф у них шире - этого требует специфика исполнения классических произведений. Термин «акустический» используется применительно ко всем инструментам, не требующим дополнительного усиления звука, им, как правило описываются гитары со стальными струнами, на которых играют исполнители блюза, фолка, кантри. Стальные струны звонче нейлоновых, у них более громкий и звенящий звук. На акустической гитаре можно играть пальцами(как делают классические музыканты) или медиаторами, которые делают звук громче. Акустическая гитара прекрасно подходит для аккомпанемента, а опытные гитаристы исполняют на ней сольные партии и импровизации. Однако сложные соло удобнее играть на классической гитаре. Отличительной чертой джаз-гитары являются отверстия резонатора в форме буквы f и выпуклые деки, как у скрипки. Такие гитары крупнее классических и акустических. Считается что такая форма корпуса влияет на качество звука.На такой гитаре обычно играют медиатором. Она является чем-то средним между акустической и электрогитарой: имеет характер акустической, однако современные музыканты используют на выступлениях усилители. Электрогитара. Гитарист-пионер Лес Пол был не только великолепным музыкантом, но и одаренным техником. Благодаря ему гитары с цельными корпусами стали вытеснять полые инструменты. Современные гитаристы играют на гитарах с цельными корпусами ритм и соло-партии. Без усилителя их не слышно; звук «снимается» звукоснимателем и обрабатывается различными эффектами, например  «искажение». Так появился совершенно новый инструмент, который несмотря на гриф и струны, имеет очень мало общего с классической гитарой. Скрипка и гитара не всегда выглядели так, в каком виде мы привыкли их видеть сегодня. Сведения по истории смычковых музыкальных инструментов не очень богаты и подробны, как этого хотелось бы. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые смычковые инструменты появились именно у восточных народов. Древнейшим смычковым инструментом по- видимому был раванострон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служит грифом и шейкой, а в верхнем конце палочки сделаны отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок из бамбукового дерева, изогнутого дугой, был снабжен волосами. Звук раванострона слабый, глухой, но приятный. По преданию раванострон был изобретен Раваной, царем цейлонским, за 5000 лет до н.э. Раванострон сохранился и до нашего времени у странствующих жрецов Будды.

К последующим древним смычковым инструментам можно отнести ребаб. Ребаб (ребек, ребеб) имел корпус, сделанный из четырех деревянных пластинок, составляющих рамку, на которой натянуты два куска пергамента, образующие нижнюю и верхнюю деки. Гриф имеет форму цилиндра и составляет вместе с головкой одно целое. Ножкой служит железный прутик, прикрепленный к грифу, который проходит через весь инструмент и служит опорой во время игры.

В IX веке в сочинениях о музыке средних веков упоминается смычковый инструмент лира – однострунный инструмент с подставкой, подгрифником и подковообразными отверстиями в  деревянной деке.

В XIII-XIY столетии появился еще один из видов смычкового музыкального инструмента- фидель, который явился прообразом виолы. Корпус фиделя строился уже по другому принципу, чем лира. Корпус состоял из вытянутой рамки, верхней и нижней деки. Верхняя дека имела вырезы. В таком виде корпус фиделя похож на гитару, а в дальнейшем перешел к форме виолы.

Уже в XIV столетии появилось большое количество видов виол, а в XVII веке их уже насчитывалось десятки видов. Наиболее широко применялись следующие:

Очень большая виола-бас;

Большая бас-виола де-гамба;

Малая бас-виола де-гамба в пяти вариантах  по настройке;

Тенор-виола и альт-виола де-гамба, каждая в в двух вариантах настройки;

Кант-виола де-гамба в четырех вариантах; (гамбами,»от итальянского нога» назывались все инструменты, которые во время игры держали между коленами, тогда как виолами де-браччио »от слова рука» назывались все инструменты, которые во время игры держали в руках)

Виола бастарда в пяти вариантах;

Виола де-браччио в четырех вариантах.

Из этих разновидностей виол в дальнейшем развились контрабас, виолончель, альт и виолино-скрипка. Виолино- скрипка образовалась из виолы посредством уменьшения в объеме (виолино-есть уменьшительное от слова «виола»)

Виолино-скрипка или настоящая скрипка существует с первой половины XVI  столетия. Родина ее- Северная Италия. Изобретение скрипки в таком виде, в каком мы ее знаем, приписывается итальянскому мастеру немецкого происхождения, жившему в Болонье, Гаспару Дуифопруггару(1467-1530), который изготовлял вначале виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 г. Гаспаром Дуифопруггаром и сохранившаяся до наших дней, хранится Нидергейском собрании в г. Аахене. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.

