Литературно-музыкальная композиция "Как могут эти дни забыться"
методическая разработка (9 класс)

Монахова Ольга Павловна

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая событиям, связанным с Великой Отечественной войной, ветеранам ВОв, нашим землякам; истории их подвига.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_kompozitsiya_o_vov_monahova_o.p.docx28.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Монахова Ольга Павловна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

 «Как могут эти дни забыться…»

 (Литературно – музыкальная композиция)

Цель: создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов, творческой инициативы, постижения духовно – нравственных и культурно – исторических ценностей, знание которых обеспечивает связь между поколениями.

Задачи:

образовательные:

1. помочь учащимся осознать истоки нашей Победы в Великой Отечественной войне;

2. пробуждать интерес к истории войны, истории своей семьи;

3. расширять знания о событиях связанных с Великой Отечественной войной;

воспитательные:

1. воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ;

2. воспитывать положительное отношение к историческому наследию родного края, страны;

развивающие:

1. развивать интерес к получению новых знаний;

2. развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: реликвии войны (письма, фотографии, вещи) записи песен военных лет, иллюстрации, плакаты.

Ход мероприятия

Ведущий. Мы посвящаем вечер памяти тем, кто перенёс  нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых в боях за родину, за нашу светлую жизнь, за нас с вами.

Ведущий. Мы посвящаем вечер ветеранам Великой Отечественной войны. Чем дальше отдаляется от нас время военной поры, тем ярче высвечивает оно романтические лица того времени. Это были надёжные, крепкие мужественные люди – это их руками созидались великие дела, это они вынесли на своих плечах неслыханную войну. Уходят из жизни свидетели и родственники тех, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними теряются документы, извещения о гибели, фотографии, письма. И может быть лучшая память о них сегодня – сохранённые солдатские письма.

Ведущий. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение. Наша школа делает всё возможное для сбора и сохранения материала великого подвига воинов, среди которых были и наши земляки, односельчане.

Ведущий.          Главный герой сегодняшнего вечера – письма.

Ведущий.          Письма одного поколения другому….

Начинает звучать песня “Священная война ”(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача).

   Мы – руки,

   Мы – руки,

   Мы – губы,

   Мы – люди.

Мы прошли через реки, пожары, бои от имени всех оборвавшихся судеб, от имени всех не начавшихся судеб.

  Мы судьбы твои

 По горькому праву,

По гордому праву,

По странному праву

Мы – судьбы твои.

 Над нами колючие ветры плясали,

Нас долго озябшие руки писали.

В короткое время солдатского сна,

Когда суховато дробилось кресало

И пламя коптилки из тьмы воскресало,

И на два часа воскресала война.

Потом нас поселками горькой России

Усталые люди на спинах носили.

А сзади взрывались часы тишины.

Сошли штемпеля, и не помнятся даты,

Мы были не письма – мы были солдаты,

Мы тоже не все возвратились с войны.

(выходят три ученицы – «почтальонки»)

1 ученица. Письма с фронта… Они шли  не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками (показывает).

2 ученица. В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

3 ученица. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу и бесконечную радость и беспредельное горе.

1 ученица. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой.

2 ученица. Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя.

3 ученица. В четырех письмах радость, а в пятом похоронка.

Ведущий. Письма с фронта… Вот они лежат перед нами. Многие из них написаны наскоро, в промежутках между тяжёлыми боями, в окопах, блиндажах при свете коптилки, на койках медсанбатов.

Ведущий.          Поистерся карандаш, выцвели чернила…

                         Пожелтели  зачитанные, облитые слезами…

Ведущий.  О чем же писали солдаты своим близким и родным.        

Письмо с фронта Ивана Егоровича Бурметьева

Привет учителям и учащимся Зарубинской средней школы! Это небольшое письмо вы получите как раз к моменту открытия нового учебного года, такого учебного года, когда наша страна находится в очень тяжелом положении - уже второй год она ведет войну с озверелым немецким фашизмом. Красная Армия с каждым днем становится все крепче. Сегодня я вернулся с передовой, где мы шесть дней строили дзоты. За время моего отсутствия в связи с ранением обстановка на фронте значительно улучшилась, огонь наших пулеметов, орудий, минометов и других видов оружия стал во много раз сильнее. Снайперы уничтожают фрицев, наши летчики ежедневно сбивают немецкие самолеты.

