Соболева Наталья Сергеевна. Урок фольклора как способ реализации внеурочной деятельности.
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Соболева Наталья Сергеевна,

учитель фольклора

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Урок фольклора как способ реализации внеурочной деятельности.

 

Каждый исторический период развития культуры выдвигает на первый план свои задачи, и, в связи с этим, методы воспитания молодого поколения. В настоящее время наиболее актуальной является проблема сохранения национальных традиций в условиях мировой индустрии, установление связей между старинной культурой и современным миром.

Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной форме осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Крестьянский быт был буквально пропитан фольклором. Художественно-эстетические формы «фольклорного общения» воспринимались народом как обязательные. Именно через них формировалось художественное образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребёнка, с его приобщением к интересам семьи, общества. В патриархальном крестьянском  обществе дети естественно были включены и в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у каждого из них была своя роль. Всё детство и юность являлись подготовкой к будущей взрослой жизни. Это же цель стоит и перед современной системой воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soboleva_n_s.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Соболева Наталья Сергеевна,

учитель фольклора

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Урок фольклора как способ реализации внеурочной деятельности.

Каждый исторический период развития культуры выдвигает на первый план свои задачи, и, в связи с этим, методы воспитания молодого поколения. В настоящее время наиболее актуальной является проблема сохранения национальных традиций в условиях мировой индустрии, установление связей между старинной культурой и современным миром.

Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной форме осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Крестьянский быт был буквально пропитан фольклором. Художественно-эстетические формы «фольклорного общения» воспринимались народом как обязательные. Именно через них формировалось художественное образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребёнка, с его приобщением к интересам семьи, общества. В патриархальном крестьянском  обществе дети естественно были включены и в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у каждого из них была своя роль. Всё детство и юность являлись подготовкой к будущей взрослой жизни. Это же цель стоит и перед современной системой воспитания.

Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов. В контексте межпредметных связей курс фольклора занимает особое место вследствии своей обобщающей направленности. Так же велико достижение личностных результатов – удельный вес ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека во внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. 

Одной из актуальных задач системы школьного образования (в рамках внеурочной деятельности) является задача внедрения курса освоения народных традиций для формирования полноценного цивилизованного этнокультурного сознания, которое способствует социокультурной самоидентификации личности. Формирование национального сознания  у человека начинается уже в детском возрасте, на этот процесс  огромное влияние оказывает не только социальный контекст, но и художественно-эстетическое воспитание ребенка.

Универсальность народной культуры заключается не только в том, что в любом возрасте человек нуждается в духовном наследии предков, но и в том, что начинать знакомство с народным творчеством можно в любом возрасте. Востребованность детского фольклора заключается в следующем:

Во-первых, детский фольклор отвечает возрастным потребностям ребенка. Игровые, художественно-образные формы фольклора близки детскому восприятию, соответствуют его психике.

Во-вторых, фольклор синкретичен, его основу составляют психологические особенности восприятия человека. Происходит взаимосвязь различных видов деятельности, что многократно увеличивает его эффективность.

Пройдя так называемую материнскую школу, ребёнок далее рос в среде своих сверстников, где его развитие принимало более активные формы. Он начинал воспроизводить простейшие напевы – жеребьёвки, считалки, игровые приговорки, игровые припевки. Некоторые из них живы и по сей день, они несут в себе следы древних обрядов. Обращение к силам природы – солнцу, дождю, воде, ветру, которое часто встречается в детских играх, свидетельствуют именно об их традиционности, о преемственности наиболее древних форм художественного творчества взрослых. «Дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняли потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым фольклорным репертуаром».[1] Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, школой освоения их традиций, обычаев, приобщало ребят к родной национальной культуре. 

Что бы уроки фольклора происходили с «полным погружением» и были интересны и востребованы ребятами, занятия должны проходить в особом для школы фольклорном кабинете. Таким образом, вхождение детей в творческую атмосферу происходит органично.  Ученики   начинают интересоваться своими предками, приносят в класс старинные вещи.

Курс изучения фольклора должен быть рассчитан на то, что бы познакомить детей с традициями, обычаями русского народа, обрядами народного календаря, бытом русского народа, познакомить с различными жанрами устного народного творчества подлинных произведений, научить слушать и исполнять народные песни.

