Анализ внеурочной деятельности "Живая планета" 2020
учебно-методический материал

2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ внеурочной деятельности во 2 классе

 по программе «Живая планета»

(духовно – нравственное направление)

Программа внеурочной деятельности «Живая планета» направлена  на воспитание нравственных основ личности через формирование бережного отношения к окружающей природе, воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру. Программа имеет экологическую направленность, так как способствует формированию у обучающихся экологического мышления и навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного образа жизни.

Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к окружающей среде обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с соблюдением нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознание ценности природы как источника духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Задачи:

-формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных экологических понятиях;

-формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

-воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам организмов;

-воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру;

-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

-формирование умения рационально использовать природные богатства;

-укрепление здоровья обучающихся посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Содержание курса было направлено на удовлетворение особых потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), к которым можно отнести следующие: бедный конкретно-чувственный опыт детей из-за суженности круга общения; экологическая безграмотность; низкая социальная адаптация детей и отсутствие готовности воспитанников к самостоятельной жизни; отклонения в эмоциональной сфере; слабая мотивация к обучению; познавательная пассивность; многочисленные проблемы со здоровьем; иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами.

Программа внеурочной деятельности по нравственному воспитанию на основе экологической культуры личности «Живая планета», предполагала обучение на двух основных уровнях: первый – теоретический (информативный), который заключается в формировании представлений о природе как общечеловеческой ценности, изучении правил и закономерностей экологического поведения; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения через приобщение обучающихся к выполнению практических работ в зеленом уголке, на придворовой территории, участие в «зеленых» акциях.

Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Формы проведения занятий: практические работы, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, экологические акции, праздники, выставки творческих работ.

Используемые образовательные технологии: игровые, проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, дистанционные, моделирующая деятельность; коллективная работа; групповая работа.

Методы и приёмы работы: 

-показ;

-объяснение;

-инструктаж;

-самостоятельная работа;

-объяснительно-иллюстративный метод.

 Методы стимулирования:

-поощрение;

-контроль;

-самоконтроль;

-оценка;

-самооценка;

-вручение подарка;

-благодарность;

-благодарственное письмо родителям;

-устное одобрение.

Во 2 классе 8 человек, 4 обучаются по СИПР (2 вариант), Борисенко Тимофей обучается индивидуально (очно-заочное обучение), внеурочную деятельность не посещает.

Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся

внеурочной деятельности «Живая планета»

 

Приемы и навыки работы

усвоение

неусвоение

1

Знание понятия «экологическое поведение», основ экологического поведения

7

0

2

Знание основных видов растений и животных

7

0

3

Умение характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода

4

3

4

Понимание важности и объяснение содержания профессии озеленителя

4

3

5

Умение заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности

7

0

6

Наблюдение предметов и явлений природы по предложенному плану или схеме

7

0

7

Оформление результатов наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков

7

0

8

Осуществление экологически сообразных поступков в окружающей среде  

7

0

9

Проявление нетерпимости к экологически неграмотным действиям

4

3

10

Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма

7

0

11

Умение адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, других людей

7

0

12

Проявление инициативы в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек

5

2

13

Проявление инициативы в творческом сотрудничестве в игровых ситуациях

5

2

14

Умение задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром

5

2

15

Выражение своего отношения к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, составлении сказок, оформлении выставок

7

0

Как видно из таблицы второклассники узнали основные виды растений и животных, исчезающие растения Хабаровского края, познакомились с  понятием «экологическое поведение», основами экологического поведения (100% обучающихся).

Научились характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода, понимать важность и объяснять содержание профессии озеленителя 4 человека (57%), остальным ребятам – Лене Ш., Даше И., Мише В. требуется помощь, так как они не умеют самостоятельно строить высказывания, отвечать на вопросы.

Заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности, наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме, оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей среде научились 100% второклассников.

Проявлять нетерпимость к экологически неграмотным действиям могут 4 человека (57%), остальным необходима помощь, так как у ребят слабо развита самостоятельная   целенаправленная   деятельность, требуется   постоянное педагогическое    побуждение.

Соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма, уметь адекватно воспринимать замечания, предложения и оценку учителя, товарищей, других людей, выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, оформлении выставок умеют 100% обучающихся.

Проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек, в игровых ситуациях, задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром смогут 5 человек (71%). Даша И., Миша В. в силу особенностей развития (РАС) не усвоили данных навыков.

Одновременно на занятиях решались задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости.

Основной формой организации внеурочной деятельности были занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Беседа на занятиях являлась одним из основных методов обучения и применялась в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Сюжетно-ролевые игры применялись на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.

На занятиях детям предоставлялась возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения.

С 12 апреля по 15 мая 2020 года внеурочная деятельность осуществлялась в дистанционном режиме. За этот период были освоены следующие темы:

Число

Тема

Интернет-ресурс

Вид контроля

13.04

Первоцветы. Викторина «Узнай цветок»

https://www.youtube.com/watch?v=q7NxSZYyMXg

видеоотчёт

20.04

22 апреля — Всемирный День Земли! Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету»

https://www.youtube.com/watch?v=LlinNKxTGQw

рисунки

фотоотчёт

27.04

Лес — наше богатство! Правила поведения в лесу

https://www.youtube.com/watch?v=2ReGWpKVMgg

https://www.youtube.com/watch?v=dsWskiCV9f8

изготовлениепамятки

фотоотчёт

11.05

Роль дождя и ветра в природе. Опасные явления природы летом в нашем крае. «Шутки» молнии. «Подарки» с неба

https://www.youtube.com/watch?v=HfsJZJK_vT0

ответы на вопросы

видеоотчёт

Для выявления уровня  экологической культуры у второклассников я  использовала методику «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.)
Результаты  диагностики представлены в виде круговой диаграммы, на которой отражены уровни экологической культуры у обучающихся 2 класса на начало и конец учебного года:

Как видно из диаграммы, на начало учебного года у обучающихся преобладал низкий уровень экологической культуры (58%). Высокий уровень 14% (1 человек) и средний уровень у 28% обучающихся (2 человека). В конце учебного года ситуация изменилась: теперь у 28% наблюдается высокий уровень экологической культуры (Платонов Г., Сорокина К.), у 42% средний уровень (Амеженка Н., Гичик К., Вычужанин М.) и низкий у 30% (Иванова Д., Шишкина Л.).  Преобладает средний уровень  экологической культуры (42%), для которого характерно проявление  интереса к познанию природных явлений и сохранению среды обитания, осознание   важности экологии для здоровья и полноценного развития человека и природы, активное участие в экологической деятельности. Стоит отметить, что обучающиеся не демонстрируют достаточно обширные и глубокие знания по вопросам экологии. 

На основе полученных результатов я сделала вывод о необходимости дальнейшей работы по повышению уровня экологической культуры у младших школьников.

Также было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Живая планета».

Очень нравится

Нравится

Не нравится

4 чел. – 57%

3 чел. – 43%

0 чел. – 0%

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий  внеурочной деятельности.

Вывод.  Экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает актуальность обучения и воспитания по программам экологической направленности. Это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. В связи с этим я выбрала экологическую направленность программы по внеурочной деятельности и считаю, нужно продолжать работу в этом направлении.

                                                                                           Учитель: Ушакова Р.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ внеурочной деятельности в НОО по ФГОС

Анализ внеурочной деятельности 1х класов за 2011-2012 уч.год...

Анализ внеурочной деятельности.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов учен...

Анализ внеурочной деятельности в классах, работающих по ФГОС

Подробный  анализ деятельности в классах, работающих по ФГОС, положительные результаты, проблемы, задачи на следующий учебный год....

Анализ внеурочной деятельности

Анализ внеурочной деятельности...

Справка-анализ внеурочной деятельности по итогам года

С целью получения объективной информации о реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО составлена аналитическая справка на основании анализа документации (рабочих програм...

Анализ внеурочной деятельности за 2014-2015 учебный год

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложно...

Анализ внеурочной деятельности в 1 классе "Мир вокруг нас"

Анализ внеурочной деятельности по программе "Мир вокруг нас"...