Путешествие по родному краю
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Надежда Александровна Ковалева

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии земляков, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_rodnomu_krayu.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рабочая программа по

внеурочной деятельности

 «Путешествие по родному краю»

5-9 классы

Ковалева Надежда Александровна, учитель высшей категории

Ф.И.О. учителя, категория

 


Пояснительная записка

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка. Занятия в историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Направление программы внеурочной деятельности: Программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» предназначена для учащихся 5-9 класса. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа изучения истории и географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс внеурочной деятельности призван удовлетворять социальные потребности, то есть помочь в социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер. Педагогическая целесообразность реализации данной программы.

Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.  Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края. В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села. Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Способствует формированию умений и навыков проектной деятельности.

Актуальность: внеурочная деятельность в форме проведения интеллектуальных конкурсов, экскурсий, социально значимых акций, создания индивидуальных проектов, и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей, организация встреч с ветеранами, интересными людьми, для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья - школа - общество». Программа носит проектно-исследовательский характер. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

Цель: нацелить учащихся на активное познание родного края; расширить и углубить знания учащихся о родном крае; сформировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; воспитывать патриотизм.

Задачи:

1. Сформировать системное представление о Краснодарском крае как целостном

географическом регионе;

2. Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;

3. Сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

4. Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации,

тематическими картами.

5. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

6. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания

ценности и значимости каждой человеческой жизни;

7. Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

8. Общеобразовательные: обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

10. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных

отношений;

11. Через научно-исследовательскую, проектную и практическую направленность

содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских

способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их

образовательные потребности в исследовании;

12. Развивать гибкость мышления и поведения

13. Развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать

с различными источниками информации:

14. Создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

15. Формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к

саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть

равноправным членом нашего общества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа обучения по курсу «Путешествие по родному краю» предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу в котором живешь. Среда обитания и человек неразрывно связаны, поэтому, необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела способствует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес), этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколений и младших, какие праздники отмечают дома. Большой вопрос уделяется православию. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Введение на начальном этапе изучения природных процессов позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В первом классе большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно – творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, чтение текстов и их обсуждение, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной деятельности (подвижные игры, туристические и экскурсионные прогулки).

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;
  • осознание традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • понимание культурной самобытности своей страны и мира, уважение к культуре своего народа;
  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т. ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
  • готовность к сотрудничеству в группе, коллективной работе;

Предметные результаты:

  • овладение представлениями о памятных «страничках» истории своей семьи, школы;
  • овладение пониманием значения имени, отчества, особенностей профессии членов семьи, важности знания домашнего адреса и телефона, адреса школы, названий улиц в микрорайоне школы и дома;
  • овладение представлениями о гербе и флаге, истории возникновения города Краснодара, как необходимой основой понимания «малой родины»;
  • формирование здоровьесберегающей культуры поведения: правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах;
  • формирование экологической культуры поведения, бережного отношения к природе своего края.

Модель плана внеурочной деятельности

Направление

деятельности

Формы внеурочной

деятельности

1

ступень

2

ступень

3

ступень

4

ступень

5

ступень

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Социальное

направление «Путешествие по родному краю»

Интеллектуально-

познавательный блок «История вокруг нас»

34 часа

История родного края

34 часа

Природа и география края

34 часа

Культура края

34 часа

Исторический проект

34 часа

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 170 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение еженедельных внеучебных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – интенсивами. Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеучебной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических

задач. Данная программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Срок реализации 5 лет. Возрастная характеристика группы – программа состоит из пяти ступеней реализации:

 1 ступень – учащиеся 5 класса;

 2 ступень – учащиеся 6 класса;

 3 ступень – учащиеся 7 класса;

 4 ступень – учащиеся 8 класса:

 5 ступень – учащиеся 9 класса.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Данная программа социального воспитания подростков конструируется вокруг

таких ценностных ориентиров.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей

жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры

человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого

познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и

будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Форма организации внеурочной деятельности

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Основными видами и методами работы являются встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

  1. Тематический план программы

Название раздела

Общее

кол-во часов

Кол-во часов по классам

Основные виды

деятельности

обучающихся

5

6

7

8

9

1

История вокруг нас

34

Общий сбор группы. Введение в КТД. Экскурсия в музей. Меры

предосторожности.

Подбор фотографий, Встреча с краеведением рисование портретов.

Фотографирование на уроках, переменах и

прогулках. Генеалогическое древо семьи. Изготовление

исторической

газеты, «Дневника

краеведа». Участие в проведении

исторических

интеллектуальных игр. Изготовление

презентаций и

альбомов о семье.

Библиотечные уроки. Проведение опросов. Встречи с

интересными людьми посёлка. Учатся работать в малой группе над общим заданием.

Встреча с краеведением

6

Моя школа

6

Моя семья

8

История города

8

Встреча с краеведческой книгой

6

2

История родного края

34

Библиотечные уроки.

Проведение опросов.

Встречи с

интересными людьми

посёлка. Изготовление

презентаций и

альбомов по истории

края. Подбор

фотографий, портретов

Подготовка и

проведение

интеллектуальных игр.

Учатся задавать

вопросы. Учатся

применять

установленные

правила в решении

задачи

Наш край в древности

8

Средневековая история края

6

Советские годы

8

Наш край в годы войны

6

Чем гордится наш город

6

3

Природа и география края

34

Изготовление

климаторграмм

города по временам

года.

Фотографирование

природных объектов.

Экскурсии к природным

достопримечательност

ям. Составление

исторической карты

края. Оформление

презентаций,

альбомов, газет по

географии края.

Климат и природа края

8

Реки, моря, озёра нашего края

6

Административно-территориальное

устройство

6

Смоленский край

6

Город Ярцево

8

4

Культура края

34

Работа творческих

групп. Подготовка

групповых презентаций по

литературе,

живописи, музыке и

театральной жизни

края. Экскурсии в

музеи. Оформление

альбома «Памятники

города»

Встречи с деятелями

культуры. Развитие

эстетического

сознания через

освоение

художественного

наследия.

Проявление активность для

решения

познавательных

задач

Литература  

8

Живопись

8

Музыка и театр

6

Музеи

6

Памятники

6

5

Исторический проект

34

Учатся работать в

малой группе над

общим заданием.

Развитие

эстетического

сознания через

освоение

художественного

наследия

применять

установленные

правила в решении

задачи. Подготовка

и защита проекта.

формулирование

собственного

мнения и позиции

Теоретические основы исторического

исследования

8

Практическое исследование

20

Защита проекта

6

Литература:

1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические

рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов.

- М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

3. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по

истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый

учебник», 2003. – 64с.

4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/

А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

5. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации

поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы,

2009г.

6. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

7. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в

краеведческом музееМ.,2001.

8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.

9. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

10.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие

Ставропольский край - музей под открытым небом. В   презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...

План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"

Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....

Путешествие по родному краю

Занятие "Путешествие по родному краю" способствует здоровому образу жизни человека, сплочению коллектива и направлено на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, развивает их наблюдательность...

РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....

Урок-путешествие по родному краю в 5 класе

Урок-путешествие по родному краю в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня мы с вами провед...

: Программа элективного курса по английскому языку «Путешествие по родному краю» (8-9 классы)

Данный   курс  «Путешествие по родному краю»  направлен    на    систематизацию    и    расширение    зна...

Путешествие по родному краю

Сценарий праздника  предусматривает чередование спортивно – игровых заданий,  показательных выступлений, развлекательно – познавательных номеров, которые обеспечивают достаточную физич...