Методический материал по курсу внеурочной деятельности "Мой край" 1-8 классы.
методическая разработка

Чиряева Дина Рафиковна

Дидактические и развивающие игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.m._moy_kray.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал

Дидактические и развивающие игры и упражнения по предмету

«Мой край» 1-8 классы

Я и моя семья

«Расскажи о своей  семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семьи.

Ход занятия: Учащиеся называют членов своей семьи, их имена.

«Моих родителей и родных зовут…»

Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек, братьев, сестер.

Материал:  семейные фотоальбомы.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Учитель  кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок  и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

« Я люблю… »

Цель:  воспитывать  уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивать коммуникативные способности.

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний учащихся.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игры: Дети поочередно выбирают  картинку и  объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес:  улицу города , номер дома, квартиры, этаж.

Материал: мяч.

Ход игры: все встают в круг, учитель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: учитель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

"Кто что делает?»

Цель: формировать навык  на подбор глаголов к существительным, развивать речь, логическое мышление, память.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры:
Повар - варит, жарит и т. д. 

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Учитель перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

Моя малая Родина

«Флаг г. Магнитогорска»

Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, закрепить основные цвета флага и символы, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и черного цвета.

Ход игры:Учитель показывает детям флаг Магнитогорска, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге города.

« Герб  г. Магнитогорска»

Цель: способствовать закреплению знания герба своего города, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе  и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей.

Ход игры : Учитель показывает детям герб Магнитогорска,   и предлагает  детям составить герб одно целое из частей картинки.

«Флаг Челябинской области»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей области, закрепить основные цвета флага и символы, что они обозначают?

Материал: полосы красного и желтого цвета.

Ход игры: Учитель показывает детям флаг, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге области.

« Герб Челябинской области»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей области, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе  и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей.

Ход игры: Учитель показывает детям герб нашей области,   и предлагает  детям составить герб одно целое из частей картинки.

 «Прогулка по городу»

Цель: закрепить и систематизировать знания о родном городе, расширять жизненное пространство детей, учить осмысливать окружающий мир. 

Ход игры: Учитель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.


«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображения памятников.
Ход игры: Учитель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Знаменитые люди нашего города»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города (писатели, поэты, музыканты и т.п.)
Материал: фотографии с изображениями знаменитых людей.
Ход игры: Учитель демонстрирует детям фотографии с изображениями знаменитых людей и просит назвать их (ФИО, род их деятельности, чем они прославились)


«Знаменитые люди нашей области»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми нашей области (писатели, поэты, музыканты и т.п.)
Материал: фотографии с изображениями знаменитых людей.
Ход игры: Учитель демонстрирует детям фотографии с изображениями знаменитых людей и просит назвать их (ФИО, род их деятельности, чем они прославились)

«Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания учащихся, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений

Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение

Дом - жилой, магазин –нежилой и т.д.


«Птицы нашего города»
Цель: знакомить детей с птицами родного города.
Материал: карточки с изображениями птиц.
Ход игры: Учитель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Природа родного края

Узнай по описанию «Кто это? »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира.

Ход игры: Учитель описывает животное, дети отгадывают.

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Учащиеся называют: медведю – берлога, белке – дупло и т.д.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: Учитель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают, рассказывает о ее целебных свойствах.

«Богатства недр  земли Урала»

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли Урала полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем  строении земли.

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры - учитель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края,  занесенных  в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.

Материал: «Малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

Ход игры: Учитель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Учитель рассказывает о  них.

 «Узнай и назови»

Цель: формирование у младших школьников интереса к углубленному изучению родной природы через занятие игровой деятельностью.

Задачи: расширить знания о природе родного края; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

воспитывать здоровый образ жизни, желание беречь и охранять природу;

формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

Оборудование: карточки с предметными картинками.

Ход игры:  Может носить соревновательный характер. Участники должны назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, животных, птиц.

Моя Родина –Россия

«Флаг   России»

Цель: способствовать закреплению знания флага России, закрепить основные цвета флага и символы, что они обозначают.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры: Учитель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге.

« Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба России, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе  и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей.

Ход игры: Учитель показывает детям герб России,   и предлагает  детям составить герб одно целое из частей картинки.

«Народы России"

Цель: Расширять представление учащихся о  народах России. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов страны.

Материал: глобус, карта России, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов России.

Ход игры: учитель показывает картинку с изображением с изображением разных  народов нашей страны, рассказывает о них.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: учитель начинает русскую пословицу, дети ее продолжают.

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры учитель показывает картинку с  изображением предметов  народных промысел, дети называют.

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры - дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

«Богатства недр  земли России»

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли России полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем  строении земли.

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры - учитель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: учитель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

«Скажи, какой?»

Цель:  закрепление умения   образовывать  прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

Материал:  картинки и иллюстрации людей разных национальностей.

Ход игры ; татарин-  татарский, мордвин -  мордовский и т.д.

«Скажи, какая?»

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки

подбора  определений к слову.

Материал: карточки с изображением,  Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры: учитель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней  одним  и подобрать определения к нему (Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д.)

«Составь семейку»

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки

подбора  однокоренных родственных слов.

Материал: карточки с изображением  Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры :учитель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней  одним  и подобрать родственные однокоренные слова  к нему (родина, родной, родители, родственник, родинка. Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать…)

«Жилище  человека»

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том, из чего они сделаны. Прививать любовь к родному  дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры  учитель начинает рассказ в том, где живет человек,  что жилище бывает  разное яранга, хата, изба и т.п.

«Путешествие в страну часов»

Цель: познакомить детей с тем, как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на Кремле есть самые главные часы нашей Родины.

Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов.

Ход игры: учитель  рассказывает   о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методический материал коррекционного курса "Сенсорная интеграция".

Центральной идеей коррекции, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (это особенно касается двигательной, вестибулярной, проприоцепт...

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

теоретический материал и примерное планирование по коррекционному курсу "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"...

Методическая разработка "Возможности курса внеурочной деятельности по интересам в организации проектной деятельности"

В данной разработке представлены материалы, доказывающие, что проектную деятельность можно и нужно совмещать с курсами внеурочной деятельности....

методический материал по курсу "Проектная деятельность"

Данная учебная программа рассчитана на обучающихся 6-7 классов, как вводный курс в проектную и исследовательскую деятельность в старших классах. Обучающиеся разрабатывают свои исследовательские и соци...

Материал для курса внеурочной деятельности «Топонимика населённых пунктов Базарносызганского района»

Материал  для  программы  курса внеурочной деятельности   «Топонимика населенных пунктов Базарносызганского района».Приведён обзор некоторых названий  населен...

Методический материал по программе внеурочной деятельности "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект"

Поурочные разработки на английском языке по программе "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект" явлются дополнительным языковым материалом при организации внеур...