Программа по формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся, проживающих в общежитии "Путь к ЗОЖ"
рабочая программа (10 класс)

Солушко Марина Сергеевна

Данная программа будет полезна воспитателям общежития, классным руководителям, кураторам.Программа разработана на основе основных компанентов ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Яшкинский техникум технологий и механизации»

Программа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся, проживающих в общежитии.

«Путь к ЗОЖ»

                                    Разработчик:

                                                          воспитатель ГПОУ ЯТТиМ

                                                          Солушко Марина Сергеевна

Яшкино

Паспорт программы.

Наименование программы: Программа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся, проживающих в общежитии «Путь к ЗОЖ»

Автор: воспитатель общежития  Солушко М. С.

Основания для разработки программы: Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, Конвенция о правах   ребенка,   Конституция   Российской   Федерации;   Федеральный  закон  «О  предупреждении  распространения  в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных  веществах»,  Федеральный  закон  «Об  ограничении  курения табака»

Цель программы: Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни.

Задачи:

- формирование у обучающих представлений  об основах здорового и безопасного образа жизни,  добиться  понимания     сущности здоровья и здорового образа жизни;

-способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека;

- воспитывать  ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровья (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- повысить уровень правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;

-пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности через план реализации программы

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год, ориентирована на обучающихся 1 курса, проживающих в общежитии.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- сознательное отношение личности обучающихся  к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- осознание  обучающимися  негативного  влияния на здоровье  вредных  привычек;

- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;

- повышение  у  обучающихся   приоритета  здорового  образа  жизни;

-  повышение уровня общей физической активности.

Система организации контроля  за исполнением программы: исполнение Программы осуществляется посредством составления аналитических справок, ежемесячного отчета  и общего анализа  в конце учебного года, мониторинга результатов реализации программных  мероприятий, которые предоставляются зам. директору по УВР.

Пояснительная записка.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Неблагоприятная экологическая ситуация в стране, повсеместное распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания и других), приводит к тому, что у более половины выпускников средних школ,  учебных заведений отсутствует мотивация к формированию здорового образа жизни.  Эти факты говорят о том, что назрела необходимость  формирования  у обучающихся   мотивации  к  здоровому образу  жизни.

  Формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся - это создание личностно - развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке собственного здоровья.

Современным подросткам нужно дать понять, что они должны принять на себя ответственность за свои действия. Забота о здоровье, его укрепление – должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими образ жизни.

 Здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья.

Мотивация здоровья - это побуждение к действиям, имеющими своей целью поддержание здоровья или его улучшение.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример.

   В настоящей Программе понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, душевного и социального благополучия человека.

Программа основывается на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах, адекватных целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию молодежи:

1)        открытость - возможность открытого обсуждения хода реализации программы и свободного включения в процесс всех заинтересованных субъектов социума;

2)        вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания и форм;

3)        системность – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации программы, а также в проведении конкретных мероприятий;

4)        социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе. В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

 Программа реализуется через:

-        Внеучебную деятельность;

-        Досуговую деятельность;

-Деятельность органов  студенческого соуправления .

 Целевая группа – обучающиеся, проживающие в общежитии ГОУ СПО «ЯТТиМ» 1 курса.

Участники программы:- обучающиеся, проживающие в общежитии;

                                     - воспитатели;

                                     - мед. работник;

                                     - соц. педагог, кураторы.

Методы организации:

1)        Методы  формирования сознания личности (разъяснение, внушение, убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, пример).

2)        Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (педагогические требования, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций).

3)        Методы стимулирования деятельности и поведения (поощрение, соревнование). Воспитание словом, ситуацией, игрой, общением.

Формы работы по реализации программы: беседа- практикум, конкурс рисунков, спортивные состязания, игра, просмотр фильма с обсуждением, встреча с мед. работником, оформление тематического уголка, лекторий, круглый стол.