Гитара не очень древний музыкальный инструмент. В таком виде, в котором мы привыкли видеть гитару, она существует чуть более двухсот лет. В наше время многие считают предком гитары лютню – средневековый инструмент.  Существовало несколько разновидностей лютни, но строение у них было общее. Большой деревянный корпус напоминал половину дыни или корпус черепахи, широкий гриф, количество струн на котором варьировалось в зависимости от вида лютни. Выпуклая нижняя дека богато украшена, а в верхней деке был сделан вырез в виде розы. У лютни больших размеров таких вырезов могло быть три. Лютни больших размеров звучали в ансамблях и даже в оркестрах.  Количество струн на разных типах лютни бывало разным, от шести до шестнадцати. Причем все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву. Лютню любили и называли королевой инструментов.

Но вот, в XY веке в Испании появляется новый струнный инструмент- виуэла, инструмент для тех, кто серьезно посвящал себя музыке. Виуэла — испанский струнный щипковый музыкальный инструмент, близкий к лютне и имевший шесть двойных (настроенных в унисон) струн, первая струна могла быть одинарной.

XV—XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством игры на виуэле, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени. Это доказывают не только биографические данные об этих людях, а прежде всего репертуар, написанный ими.

Виуэла использовалась как сольный инструмент, сопровождающий пение, для игры в ансамбле. Музыку для виуэлы можно без переложения исполнять на современной гитаре. Записывались произведения в виде табулатур(способ обозначения нот, отражающий расположение пальцев на грифе музыкального инструмента. В гитарной табулатуре шесть линий, обозначающих 6 струн. Цифрой обозначен лад на котором следует зажать струну, чтобы извлечь нужную ноту.)Неожиданно     в конце XYI столетия виуэла вышла из моды, и ее место занял вариант гитары с 5-ю парами струн. В истории гитары были времена безумной популярности и упадка. В конце XYIII в. гитара приобрела знакомый нам вид и звучание: она лишилась двойных струн и приобрела шестую струну. Существуют гитары с 7-ю струнами. Кстати, первый опыт устройства семиструнной гитары был именно в России. Но этот строй не прижился, впрочем, также как и сама семиструнная гитара. Гитаристы разделились на 6-струнников и 7-струнников. В конечном итоге победило искусство.

      А вы знаете, ребята, что раньше существовали музыкальные инструменты для богачей и для бедняков. Была музыка улиц и площадей, народных гуляний и карнавалов; а была музыка роскошных дворцов и гостиных. Для нарядных клавесинов, лютней, виол, принадлежащих состоятельным и образованным горожанам, сочиняли музыку именитые композиторы.

   А на народных инструментах играли сами музыканты, которые даже нотной грамоты не знали. Они сами сочиняли для себя песни и наигрыши или перенимали на слух музыку, сами мастерили себе  инструменты и придумывали новые способы игры на них.

   Так вот, на многих  играли, поставив инструмент на колено. Догадайтесь ребята, почему инструмент с колена, в конце концов, сняли, а стали держать на плече?

  Народные музыканты – это всегда полноценные и активные участники создаваемого ими музыкального действия, а не равнодушный аккомпаниатор. Если пляска – они пляшут, если песня – они поют…

   Со скрипкой на колене много не напляшешь. Вот и перенесли музыканты скрипку на плечо.

    И этому важнейшему приему игры народных музыкантов скрипка обязана тем, что стала самым виртуозным инструментом. Музыканты считают перенос скрипки с колена на плечо величайшим событием. Ведь до тех пор ни один музыкальный инструмент в мире не держали у плеча. А оказалось, что это в тысячу раз удобнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "История возникновения гриппа и его профилактика"

Материал помогает понять и запомнить способы передачи гриппа, меры его профилактики, а также некоторые способы его лечения....

Классный час "История Храма Христа Спасителя"

Классный час о официальных и неофициальных символах России. Рассказ об истории Храма Христа Спасителя с презентацией...

Классный час "История одной фотографии"

Классный час для обучающихся 6 класса в рамках Дня матери. Задача:формирование положительного отношения к ценности “Нравственность” через воспитание ответственного отношения к семье....

Классный час "История Вологодчины в истории России"

Юбилейные даты из истории Вологодской земли 2012г....

Классный час "История России -история отчизнолюбия"

в 11 классе прошел классный час в рамках Девятых Рождественских чтений....

Классный час " История моей семьи. История моей Родины"

Классный час "  История моей  семьи.   История моей  Родины"...