конспект ток-шоу "Призвание и деньги"
план-конспект занятия (9 класс)

Михайлова Елена Павловна

конспект внеурочного занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ток-шоу на тему: «Призвание или деньги?» в 9 классе

  • Цели: осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий.
  • развитие умения дискутировать, отстаивать свою точку зрения.
  • формирование нравственных ценностей, нравственной оценки предлагаемых вопросов, определение своего отношения к вопросам призвания, богатства, отношений в семье.

Эпиграф

Берись за то, к чему ты сгоден,
Коль хочешь, чтоб в делах
Успешный был конец.

                                                                                                                                                  И.А. Крылов

Участники: ведущий (учитель), психологи-специалисты, гости, зрители.

Ход ток-шоу

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем ток-шоу, тема которого «Призвание и деньги».  Хотелось бы, чтобы гости тоже присоединились к нашему обсуждению.

В народе говорят, что человек рождается 2 раза, считая вторым рождением выбор профессии. Часто определяя своё будущее, люди руководствуются материальной стороной своей будущей профессии. Вопросы эти очень актуальны, потому что вам скоро тоже придётся их решать. Какие факторы будут определяющими в вашем выборе?

Я представляю вам наших специалистов, которым вы можете задавать вопросы: психолог-профконсультант, специалист из центра занятости   и специалист в области монетарной психологии, а также гости, которые расскажут свои истории: художник и банкир.

Посмотрите пожалуйста на экран.

Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности, который требует специальной подготовки и является источником доходов. Необходимо выполнение ещё двух условий:

- наличие определённого уровня квалификации, умения

- профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда, товаром, который пользуется спросом.        Показ слайдов: профессия, квалификация.

Давайте познакомимся с историями наших героев.

- история из жизни художника и его семьи. Смысл: работа по призванию, мало денег, но есть любимое дело.

 - рассказ банкира о своей жизни, которая не приносит ему счастья, хотя он и его семья имеют всё в жизни.

Учитель к залу: Как вы оцениваете ситуации, сложившиеся в этих семьях? Кого из героев вы поддерживаете?

Учитель: Что бы вы посоветовали нашим героям в сложившихся ситуациях?

Например: 1-й зритель: Считаю, что человек, который любит свою профессию, всегда добьётся успеха и будет получать достойную зарплату, в том числе и художник. Он обязательно продаст свои картины. А семье надо набраться терпения и научиться разумно тратить деньги.

                     2-й зритель: Деньги – это свобода, независимость, уважение окружающих. Это стабильность и спокойствие в семье……

                      3-й зритель: Я хотел бы сказать про детей. Дети в семье художника  не должны быть хуже других. Чтобы они были счастливы,  здоровы  и уверены в себе, они должны быть обеспечены……..

                       Возражение из зала: Ваш ребёнок переживает отсутствие денег в семье. Для многих родителей – это очень болезненный вопрос. Главное в этой ситуации – не оправдываться в собственной бедности, не страдать из-за этого. Необходимо приучить детей считать точкой отсчёта и нормой уровень жизни в вашей семье, а не в семье богатого одноклассника. Убеждайте детей в том, что их жизнь непременно и обязательно будет прекрасной!

Учитель: Послушаем нашего психолога-профконсультанта.

Учёт психологических особенностей и выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Слово представителю центра занятости.

Учитель: Как работа может влиять  на самочувствие и состояние человека. Выступление психолога-профконсультанта

Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем. Это мы видим на примере художника, который счастлив, полон творческих сил, гордится своей профессией.

Но мир профессий динамичен: появляются новые профессии, многие профессии живут 5-15 лет, затем умирают или изменяются. У человека в жизни также появляется желание изменить профессию или квалификацию. Поэтому придётся переучиваться, заниматься самообразованием.                      

         

 Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами структура профориентации.

требования, предъявляемые к  

Учитель: Таким образом, согласно структуре профориентации, чтобы правильно выбрать профессию, надо разобраться всего в трёх вещах: что я могу (это наши способности), что я хочу (это требования, которые мы предъявляем к профессии) и что надо (это потребности общества в профессиях).

 

         

     Учитель: В каких профессиях нуждается общество? Какие специалисты сейчас нужны?

Выступление представителя из центра занятости.

Учитель:  какие факторы играют решающую роль при выборе молодёжью  профессии?