Этапы реализации программы

1 этап – организационный (мероприятия проводятся ежегодно)

2 этап – деятельностный. Работа ведется одновременно с организационным этапом и реализуется в системе мероприятий по следующим блокам:

- работа с обучающимися (по направлениям программы);

- социально-педагогическое сопровождение;

3 этап – аналитический, предполагает анализ  реализации задач, обозначенных в программе, определение проблем, их осмысление. Выводы, предложения, рекомендации.

Механизмы реализации программы. Механизм реализации программы.

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям конкретные мероприятия, ведущие к достижению намеченных результатов. Управление Программой, контроль и координацию деятельности по реализации Программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Система контроля хода Программы и результатов ее выполнения: Планирование      →    Деятельность       →        Анализ, результаты.

   Программа разработана и построена на  основе  основных компонентах здорового образа жизни:

- Благоприятная психологическая обстановка.

Цель - создание благоприятной и комфортной для проживания в общежитии атмосферы. С этой целью учитываются индивидуальные особенности обучающихся при заселении, проводится вечер знакомств, организуются конкурсы «Самая уютная комната», «Самая чистая комната», ряд бесед и практикумов под названием «Я среди других»

Ожидаемый результат: благополучная адаптация обучающихся, благоприятная психологическая атмосфера в общежитии.

- Режим труда и отдыха. Цель - осознание обучающими необходимости соблюдение режима труда и отдыха. Реализуется через беседы, обсуждение статей, дискуссии.

Ожидаемый результат:  сформированное умение   студентов распределять время для занятий, отдыха и подготовки к занятиям.

- Рациональное питание. Цель - формирование у обучающихся осознанного отношения к своему питанию. Реализуется через ряд бесед, практических занятий, викторин, дискуссий.

Ожидаемый результат: получение горячего питания всеми обучающими, проживающими в общежитии (либо питаются в столовой, либо самостоятельно готовят в общежитии), осознанный отказ от вредных напитков и продуктов питания.

-Личная гигиена. Цель- показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; привить бережное отношение к своему здоровью. Реализуется через встречи с мед.работником, беседы, викторины, просмотр документальных фильмов.

Ожидаемый результат: привитые  навыки  личной гигиены у обучающихся.

-Двигательная активность. Цель-профилактика гиподинамии у обучающихся, формирование установки «Движение- это жизнь». Реализуется через вовлечение обучающихся в спортивные секции, спортивные состязания, беседы о пользе двигательной активности.

Ожидаемый результат: увеличение количества обучающихся, посещающих спортивные секции,  потребность обучающихся к  двигательной активности.

-Профилактика вредных привычек. Цель - формирование негативного отношения к факторам риска здоровья (курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания). Реализуется через огромное количество форм: конкурс плакатов и рисунков, викторины, просмотр фильмов, конкурсные программы по пропаганде ЗОЖ, встречи с мед. Работниками, оформление тематических уголков, игр.

Ожидаемый результат: снижение количества выкуриваемых сигарет у курящих студентов, недопущение появления новый курильщиков, отсутствие студентов, употребляющих ПВА.

 План мероприятий для реализации программы

(план мероприятий может варьироваться)

Направления деятельности (Компоненты ЗОЖ)

       Раздел

Тема занятия

Сроки реализации

Благоприятная психологическая обстановка

Я среди других

Расселение обучающих по комнатам  с учетом  возраста, темперамента, взаимоотношений.