Рассмотрим  вопрос  приобщения детей к русскому фольклору на основе  опыта работы автора статьи в Гимназии № 61 Выборгского района Санкт-Петербурга. Данное учебное заведение работает по образовательной программе с углублённым изучением иностранных языков. Соответственно, знание народных традиций даёт возможность приобщить детей к корням национальной культурной истории.

Приобщения детей к народной культуре происходит на основе  рабочей программы «Возрождая традиции России»[2], предназначенной для изучения фольклора на уровне внеурочной деятельности  учениками  5-х и 6-х классов. В соответствии с учебным планом гимназии, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Деление детей на подгруппы максимально способствует раскрытию индивидуальности каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном номере.

Актуальность данной программы в том, что в современных социокультурных условиях наблюдается потребность общества в приобщении детей к народному искусству и сохранению своей национальной культуры. Это связано с современными поисками национальной идентичности и национальной идеи. Сегодня изучение национальной культуры необходимо осуществлять через систему дополнительного образования. Программа способствует раскрытию творческих способностей детей через знакомство с фольклором, обогащению духовного мира учащихся, что не менее насущно и актуально в наше время.

Педагогическая целесообразность программы в постепенном овладении духовными знаниями своего народа и исполнительским мастерством традиционного народного пения, в процессе чего открываются возможности для воспитания ребёнка, как духовно-нравственной личности.

Цель программы – формирование у детей целостного восприятия мира и художественного вкуса на основе изучения русской народной песни и музыкально-игрового фольклора посредством создания условий для творческого развития личности ребёнка. Программа обучения знакомит детей с народным календарём, определяющим все жизненные сферы крестьянина. Дети знакомятся с различными жанрами традиционной культуры от колыбельной, считалки, загадки, скороговорки, заклички до лирических песен, духовных стихов и былин. Программа даёт представление о цикле человеческой жизни и его обрядовом оформлении, и рассчитана так, чтобы каждый фольклорный жанр соответствовал определённому этапу возрастного развития и нравственного становления человека.

Большое место в приобщении обучающихся к народной песне играют активная деятельность детей, проживание праздников крестьянского календаря, выступления. Повседневная и праздничная жизнь, предлагаемая обучающимся в данной программе способствует воспитанию в детях любви к русской народной песне и к русской культуре. «Современному человеку, не слышавшему подлинных, традиционных народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по-настоящему понять их значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их».[3] В условиях современной городской среды целесообразно участие детей в концертах, фестивалях и праздниках.

Занятия проходят в форме урока-беседы и практического освоения фольклорного материала, фольклорного праздника с вовлечением родителей. Игровая деятельность, разучивание песен, инсценировка сказок, концертно-исполнительская и сценическая деятельность способствуют реализации творческих способностей детей (участие в праздниках, обрядовых действах, также в школьных концертах). Как отмечает Е.А. Покровский: «Игра имеет громадное влияние на развитие фантазии и мыслительной деятельности ребёнка, в ней  <… > открываются склонности и характер его…».[4]

1-й год обучения (5 класс) рассчитан на ознакомление учеников с традиционным календарём аграрных праздников. Изучаются обряды осеннего цикла, зимние и святочные праздники, весенние и летние обряды в соответствии с текущим временем года. Совершенно естественно, что основой регулярных занятий фольклором является народный календарь, круг календарных праздников. Каждый из них особый, со своим содержанием, смыслом и предназначением. Праздники не сами по себе, а в цепи других, подготовлены предшествующими и готовят следующие. Эта взаимосвязь народных праздников помогает цельности восприятия традиции. Опора на народный календарь не объединяет и не упрощает мир фольклора, а лишь систематизирует.

