Программа курса по профориентации
рабочая программа

Романова Елена Александровна

Программа курса по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_proforientatsii.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса профориентации

"Мир профессий и твое место в нем"

Романова Елена Александровна, воспитатель


Пояснительная записка.

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев, и не став самостоятельным, не имея достаточного жизненного опыта принятий решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно подростку иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

К тому же, экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области в другую. О множестве новых профессий молодежь практически не имеет информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если надо – поменять специальность, предприятие, должность. В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.

Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее сложным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человеку принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути. Как выбирать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Решить проблему профессионального выбора школьника призвана профориентация. Профессиональная ориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а так же запросам рынка труда.

На изучение в 9 классе курса профориентации “Мир профессий и твое место в нем” в учебном плане отведено 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

Цель курса – сориентировать учащихся на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.

Задачи курса:

  1. Создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
  2. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
  3. Диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения в классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего образования;
  4. Формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации своих профессиональных перспектив;
  5. Проводить информационную работу с образовательными учреждениями “Куда пойти учиться” и создать банк информационного материала, который поможет в дальнейшем самоопределении;
  6. Взаимодействовать с семьей самоопределяющегося подростка.

Данный курс построен на принципах деятельностного подхода, акцентированного на личностно-ориентированные формы работы, обеспечивающего формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности

Формы работы:  лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика, индивидуальная работа, тренинг, практикум, профконсультация, творческая работа, экскурсия в учебные заведения и предприятия.

Программа курса.

Введение – 1 час.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Труд в жизни человека и общества. “Когда твой труд ценится и уважается, – этим можно гордиться”. О будущем стоит задуматься.

I-я тема: Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (Профессиональный старт) – 5 часов.

Что такое профессияОсобенности профессионального самоопределения на современном этапе. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Секреты выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Ориентация в мире профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии. Мотивы и основные условия выбора профессии. Ознакомление с рынком труда. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

II-я тема: Я выбираю профессию (В поисках своего призвания) – 12 часов.

Почему при выборе профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные интересы и склонности. Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся. Хорошо ли я себя знаю? Методы психологии. Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Тест Айзенка. Эмоционально– волевые качества личности. Тест Т. Лири. Психограмма. Интересы и склонности человека (“я хочу”). Карта интересов. Возможности личности в профессиональной деятельности (“Я могу”). Анкета “Ориентация”. Активная роль личности при выборе профессии. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Тест “Аналогии”. Тест “Числовые ряды”. Тренинг профессионального самоопределения. Схема профессионального планирования профессионального пути, разработанная Е.А. Климовым. Вычисляем портрет подходящей профессии. Что такое планирование карьеры. Профессиональная пригодность. Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. Типы профессий: “человек – техника”, “человек – знаковая система”,  “человек – художественный образ”, “человек – природа”, “человек – человек”. Опросник коммуникативных и организаторских способностей. Как правильно выбирать профессию с учетом своих способностей и состояния здоровья. Здоровье и выбор профессии. Каких ошибок следует избежать при выборе профессии. Экскурсия на предприятие.

III-я тема: Куда пойти учиться – 4 часа.

Что представляет собой система профессионального образования. Основные уровни профессионального образования. Как реализовать свои права на поступление в профессиональное учебное заведение. Обзор учебных заведений Подольска. Как подготовить себя к поступлению в профессиональное учебное заведение. Условия, требования и правила приема в учебные заведения. Конкурс рекламы профессий “Пусть меня научат”.

 IV-я тема: Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа.

Моя роль и безопасность на рынке труда. Трудовой кодекс РФ. Мои права и обязанности. Эффективное поведение на рынке труда.

V-я тема: Поиск работы и трудоустройство – 11 часов.

Какие существуют источники получения информации о вакансиях. Анализ информации о вакансиях. Как обратиться по имеющейся вакансии по телефону. Как планировать собственные шаги по поиску вакантных рабочих мест. Государственная служба занятости населения, ее услуги. Как предъявить себя на рынке труда. Как вести себя при поступлении на работу. Самопрезентация. Психологический тренинг – Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Интервью. Типичные вопросы собеседования с работодателем. Как подготовить документы, представляющие вас работодателю. Как правильно составить и оформление заявление, резюме, портфолио. Экскурсия в учебное заведение. Итоговое занятие. Самоанализ готовности к профессиональному старту.