Из зала    - мнение родителей и друзей

                - социальное положение

                - состояние рынка труда

                - случай

                 - СМИ

                -  Наличие способностей к определенной работе дает возможность человеку наиболее успешно справиться, отсутствие же их вызывает различные трудности


         Учитель: Какие требования молодёжь предъявляет к профессии?

Мнения.

Психолог: Сейчас по призванию профессию выбирают гораздо реже, чем в советское время. Нынешние старшеклассники черпают знания о рынке труда из СМИ и из жизни, наблюдая за родителями, родственниками, соседями, руководствуются более приземлёнными мотивами. Предпочтение отдаётся тем профессиям, которые более престижны, хорошо оплачиваемы и предполагают комфортные условия. Каждая из причин выбора имеет право на существование. Но надо учитывать, что общественное призвание надо завоевать (опыт, долгие годы). Чаще желание не перечить родителям приводит к тому, что ученик выбирает профессию не по душе.

Учитель: Мы увидели две разные ситуации  из жизни наших героев. Один счастлив, но беден. Другой богат, но редко ощущает себя счастливым.. Давайте ответим на вопросы:

 - Какую роль играют деньги в жизни человека?

Бедность-богатство. Надо ли гордиться богатством? Или стыдиться бедности?

Зал:  - На деньги строятся дома………

         - В борьбе за деньги люди теряют своё здоровье, даже жизни

         - Деньги – свобода, независимость, благополучие, ответственность перед семьёй, родными, близкими. В то же время часто они затмевают и уничтожают счастье любви и радость семейной жизни.

         - Деньги – это доступ человека к любым социальным благам.

         - Деньги, неравенство – это стимул развития общества.

         - деньги отчуждают людей, обесценивают чувства и эмоции

         - Деньги толкают людей на преступления, являются причиной коррупции и продажности чиновников. 

Существуют два в равной степени ошибочных утверждения: деньги - все, и деньги - ничто. Деньги дают свободу и независимость, соразмерные их количеству. Но на них нельзя купить любовь и дружбу, молодость и здоровье (хотя в этом они здорово способствуют); и, в конечном итоге, счастье - категория не количественная. Деньги плохо сочетаются с духовностью, хотя никто не возьмется доказывать, что такое сочетание в принципе невозможно. Ведь понятия эти не взаимоисключающие, а существующие параллельно В бедности, самой по себе, нет ни духовности, ни радости, ни смысла жизни. И нищета портит людей не меньше, порождая зависть и лень. Поэтому деньги нейтральны - ни они сами, ни их количество не могут дать покой, счастье, удовлетворение. Они есть то, что люди в них вкладывают.

 Учитель: Американский профессор-социолог Наккару: по результатам опроса 8,5 тысяч богатых бизнесменов потеряли интерес к семейной жизни.

 Учитель:  Может ли российский человек добиться успехов в денежных делах?

Ответы из зала.

Я хочу предоставить слово специалисту по монетарному поведению.

-Как мужчины и женщины относятся к деньгам? По-разному?

 -Как научить ребёнка правильно обращаться с деньгами?

Может важнее не сколько человек зарабатывает, а как он распоряжается деньгами?

Учитель: Должен ли выбор профессии быть выбором на всю жизнь?

 варианты из зала. Голосуем – зелёная - да, красная – нет.

А теперь посмотрим на экран на результаты социологических исследований.

(лица, старше 18 лет)

                 да-  27,5%

                 нет – 61,8%

                  затрудняюсь ответить – 10,6%

Учитель: Как можете объяснить свой выбор?

- важнее быть мобильным

 - главное, любое дело делать безупречно

- вероятность с первого раза найти работу, где можно себя полностью реализовать, очень низка. Амбиции растут

- от нелюбимой работы болеют

- если интересна и востребована, то на всю жизнь

- в нашей стране заниматься любимым делом не всегда возможно. Приходится бороться за выживание.

- Много зависит от человека и от случая.

- Чтобы достичь значимых успехов, необходимо работать в одном направлении, а не распыляться по пустякам.

- необходимо совершенствоваться в любимой профессии. Это большое счастье. Не следует себя этого лишать.

Учитель: Так что же такое призвание? Можно ли связать призвание и деньги? Какой фактор является определяющим при выборе профессии?

 

Из зала возможные варианты.    