Хочу заверить вас, моих бывших учеников, что на нашем направлении враг не пройдет. Желаю вам еще лучше учиться, помогать колхозу в уборке урожая и во всех других колхозных работах. До свидания. Ваш бывший учитель, ныне старший лейтенант Бурметьев.

Ведущий.  Иван Егорович Бурметьев был призван в армию Топкинским РВК 25 июня 1941 года, старший лейтенант, пропал без вести в марте 1943 года. До войны Иван Егорович работал учителем в Зарубинской средней школе.

(Последние слова ведущего сопровождаются песней муз. В. Шаинского, слова С. Острового “Письма”. По окончании луч высвечивает мать и сына. Они читают фронтовые письма).

Сын.      22 апреля 1941г

 “Я буду биться с врагом до последнего вздоха. За нашу           прекрасную страну, воспитавшую меня, за страну, которую ты,   отец, старый большевик, завоевал. Отец –  тебе не придется за    меня краснеть, я не подведу, не посрамлю твою седую голову”.

Мать: Осенним хмурым днем сорок четвертого, почтальон принес. Степану Васильевичу - отцу гвардии лейтенанта Нефедова – письмо с фронта. Глянул отец на конверт – и руки задрожали:      не сына рука писала. 10 октября 1944г. Сергей Степанович Нефедов погиб.

Сын: 3 января 1942г.

       «Мы Новый год встретили новыми ударами по врагу. В 24:00    было морозно, осветила луна и слышались громовые ракеты нашей “катюши”, посылающие новогодние гостинцы «гансам и фрицам». Мы имеем успехи на всех фронтах, в том числе и на Западном. Здесь немцам будут клещи».

Мать: Когда началась война, Павлу Декалову исполнилось девятнадцать лет. Он ходило в разведку, добывал сведения о противнике.

2 февраля 1942г. Павел Декалов погиб.

Сын:  “Скоро вы услышите о нашей победе. Наши артиллеристы сейчас так  обрабатывают передний край противника, аж у нас дрожит земля” – так писал Николай Фролович Храмов своей жене и детям в Мариинск.

Мать: «Никак не могу смириться с мыслью, что нашего веселого Яши и папы больше нет. Ведь осталось совсем не много, и Гитлер задохнется в своей  норе. Буду мстить, мстить за смерть папы и Яши. Все мои слезы отольются подлым фашистам».

Сын: Гвардии сержант Надежда Храмова дошла до Одера, в одном из боев  второй раз подкосила вражеская пуля . От тяжелых фронтовых ран скончалась отважная сибирячка в госпитале.

Мать: В 17 лет добился зачисления в дивизию сибиряков-добровольцев новокузнечанин  Юрий  Нестеров – сын большевика – подпольщика.

Сын: 13 апреля 1945 г.

« Папа сегодня я вам пишу ввиду того, что на днях наступаем на логово фашистского зверя- Берлин. Письмо, конечно,  придет поздно, когда произойдут все эти события…».

Мать: 1 мая 1945г. Младший лейтенант Юрий Николаевич Нестеров геройски погиб, в 13 км  от Берлина.

Ведущий. Проникновенно и искренне письмо поэта Алексея Суркова жене. Трудный фронтовой ноябрьский день 1941 года. После всех передряг, промёрзший, усталый, в шинели, посечённой осколками, Сурков всю ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. В феврале 1942 года композитор К. Листов попросил что – нибудь на что можно написать песню. Сурков вспомнил о стихах, написанных домой. Так родилась песня «В землянке».

(Звучит песня «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова.).

(Звучит стихотворение  И.Уткина  «Ты пишешь письмо мне»)

Ведущий. Волнуют и трогают до слёз письма солдат матерям.

Ведущий.

Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов больше нет…

Ведущий. «Письмо с фронта» написано поэтом – фронтовиком Эдуардом  Осадовым в 1943 году.