2-й год обучения (6 класс) знакомит учащихся с жизненным кругом человека – от рождения до смерти. На уроках ребята заново «знакомятся» с потешками, прибаутками, слушают о крестильном обряде и учатся обращаться с маленькими детьми. Также изучается обряд перехода в статус «молодёжи», подробно рассматривается свадебный обряд, ознакомление с поминально-погребальной обрядностью. «Жизненный путь человека русские крестьяне рассматривали как своего рода длинную и трудную дорогу, по которой он идет от момента рождения до момента смерти, причем начало и конец пути смыкаются в одной точке».[5]

Большую роль здесь играет синкретичность материала – единство песни, танца, места, обрядового действа, инструментальной музыки. Дети не слушают отстранённо о жизни предков, а  сами проживают каждый обряд в своё время, в обстановке, приближенной к настоящей. Например, осенью приходят на посиделки и участвуют в молодёжных играх, как и наши предки. На зимние праздники они сами перевоплощаются в колядовщиков, которые приходят колядовать к своим же одноклассникам. Одевают на себя образы ряженных – животных и нечистой силы, становятся радушными хозяевами, приглашающими всех к себе в гости. На масленицу – действительно празднуют праздник в масленичную праздничную неделю с блинами, песнями, играми, участвуют в традиционных кулачных боях и принимают роль странников, которые приехали к нам в гости. На следующий год дети принимают на себя роль родителей – рассказывают небылицы, сказки, поют колыбельные и играют с ребёнком в потешки и пестушки.  

Презентации – праздники – это ещё один вид построения урока, а для детей опыт выступления перед публикой. В таких фольклорных, открытых для посещения праздниках участвуют и родители. Классные руководители отмечают полезность таких уроков – дети понятнее  взаимоотношения в семье и в кругу родственников. На таких живых уроках дети лучше запоминают и понимают смысл и значение песен, игр и обрядов в целом.

Таким образом, уроки фольклора расширяют кругозор, воспитывают чувство патриотизма и подготавливает детей к изучению отечественной истории и литературы. Программа способствует раскрытию творческих способностей, формирует художественный вкус, наполняет внутренним смыслом  морально нравственные установки. Воспитывает уважительное  отношение к народной традиционной культуре, уважение к старшему поколению, бережное отношение к родной природе. Так же развиваются навыки общения в коллективе – дети становятся более общительны и открыты друг другу, что очень важно в век телефонии.  Принимается традиционное мировоззрение, как объяснение всего окружающего мира, это способствует его целостного восприятии и происходящих в нём процессов, помогает освоиться и не считать себя чужим в большом мире. Одно из самых главных – ученики начинают понимать, что являются наследниками богатой народной культуры и истории, начинают гордиться своим происхождением и местом в истории.

Наиболее творческие и увлечённые народной культурой ученики продолжают заниматься в фольклорном ансамбле «Родничок» до окончания гимназии. Старшие помогают передавать традиции младшим. Здесь более профессионально и целенаправленно проходит работа над музыкальными навыками – формированием певческого аппарата, интонированием, умением петь многоголосие, ознакомление с разными региональными стилями, диалектами. Ансамбль участвует в приёме иностранных гостей в гимназии, постоянно выступает на всех школьных праздниках. Является неоднократным дипломантом и лауреатом различных городских и международных смотров, праздниках и фестивалях.

В современном обществе, приобщение детей  к фольклору является целеустремленной деятельностью педагогов, воспитателей, клубных работников. В настоящее время, педагогика дополнительного образования рассматривается как важный компонент досуговой деятельности детей и подростков, участие детей в системе дополнительного образования дает возможность получения ими углубленных знаний в той или иной деятельности.

К сожалению, в современной школьной практике знакомство с русскими традициями обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не чувствует своей национальной идентичности, слабо интересуются историей и культурой своего народа. «Воспитание и обучение существуют в народе столько же веков, сколько существует сам народ, – с ним родились, с ним выросли, отразили в себе всю его историю, все испытанные влияния, все его лучшие и худшие качества».[6]


[1] Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Изд. центр «Академия», 1996, - 136 с.

[2] Данная программа разработана в 1994 году на основе авторской программы Еленой Степановной Родинской«Возрождая традиции России» (дорабатывалась в 2000, 2004 и 2010 гг.). Подробнее см.:Родинская Е. С. Рабочая программа «Возрождая традиции России». – СПб: ГБОУ Гимназии № 61. – 2010. – 13 с.

[3] Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы.. – М.:  Изд. центр «Академия», 1996. – С.6

[4] Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. – С. 39

[5] Шангина, И. И. Русские дети и их игры : научное издание. – СПб. : Искусство-СПб, 2000. – С.4

[6] Виноградов Г. С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства. – СПб: Историческое наследие, 1999. –С.82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...