сентябрь

Мероприятие «Вечер знакомств» (игры на знакомство и формирование доброжелательной атмосферы)

сентябрь

Практикум «Культурный человек и конфликт»

октябрь

Практикум «Учимся общаться»

октябрь

Дискуссия «Эмоции и их влияние на психологический климат в комнате, группе»

ноябрь

Оформление тематического уголка «Как справиться со стрессом во время сессии»

декабрь

Конкурс «Самая уютная комната», «Самая новогодняя комната», «Самая чистая комната»,

Октябрь, декабрь

ежемесячно

Режим труда и отдыха

Режим дня

Беседа «Почему важно соблюдать режим дня»

сентябрь

Дискуссия «Сон и его значение»

октябрь

Обсуждение статьи «Сова или жаворонок»

ноябрь

Практическое занятие «Составление режима труда и отдыха для студента»

октябрь

Рациональное  питание

Питание и здоровье

Беседа «Питание необходимое условие для жизни человека»

сентябрь

Беседа «Рациональное питание»

октябрь

 Диспуд «Поговорим о «вредной пище». Вред газированных напитков и фаст- фуда»

ноябрь

Информационный час о полезных и вредных продуктах «Полезная пятерка и вредная десятка»

декабрь

Викторина «Витамины – помощники здоровья»

январь

Дискуссия «Здоровая пища Секреты здорового питания. Рацион питания студента в условиях проживания в общежитии»

февраль

Практикум «О чем расскажет упаковка»

март

Лекторий «Вся правда об энергетических напитках»

апрель

Личная гигиена

Гигиена – залог здоровья

Правила личной гигиены

сентябрь

Игра «Вопрос- ответ» на тему личной гигиены и предметов личной гигиены.

октябрь

Встреча с медицинским работником «Между нами девочками»

ноябрь

Встреча с медицинским работником «Это должен знать каждый парень»

ноябрь

Двигательная активность

Движение – жизнь

Вовлечение обучающихся в кружки и секции.

сентябрь

Оформление тематического уголка на тему  «Двигательная активность»

октябрь

Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Общая зарядка

ноябрь

Беседа  «Гиподинамия и как ее избежать»

декабрь

Оформление тематического уголка на тему  «Спорт и здоровье»

январь

Практикум «Стульчиковые забавы или как при помощи стула поддерживать себя в форме»

февраль

Дискуссия «Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека»

март

Практическая работа совместно с медицинским работником « Правильности осанки, профилактика сколиоза, сутолости»

апрель

Спортивное состязание «Самый выносливый»

май

Профилактика вредных привычек

И профилактика заболеваний

Профилактика вредных привычек

И профилактика заболеваний, закаливание

Компьютер – враг или друг?

Дискуссия «Телевидение, видео, компьютерные игры: их польза и вред»

январь

 Диспут «Как избежать зависимости от компьютерных игр?»

январь

 Анкетирование и совместное обсуждение «Сколько времени можно проводить у компьютера?»

февраль

 Беседа «Береги зрение смолоду»

февраль

Алкоголь – враг человеческого организма

Конкурсная программа «Пейте чаще добрый сок».

сентябрь

Конкурс рисунков ко Всемирному дню трезвости

сентябрь

Круглый стол «Пивной алкоголизм»

октябрь

Миф или реальность, факторы риска

ноябрь

С чего начинается пьянство?

декабрь

Оформление тематического уголка на тему  «Влияние алкоголя на организм»

январь

Табакокурение - вредная привычка!

История распространения табакокурения

октябрь

Оформление тематического уголка на тему  « Курить- здоровью вредить»

сентябрь

Психологические рекомендации «Как бросить курить»

ноябрь

Эксперимент с пластиковой бутылкой «Что в легких наших оседает при курении»

декабрь

Дискуссия «Десять причин бросить курить»

март

Акция «Меняем сигарету на конфету»

апрель

Деловая ролевая игра «Скажи нет – табакокурению!»