Ведущий: Письмо с фронта, документы, над которыми не властно время. И пусть чтение этих живых строк будет для нас минутами молчания, данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал:

Мать:  30 ноября 1941 г.

«Милая мамочка! Пишу это письмо перед смертью. Ты его получишь, а меня уже не будет на свете. Ты, мама, обо мне не плач и не убивайся. Я смерти не боюсь…

Мама, я все же завидую тебе немного: ты хоть живешь пятый десяток, а мне пришлось прожить 24 года, а как бы хотелось пожить и посмотреть какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты…  Писать кончаю, не могу больше писать: руки трясутся и голова не соображает ничего – я уже вторые сутки не кушаю, с голодным желудком умирать легче. Знаешь,  мама, обидно умирать. Ну, все. Целую вас всех и тебя, мою мамочку».

Сын: Комсомолка – партизанка Поршнева Вера выдержала нечеловеческие  пытки в фашистских застенках, не выдав товарищей. Была расстреляна в декабре 1941 года.

Ведущий.  Ты жил надеждой, на добрые вести с фронта, фронт стоял неколебимо, уверенный в прочности тыла.

Ведущий.  

 Трепетало зарево пожаров,  сквозь дрему,

В холоде ночей, видел я кузнецких сталеваров,

Освещенных заревом печей.

Вглубь землянок, в сумрачные поры,

Шли бойцы, закончившие бой,

Представлял: в Прокопьевске шахтеры

В этот час спускаются в забой…

Ведущий. «Я вернусь», «Жди меня» - этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью. В миллионах конвертов шло с фронта в тыл стихотворение К.Симонова «Жди меня», шло без ссылки на автора – это было личным письмом того, кто его посылал.

(Звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня»)

Ведущий. По статистике военных лет с 1941 по  1945 год в армию и флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов писем.

(Звучит стихотворение  П. Синявского  «Солдатская память»)

Память, солдатская память,

 Строгая доля мужчин…

К ней ничего не прибавить,

Кроме седин и морщин.

Трубная радость победы

В сердце солдата жива,

Только в рассказах об этом

Память скупа на слова.

Память в мундире парадном

Редко приходит с войны,

Старым осколком и шрамом

Мирные сны не даны.

Снова гранаты по танку!

Снова - ни шагу назад!..

Память не выйдет в отставку,

Ей не позволит солдат.

Так же как все ветераны,

Страха, не зная в бою,

Память слезу вытирала,

Молодость,  встретив свою.

К ней ничего не прибавить,

Кроме седин и морщин…

Память, солдатская память,

Строгая доля мужчин.

Ведущий:        

Пусть подвиги отцов                

Рождают в молодых сердцах

Гордость за свою великую страну!

Пусть вечно живет и продолжается

Историческая эстафета мужества и доблести!

Ведущий: Так пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что этим необыкновенным людям мы обязаны своей радостью, свободой, жизнью. Пусть каждый, кому приходится трудно, не забывает, что им было намного трудней. Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие их подвига.

Ведущий: Они отстояли свободу. Они добыли Победу. Они принесли счастье! Все произошло так, как писал в застенках гестапо Юлиус Фучик: «И мертвые, мы будем жить в частице вашего великого счастья, ведь мы вложили в него нашу жизнь». Так будем же благодарными потомками всегда, всегда будем помнить о них!

(Звучит песня ”День победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Никто не забыт, ничто не забыто" литературно-музыкальная композиция, посвященная 9 мая

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывает о подвиге воинов в годы Великой Отечественной войны, учит детей уважать ветеранов и любить свою Родину....

Литературно -музыкальная композиция "И помнить страшно, и забыть нельзя"

Мероприятие посвящено событиям в городе Кизляре"...

"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦель:Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;прививать чувство любви к родному краю;расши...

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»

  Все дальше и дальше в историю уходят от нас  героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...

Сценарий литературно – музыкальной композиции « Никто не забыт, ничто не забыто...» для учащихся 5-7 классов

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...

Литературно - музыкальная композиция " Как могут эти дни забыться"

Война… Всё дальше уходят от нас суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданием миллионов людей. 70 лет  миновало со Дня Победы над врагами. Тем, кто не смог дотанцевать св...