- Призвание – это просто осознать, что есть в тебе уникального и решить, куда это приложить. Определить, что это также нужно людям. Т. о. жизнь в призвании – это богатая жизнь.

Учитель Может ли наш герой-банкир быть счастливым? Почему?

- В редкие моменты. Он мечтает о том, чтобы играть на гитаре. Но он обязан заботиться о близких.

Учитель: Призвание- это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы. Призвание связано с трудовой деятельностью.  Когда труд будет успешен?

Из зала: Когда совпадают желания, возможности, способности, когда труд приносит радость и удовлетворение.

Учитель  Я думаю, что вы будете жить в новом информационном обществе, где сможете приблизиться к идеалу: достойно зарабатывать и работать по призванию. Но хотелось бы узнать, какому фактору вы отдаёте большее предпочтение? Что же важнее, призвание или деньги? Голосуем.+

Анкетирование всех участников


Ток-шоу на тему: «Призвание или деньги?» в 10Б классе

  • Цели: осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий.
  • развитие умения дискутировать, отстаивать свою точку зрения.
  • формирование нравственных ценностей, нравственной оценки предлагаемых вопросов, определение своего отношения к вопросам призвания, богатства, отношений в семье.

Эпиграф

Берись за то, к чему ты сгоден,
Коль хочешь, чтоб в делах
Успешный был конец.

                                                                                                                                                  И.А. Крылов

Участники: ведущий (учитель), психологи-специалисты, гости, зрители.

Ход ток-шоу

Учитель: Здравствуйте, дорогие зрители! Мы рады приветствовать вас на нашем ток-шоу, тема которого «Призвание или деньги».

В народе говорят, что человек рождается 2 раза, считая вторым рождением выбор профессии. Выбор профессии – не просто сложный и ответственный шаг, не просто удачно или неудачно принятое в ранней юности решение. От него зависит, получит ли человек возможность реализовать себя в любимой работе или на его долю выпадут ежедневные восьмичасовые мучения и ощущение, что жизнь проходит напрасно.

Часто определяя своё будущее, люди руководствуются материальной стороной своей будущей профессии. Вопросы эти очень актуальны, потому что вам скоро тоже придётся их решать. Какие факторы будут определяющими в вашем выборе?

Я представляю вам наших специалистов, которым вы можете задавать вопросы: психолог-профконсультант и специалист в области монетарной психологии, а также гости, которые расскажут свои истории: художник и банкир.

На экране – определение: монетарная психология

 Учитель: Сейчас мы послушаем  психолога, какая же трудовая деятельность является профессиональной?

 Психолог: Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности, который требует специальной подготовки и является источником доходов. Необходимо выполнение ещё двух условий:

- наличие определённого уровня квалификации, умения

- профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда, товаром, который пользуется спросом.        Показ слайдов: профессия, квалификация.

Учитель: Профессия –  это не только вид трудовой деятельности, это ещё и особая социальная характеристика человека, так как люди взаимодействуют с представителями разных групп, оказывают воздействие на судьбу, жизнь других людей.

Давайте познакомимся с историями наших героев.

- история из жизни художника и его семьи. Смысл: работа по призванию, мало денег, но есть любимое дело.

 - рассказ банкира о своей жизни, которая не приносит ему счастья, хотя он и его семья имеют всё в жизни.

Учитель к залу: Как вы оцениваете ситуации, сложившиеся в этих семьях? Кого из героев вы поддерживаете?

Например: 1-й зритель: Считаю, что человек, который любит свою профессию, всегда добьётся успеха и будет получать достойную зарплату, в том числе и художник. Он обязательно продаст свои картины. А семье надо набраться терпения и научиться разумно тратить деньги.

                     2-й зритель: Деньги – это свобода, независимость, уважение окружающих. Это стабильность и спокойствие в семье……

                      3-й зритель: Я хотел бы сказать про детей. Дети в семье художника  не должны быть хуже других. Чтобы они были счастливы,  здоровы  и уверены в себе, они должны быть обеспечены……..

                       Возражение из зала: Ваш ребёнок переживает отсутствие денег в семье. Для многих родителей – это очень болезненный вопрос. Главное в этой ситуации – не оправдываться в собственной бедности, не страдать из-за этого. Необходимо приучить детей считать точкой отсчёта и нормой уровень жизни в вашей семье, а не в семье богатого одноклассника. Убеждайте детей в том, что их жизнь непременно и обязательно будет прекрасной!

