доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников"
статья

Духовно-нравственное воспитание школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Духовно - нравственное воспитание школьников»

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к          Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

      Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

        Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

         Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.

      Родительский инстинкт изначально присущ всему живому на земле, и большинство родителей заботливо пестуют и со всей ответственностью растят свое дитя. Но в процессе развития общества у детей чаще проявляются противоречащие законам природы равнодушие и легкомыслие по отношению к семье и своему потомству. К стыду нашему число неблагополучных семей, в которых безразличие и даже жестокость стали нормой по отношению к детям, растет из года в год. Причем большинство окружающих людей смущенно делают вид, что это их не касается. Как уже отжившие, но еще красивые осенние листья с легким шелестом из нашей жизни уходят слова: честь, верность, мужество, целомудрие, достоинство...   Пока мы понимаем их смысл, но они все меньше значат в нашей жизни.  Поэтому нельзя закрывать на это глаза, а, следовательно, нужно наиболее системное, последовательное и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности, которое осуществляется прежде всего в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь подрастающего поколения.

       Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

            Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

      Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

      Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

     Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

     Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

          Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения и воспитания подрастающего поколения заставляют нас искать новые методы и технологии.

       На примере нашей школы  можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые образовательно-воспитательные технологии.

      Мы имеем доступ к Интернету, интерактивную доску. Как и большинство ОУ, школа подходит к созданию электронного журнала.

     Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

–       информационная (готовность к работе с информацией);

–       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими

людьми).

–       проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций относятся:

–       обращение к опыту учащихся;

–       решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты,

диспуты;

–       организационно-деятельностные игры;

–       проектная деятельность: исследовательские, творческие,

практические работы;

–       интеграция обучения .

     Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, внеклассные мероприятия  но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

        В современных условиях учителю необходимо формировать базовые компетенции современного школьника как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности.

      Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

      Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

       Для организации  воспитательного пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

     Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

      Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

     Психологи установили, что школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости школьников. Именно в школьном  возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,     отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

       В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

     Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

    Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

    Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация учебно-воспитательного процесса.

Здесь важны:

–      новизна, практическая значимость того, что предлагает учитель;

–      ритмичное чередование видов деятельности;

–      опора на возрастные и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

     Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

          Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования и воспитания.

          Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.  

           Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

         Сегодня в  школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них можно считать спортивно-оздоровительное, проектное, художественно-эстетическое, экологическое.

В нашей школе работают кружки «Хореография», «Пользователь ПК», «Хозяюшка».  «Кудесница», «Цирковая студия»,студия барабанщиц "Ритм".

В этой работе педагоги используют игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.

Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

–      беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания;

–      динамические паузы, включающие подвижные игры;

–      деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья.

   Патриотическое воспитание осуществляется во внеклассных мероприятиях, уроках мужества, поездках по историческим местам ВОВ, встречах с ветеранами.

   Трудовое воспитание осуществляется через участие в акциях «Скоро зима», трудовых десантах по уборке территории, летней трудовой практике.

   Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребёнка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

   Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

    Высшим уровнем личностных способностей человека являются духовные способности. Духовность обладает свойством возвышать внутренние психологические мотивации до культурного уровня.

   Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла.

    Поэтому наша задача -  вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

    Наши дети – это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба. Я надеюсь, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания удастся возродить былое величие России. Значит для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное – начать воспитывать себя.

Начни с себя – и души отзовутся.

                                    Спроси с себя – и просветлится жизнь.

                                    Спаси себя – и тысячи спасутся.

                                    Начни с себя – и жизнь обрящет смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....