Организация работы по профориентации в СОШ п.Верхнеказымский
статья

Шевелева Наталья Андреевна

В современной школе профориентационная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий подготовки учащихся к выбору профессии, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, нести ответственность за свой выбор.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения и помогает обучающимся 8-9 классов определиться с направлением дальнейшего обучения.

Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную? Этот вопрос задают и ученики, и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_po_proforientatsii.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по профориентации

в СОШ п.Верхнеказымский

В современной школе профориентационная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий подготовки учащихся к выбору профессии, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, нести ответственность за свой выбор.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения и помогает обучающимся 8-9 классов определиться с направлением дальнейшего обучения.

Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную? Этот вопрос задают и ученики, и родители.

Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.  

Ученик  должен уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовым  для получения качественного образования.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным самоопределением.
  3. Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
  4. Формирование способности принимать адекватное решение относительно выбора дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:

1.Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.

Содержание  курсов предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников.

В 2017-2018 учебном году в рамках предпрофильной подготовки педагогами нашей школы реализуются  следующие программы курсов по выбору для обучающихся 9  класса:

  • «Комплексный анализ текста»;
  • «Человек и сфера деятельности»;
  • «Физика в задачах»;
  • «Твоя профессиональная карьера»;
  • «Шаг во взрослую жизнь».

Запланирован социальный проект «Профессии моих родителей».

2. Создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения и др.:

  • МБУ ДО Белоярского района «Детско-юношеская спортивная школа г.Белоярский;
  • МАУ ДО в области культуры Белоярского района «Детская школа искусств г.Белоярский»;
  • МАОУ ДО Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г.Белоярский;
  • БУПО ХМАО-Югры «Белоярский политехнический колледж»,  идет работа по взаимодействию с профессиональными училищами ХМАО-Югры.

Кроме этого, школа сотрудничает с:

  • администрацией сельского поселения Верхнеказымский;
  • казенным учреждением ХМАО-Югры Белоярский центр занятости населения;
  • комплексный центр социального обслуживания «Милосердие и др.

3. Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях образовательной сети.

Ведется непрерывная работа с родителями.

  • родительские собрания на темы:

 «Все работы хороши – выбирай на вкус»

 «Все профессии важны, все профессии нужны»

 «Самые востребованные профессии» и др.

  • анкетирование и собеседования;
  • День открытых дверей;
  • Презентация курсов по выбору для учащихся и их  родителей. 

С целью профильной ориентации учащихся 8-9 классов при участии социального педагога школы, учителей – предметников, классных руководителей проводятся следующие мероприятия:

  • конкурс сочинений «Моя будущая профессия»;
  • плановая работа социального педагога школы;
  • участие в Интернет конкурсах, онлайн - уроках;
  • составление профессиограмм учащихся;
  • совместные мероприятия с сельским домом культуры «Гротеск» и др.

Весь информационный материал для учащихся и родителей размещен и постоянно обновляется на школьном сайте.

4.Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом. Для этого проводятся следующие мероприятия;

  • встречи с людьми различных профессий нашего поселка, района;
  • экскурсии на предприятия поселка: ЛПУ МГ п.Верхнеказымский ООО «Газпром трансгаз Югорск», пожарная часть;
  • встречи с представителями профессиональных училищ.

Образовательный рейтинг выпускника основной школы определяется:

- результатами итоговой аттестации;

- «портфолио», т. е. совокупностью индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во образовательной деятельности.

В рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Портфолио позволяет учащемуся реально с учетом требований времени планировать, прогнозировать и составлять свой индивидуальный маршрут непрерывного образования с учетом личностных качеств и желаний.

   Предпрофильная подготовка, реализуемая в школе через курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию, работу с родителями, расширение взаимосвязей эффективна, если она осуществляется с использованием развивающихся технологий, новых деятельностных систем обучения, где содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся.

Предпрофильная подготовка основной школы позволяет в старших классах осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Расширение представления о мире профессий происходит, начиная с садика  начальной школы.

В детском саду и в начальной школе дети в игровой форме знакомятся с миром профессий. Участвуя в ролевых играх, в интерактивных викторинах, ребенок получает возможность, соответственно своему возрасту, освоить первичную информацию о профессиональном поле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие

Разработка по системе профориентационной работы в школе...

доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...

Формы работы по профориентации школьников

Материал составлен на основе статей из научно методического журнала "Классный руководитель" № 4 за 2012 год....

Единый информационный банк лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях: структура и содержание

В статье представлены описание структуры и содержания, функционирования единого информационного банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовател...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Современные формы организации работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации

ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей по...

Аналитическая справка «Об организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся в 2023 г., в том числе об организации безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях

Аналитическая справка«Об организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся в 2023 г., в том числе об организации безопасности несовершеннолетних в образовательных ор...