Учитель: Что бы вы посоветовали нашим героям в сложившихся ситуациях?

Учитель: Послушаем нашего психолога. Как он прокомментирует данную ситуацию.

Психолог: Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем. Это мы видим на примере художника, который счастлив, полон творческих сил, гордится своей профессией.

Но мир профессий динамичен: появляются новые профессии, многие профессии живут 5-15 лет, затем умирают или изменяются. У человека в жизни также появляется желание изменить профессию или квалификацию. Поэтому придётся переучиваться, заниматься самообразованием.                      

         

 Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами структура профориентации.

требования, предъявляемые к  

 

         

     Учитель: В каких профессиях нуждается общество? Какие специалисты сейчас нужны?

Психолог: Мир нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь.

Все профессии можно объединить в 5 больших групп:

- человек-человек   учителя, врачи, психологи

- человек-техника     инженер

- человек-природа     эколог

- человек-художественный образ     в сфере искусства

- человек-знаковая система            программист, бухгалтер.

Учитель:  какие факторы играют решающую роль при выборе молодёжью  профессии?

Из зала    - мнение родителей и друзей

                - социальное положение

                - состояние рынка труда

                - случай

                 - СМИ

                -  Наличие способностей к определенной работе дает возможность человеку наиболее успешно справиться, отсутствие же их вызывает различные трудности


         Учитель: Какие требования молодёжь предъявляет к профессии?

Психолог: Сейчас по призванию профессию выбирают гораздо реже, чем в советское время. Нынешние старшеклассники черпают знания о рынке труда из СМИ и из жизни, наблюдая за родителями, родственниками, соседями, руководствуются более приземлёнными мотивами. Предпочтение отдаётся тем профессиям, которые более престижны, хорошо оплачиваемы и предполагают комфортные условия. Каждая из причин выбора имеет право на существование. Но надо учитывать, что общественное призвание надо завоевать (опыт, долгие годы). Чаще желание не перечить родителям приводит к тому, что ученик выбирает профессию не по душе.

Учитель: Таким образом, согласно структуре профориентации, чтобы правильно выбрать профессию, надо разобраться всего в трёх вещах: что я могу (это наши способности), что я хочу (это требования, которые мы предъявляем к профессии) и что надо (это потребности общества в профессиях).

Учитель: Мы увидели две разные ситуации  из жизни наших героев. Один счастлив, но беден. Другой богат, но несчастлив. Давайте ответим на вопросы:

 - Какую роль играют деньги в жизни человека?

Бедность-богатство. Надо ли гордиться богатством? Или стыдиться бедности?

Зал:  - На деньги строятся дома………

         - В борьбе за деньги люди теряют своё здоровье, даже жизни

         - Деньги – свобода, независимость, благополучие, ответственность перед семьёй, родными, близкими. В то же время часто они затмевают и уничтожают счастье любви и радость семейной жизни.

         - Деньги – это доступ человека к любым социальным благам.

         - Деньги, неравенство – это стимул развития общества.

         - деньги отчуждают людей, обесценивают чувства и эмоции

         - Деньги толкают людей на преступления, являются причиной коррупции и продажности чиновников.

 Учитель: Американский профессор-социолог Наккару: по результатам опроса 8,5 тысяч богатых бизнесменов потеряли интерес к семейной жизни.

 Учитель:  Может ли российский человек добиться успехов в денежных делах?

Ответы из зала.

Я хочу предоставить слово специалисту по монетарному поведению Борисовой Альбине. Скажите пожалуйста, как представители разных категорий населения относятся к деньгам? Как тратят деньги? Может важнее не сколько человек зарабатывает, а как он распоряжается деньгами?

…………………

Вопросы из зала: -Как мужчины и женщины относятся к деньгам? По-разному?

                              -Как научить ребёнка правильно обращаться с деньгами?

Учитель: Должен ли выбор профессии быть выбором на всю жизнь?

 варианты из зала. Голосуем – зелёная - да, красная – нет.

А теперь посмотрим на экран на результаты социологических исследований, проведённых в марте 2006 года.

 (лица, старше 18 лет)

                 да-  27,5%

                 нет – 61,8%

                  затрудняюсь ответить – 10,6%

Учитель: Как можете объяснить свой выбор?