май

Конкурс рисунков  «Портрет курильщика»

май

Просмотр документального фильма «Пассивный курильщик»

июнь

Наркомания – знак беды

Встреча с врачом инфекционистом на тему «Последствия состояние на учете у врача нарколога»

сентябрь

Просмотр документального фильма «Последствия употребления спайса»

октябрь

Практикум «Умей сказать нет»

ноябрь

Круглый стол «Наркотики и закон»

декабрь

Конкурс плакатов «Молодежь против наркотиков»

январь

СПИД –чума XXI века

Оформление тематического уголка на тему  «СПИД –чума XXI века»

декабрь

Встреча с врачом - инфекционистом «Жизнь с ВИЧ- инфекцией»

декабрь

Игра «Верно неверно, или что должен знать каждый о Вич-инфекции и СПИДе»

 июнь

Конкурс буклетов «Это должен знать каждый»

июнь

Человек и природа

Памятка «Закаливание. С чего начать и как правильно это делать»

октябрь

Влияние климатических факторов на здоровье.

декабрь

Информационный час «Одеваемся по сезону»

Ноябрь, март

Инструктаж «Правила поведения на реке и водоемах»

май

Памятка «Как избежать солнечного удара»

июнь

Инфекционные заболевания, причины и профилактика.

Инфекционные заболевания и для чего нужны прививки

ноябрь

Дискуссия «Иммунитет и здоровье»

декабрь

Информационный час «Грипп — воздушно-капельная инфекция. Меры профилактики.»

Ноябрь, март

Практикум «Правильно моем руки»

Ноябрь, март

Оформление тематического уголка «Меры профилактики клещевого энцефалита»

май

                                           Список литературы

1.Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников. М: Просвещение, 2010

2.Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие - М.: Образование и экология. 2012, - 72 с.

3.Куценко Г.И. , Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни» – Санкт Петербург 1997год

4.Степанов А.Д.  , Изуткин Д.А.   «Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования « Советское здравоохранение. 1981год

5.Ткачук, М. «Влияние положительных эмоций на здоровье школьников»//«Воспитание школьника». - Москва, 2007-№9

6. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. - № 2. – С. 3-14.

7. Щуркова, Н.Е. «Классное руководство: игровые методики»//Педагогическое общество России.- Москва. 2002.-144с.-С.55-58

8.«Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. »  Кишинев 1991год.

                                                                                          Приложение 1.

Анкета для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Дорогой друг! Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью. Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.  Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.

Пожалуйста, укажите

1.Ваш пол: -мужской: -женский

Ваш возраст_________________(укажите полное число лет)

2.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

1.Хорошее  2.Удовлетворительное 3.Плохое  4.Затрудняюсь ответить

3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?

Оцените их, проставив баллы от 8(самое важное) до 1 (наименее важное)

Материальное благополучие,                   Качественное образование,

Хорошее здоровье,                                  Привлекательная внешность,

Любимая работа,                   Возможность общаться с интересными людьми,

Благополучная семья,               Свобода и независимость.

4.Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для Вас.

Хорошая наследственность,

Хорошие экологические условия,

Выполнение правил здорового образа жизни,

Возможность консультаций и лечения у хорошего врача,

Знания о том, как заботиться о своем здоровье,

Отсутствие физических и умственных перегрузок

Регулярные занятия спортом,

Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.

5.Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?

Это всегда интересная и полезная информация,

Иногда это достаточно интересная и полезная информация,

Не очень интересная и полезная информация,

Эта информация меня не интересует.

6. Как ты проводишь свое свободное время?

а) читаю книги;                       б) хожу в кино, в театр;

в) смотрю телевизор;              г) гуляю с другом;

д) Сиу в интернете,                  е)занимаюсь спортом.

7.Вы курите? Да, регулярно, Нет, Иногда, по настроению или «за компанию»

Только попробовал(а)

8. Если вы курите, то какое количество сигарет вы выкуриваете за день?______

9. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

Никогда, Пару раз в год, Один или два раза в месяц, Каждую неделю, Почти каждый день.

10. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас?(Вы можете выбрать больше чем одну тему)

Курение                                                  Нарушение питания

Снижение и набор веса                          Влияние наркотиков

Алкоголь                                         Инфекции, передаваемые половым путем

Половое воспитание                     Управление эмоциями

Физические упражнения и спорт       Межличностные отношения

Другое(указать что именно)________________________________