Планирование курса “Мир профессий и твое место в нем”.

Дата

урока

Содержание

Формы проведения

7.09

1

Введение.

“Когда твой труд ценится и уважается – этим можно гордиться”.

Беседа

14.09

I-я тема: Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (Профессиональный старт).

Беседа

21.09

2

Особенности профессионального самоопределения на современном этапе.

Беседа

28.09

3

Ориентация в мире профессий. Классификация в мире профессий.

Беседа

5.10

4

Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии.

Творческая работа

12.10

5

Мотивы и основные условия выбора профессии.

Беседа

19.10

6

Ознакомление с рынком труда.

Просмотр фильма с обсуждением

II-я темаЯ выбираю профессию (В поисках своего призвания).

26.10

7

Экскурсия на предприятие.Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся.

Тестирование

5.11

8

Экскурсия на предприятие

Экскурсия

16.11

9

Эмоционально– волевые качества личности

Тестирование

23.11

10

Интересы и склонности человека (“я хочу”).

Игра

30.11

11

Возможности личности в профессиональной деятельности.

Тренинг

7.12

12

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

Тестирование

14.12

13

Встреча с представителем профессии

Круглый стол

21.12

14

Вычисляем портрет подходящей профессии

Творческая работа

28.12

15

Встреча с представителем профессии

Круглый стол

18.01

16

Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор профессии.

Беседа

25.01

17

Каких ошибок следует избежать при выборе профессии?

Круглый стол

1.02

18

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности.

III-я темаКуда пойти учиться.

8.02

19

Обзор учебных заведений. Как подготовить себя к поступлению в профессиональное учебное заведение.

Презентация

15.02

20

Что представляет собой система профессионального образования.

Беседа

22.02

21

Условия, требования и правила приема в учебные заведения.

Беседа

29.02

22

Конкурс рекламы профессий “Пусть меня научат”

Игра

IV-я темаСовременный рынок труда и его требования к профессионалу.

6.03

23

Женщины в профессии

Фильм

14.03

24

Законы о труде. Мои права и обязанности.

Лекция

V-я темаПоиск работы и трудоустройство.

21.03

25

Какие существуют источники получения информации о вакансиях.

Презентация

28.03

26

Экскурсия на предприятие

Экскурсия

4.04

27

Государственная служба занятости населения, ее услуги.

Беседа

11.04

28

Как предъявить себя на рынке труда?

Диалог

18.04

29

Как вести себя при поступлении на работу?

Диалог

25.04

30

Посещение учебных заведений

Экскурсия

16.05

31

Составление и оформление документации. Заявление, Резюме, портфолио.

Практикум

23.05

32

Самоанализ готовности к профессиональному старту.

Практикум

26.05

33

Экскурсия на предприятие либо встреча с представителем профессии

Экскурсия

Литература:

  1. Аверкин В.Н. Зайченко О.М. “Путевка в жизнь” М. Просвещение 2005.
  2. Кузнецова И.В., Филина С.В. Эффективное поведение на рынке труда. Учебно-методическое пособие для выпускников профессиональных учебных заведений. Под ред. И.А. Волошиной. Ярославль: Центр Ресурс, 2000.
  3. На пути к выбору профессии. Материалы для специалиста образовательного учреждения. С-П. Каро 2003.
  4. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии. Органайзер: рабочая тетрадь учащегося/ авт.-сост.: коллектив специалистов центра “Ресурс”; под общей редакцией О.В. Большаковой, С.М. Семеновой. Н.П. Анисимовой. И.В. Кузнецовой. Ярославль: Центр Ресурс, 2006.
  5. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9–11 класс М. Вако 2005.
  6. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. 8–11 класс М. Вако 2005.
  7. Путь к профессии: основы активной жизненной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. – Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова, В.В. Радченко, К.В. Совина, Ю.К. Холодилова. – Ярославль: Центр Ресурс 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по профориентации "Проектируем будущее" (для гуманитарного класса)

Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позво...

Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)

Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...

Программа факультативного курса "Азбука профориентации XXI века"

Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа курса по профориентации в 9 классе "Моя профессия"

Программа предназначена для проведения учебного курса с учащимися 9-го класса в системе работы по профориентации....

Программа курса по профориентации для учащихся 9х классов

     Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между...