- важнее быть мобильным

 - главное, любое дело делать безупречно

- вероятность с первого раза найти работу, где можно себя полностью реализовать, очень низка. Амбиции растут

- от нелюбимой работы болеют

- если интересна и востребована, то на всю жизнь

- в нашей стране заниматься любимым делом не всегда возможно. Приходится бороться за выживание.

- Много зависит от человека и от случая.

- Чтобы достичь значимых успехов, необходимо работать в одном направлении, а не распыляться по пустякам.

- необходимо совершенствоваться в любимой профессии. Это большое счастье. Не следует себя этого лишать.

Учитель: Так что же такое призвание? Можно ли связать призвание и деньги? Какой фактор является определяющим при выборе профессии?

 

Из зала возможные варианты.    

- Призвание – это просто осознать, что есть в тебе уникального и решить, куда это приложить. Определить, что это также нужно людям. Т. о. жизнь в призвании – это богатая жизнь.

Учитель Может ли наш герой-банкир быть счастливым? Почему?

- В редкие моменты. Он мечтает о том, чтобы играть на гитаре. Но он обязан заботиться о близких.

Учитель: Призвание- это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы. Призвание связано с трудовой деятельностью.  Когда труд будет успешен?

Из зала: Когда совпадают желания, возможности, способности, когда труд приносит радость и удовлетворение.

Учитель  Я думаю, что вы будете жить в новом информационном обществе, где сможете приблизиться к идеалу: достойно зарабатывать и работать по призванию. Но хотелось бы узнать, какому фактору вы отдаёте большее предпочтение? Что же важнее, призвание или деньги? Голосуем. Диаграмма на экране.

Анкетирование

  • Выбрали ли вы будущую профессию?
  • Продуманы ли вами пути ее получения?
  • Имеются ли резервные, запасные варианты?
  • Что вас привлекает в выбранной профессии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Призвание и деньги

Слайд 3

Профессия От латинского « professio », означающее «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. В современном обществе профессией понимают такое занятие человека, которое: требует специальной подготовки, обучения; практикуется человеком регулярно; служит источником средств к существованию. В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии

Слайд 4

Квалификация работника - Степень профессиональной обученности, выражающаяся уровнем подготовки, опыта, знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Квалификация работника устанавливается в виде разряда или категории.

Слайд 5

Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высокая награда для него – радость творчества. К сожалению, в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде Огюст Роде н

Слайд 6

Требования, предъявляемые к профессии Что я хочу Способности что я могу Потребности общества в профессиях Что надо

Слайд 7

Новости с рынка труда Получая диплом, половина молодых специалистов становятся безработными По данным ООН только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой

Слайд 8

Типичные ошибки при выборе профессии 1) Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации. 2) Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность. 3) Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом. 4) Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую. 5) Выбирать профессию «за компанию». 6) Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения. 7) Игнорировать собственные способности и интересы. 8) Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Слайд 10

Монетарная психология - особое направление в прикладной психологии занимается такими вопросами как ценностная ориентации человека к деньгам, различие мотивации у мужчин и женщин к финансам, деньги и счастье и др.

Слайд 11

Призвание - природное расположение, наклонность, дарование, назначение, предопределени е .

Слайд 12

Анкета 1.Выбрали ли вы будущую профессию? 2.Продуманы ли вами пути её получения? 3.Имеются ли резервные, запасные варианты? 4.Что вас привлекает в выбранной профессии? 5.На что ты потратил бы свою первую зарплату? 6.Что, на твой взгляд, нельзя купить за деньги 7.Представьте, что у вас оказалась большая сумма денег. На что вы их израсходуете:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...

Конспект внеклассного занятия на тему: «ДЕНЬГИ И ИХ ИСТОРИЯ»

Что же такое деньги? Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой сто­имости при купле-продаже. Оноре де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позвол...

план-конспект урока литературы в 5 классе "Трудовые деньги"

Материал данного произведения подходит для реализации экономической направленности ОУ...

Конспект классного часа по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"

Конспект классного часа, посвященного неделе предпринимательства по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"...

конспект занятия "Деньги"

методический материал...

Конспект занятия Деньги.

Дидактический материал....

Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…»

Деловая игра проводится на первом курсе со студентами изучающими бухгалтерский учет....