Беседа "Правовое воспитание"
материал (9 класс)

Зарубина Любовь Алексеевна

Тема: Права и обязанности школьника.

Цель:знакомство учащихся со своими  правами и обязанностями.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с  правами  и обязанностями школьника,  с правами инвалидов; расширять кругозор учащихся;
  2. воспитывать законопослушного гражданина;

3.   развивать логическое мышление, память;

4.    развивать речь, слуховое восприятие во время беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Беседа по правовому воспитанию

Тема: Права и обязанности школьника.

Цель:знакомство учащихся со своими  правами и обязанностями.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с  правами  и обязанностями школьника,  с правами инвалидов; расширять кругозор учащихся;
  2. воспитывать законопослушного гражданина;

3.   развивать логическое мышление, память;

4.    развивать речь, слуховое восприятие во время беседы.

 

Оборудование: карточки, девиз, статьи из Законов , слайды.

 

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент. Вводная беседа.

- Ребята, наденьте  наушники. Какой сегодня день недели?

- Сегодня среда.

- Какое занятие у нас будет?

- У нас будет беседа.

- Сегодня мы поговорим с вами о ваших правах и обязанностях в школе.

Все права очень важны,

Можешь об этом узнать и ты!

Ребята, как вы понимаете, что такое «права человека»?

       Ответы учащихся.

- Права человека – это принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определённые блага.

- В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации. Необходимость в такой особой защите ребёнка была предусмотрена ещё в Женевской декларации прав ребёнка 1924 года. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая  провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. 20 ноября 1959 года была принята Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребёнка. В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которую  подписала 61 страна.  С 20 ноября 1989 года, когда была принята Конвенция, все страны, ратифицировавшие её, отмечают Всемирный день ребёнка как день мирового братства и взаимопонимания детей.

2. Основная часть.

Задание 1.

- Ребята, давайте разделимся на две команды.  Каждой команде необходимо ознакомиться с правами, изложенными в Декларации прав ребёнка (раздаются карточки с правами детей)

Каждая команда должна определить правила, необходимые  школьнику. (Время выполнения 5 минут)

       Представитель от каждой команды комментирует свои права школьника.

 

- Ребята, ответьте на вопросы:

1. Что Вы понимаете под категорией «права школьника»?

2. Чем отличаются понятия «Права» и «Обязанности школьника»?

3. Какие ещё статьи Вы бы хотели предложить?

- Встречались ли Вы с нарушением ваших прав? Пытались ли Вы их защищать?

Ответы учащихся.

Задание 2.

       Группы получают карточки со статьями закона  о правах ребёнка. Изучают статьи.

       Каждая группа должна смоделировать ситуацию (в виде сценки) в соответствии с изученными статьями, где нарушены права ребёнка. Каждая группа должна определить, какие права ребёнка были нарушены? И почему?  (5 минут на обыгрывание ситуации)

Представители от каждой команды показывают смоделированную ситуацию. Затем обсуждение.

 

- Ребята, ответьте на вопросы:

1. Как Вы думаете, когда требуется вмешательство государства в судьбу детей?

2. Объясните термины «усыновление», «опека», «попечительство».

       Усыновление - правовая форма защиты прав и интересов детей, при которой ребёнка определяют в новую семью.

Опека - правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет.

Попечительство - правовая форма защиты прав и интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

- Ребята, сейчас мы с вами обсудили ваши права, а как Вы думаете кроме прав, что ещё есть у школьников?

Ответы учащихся.

- Да, есть ещё и обязанности, которые Вы должны строго выполнять. Обязанности – это действие, возложенное для выполнения, установленное обстоятельством и государством необходимость вести себя определённым образом.

- Согласны ли Вы с таким определением понятия «обязанность»?

Ответы учащихся.

- Запомни! Закон гласит: «Гражданин России в силу своего гражданства имеет права и несёт обязанности» (Конституция )

       Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

 

Задание 3.

- Ребята, ваша задача: 1-ой группе составить школьные обязанности учащегося, а 2-ой группе составить домашние обязанности. (5 минут составляем обязанности и 2 минуты обсуждаем)

 

Школьные обязанности

Домашние обязанности

 

 

 

Задание 4.

- Ребята, помимо общих прав школьников, у Вас существуют права инвалидов, которые регулируются Законом . Этот закон обеспечивает Вам социальную защиту и создаёт равные возможности для жизнедеятельности и интеграции в общество. Приведите примеры, как реализуются права инвалидов в нашей школе - интернате?

Ответы учащихся.

 

- Да, действительно в нашей школе действуют кружки, спортивные секции по интересам. Дети – инвалиды имеют возможность принимать участие в республиканских конкурсах и фестивалях, спартакиадах. Ребята имеют возможность летом отдыхать в лагерях, посещают бесплатную детскую оздоровительную площадку. Они имеют возможность бесплатно питаться в школе и право на бесплатное медицинское обслуживание. Все снабжаются одеждой и обувью.

3. Итоговая беседа.

- Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали?

- Сегодня мы беседовали о правах и обязанностях школьника.

- Я хочу закончить сегодняшнюю беседу стихами.

        Только те, кто знает «право»

        Может смело в жизнь идти,

        Им проблемы не страшны,

        Им с законом по пути.

        Он поможет, защитит

        От беды предотвратит!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...