Виртуальная экскурсия в историю письменности
план-конспект

Организация внеурочной деятельности по предмету: внеклассные мероприятия по учебному предмету, успехи учеников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия в историю письменности. 5-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита в ходе изучения нового раздела о языке “Графика”.

Задачи урока:

  • совершить виртуальное путешествие в историю создания письменности и книг;
  • сформировать представление об особенностях русского алфавита;
  • способствовать развитию практического навыка использования алфавита через творческие задания;
  • пробудить интерес к истории возникновения русской письменности и книг через знакомство с интересными фактами.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

Учащиеся: Через книги, телевизор, компьютер.

Учитель: Верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествие. Я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие. А вот куда мы с вами отправимся, вы скажете мне сами, прослушав стихотворение И.А. Бунина.

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.                                    

Просмотр пролога. Слайд 1 (анимация настроена автоматически).

Учитель: Как вы думаете, что станет предметом нашего путешествия? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об алфавите, об истории письменности, о том какие способы общения существовали раньше).

Учитель: Тема нашего урока “История возникновения письменности”. Знакомство с маршрутом. Слайд 3. (На каждый этап урока настроена гиперссылка).

Слово учителя: Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно. А можно представить жизнь без электричества? Тоже трудно, но ведь известно, что раньше люди жили при свечах и лучине.

Представьте себе жизнь без письменности? Что изменится? С какими трудностями столкнется человек?

Уч-ся: Исчезнут книги, библиотеки, почта, афиши, карточки в регистратуре поликлиники, билеты на поезда и т.п.

Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин говорил (на доске): История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир”.

Учитель: Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с этим утверждением?

Письменность в древние времена Слайд 4.

Учитель: Как раньше люди общались, когда еще не было письменности? Ваши предположения… А теперь проследим развитие письменности с точки зрения история.

Сигналы Слайд 5.

Сначала был придуман язык сигналов. С давних времен для передачи сигналов на расстоянии использовали звук. В Африке новости сообщали с помощью специальных барабанов – “тамтамов”. Канадские индейцы разводили костры - сообщали новость дымом, у них было даже понятие “читать дым”. В горах Испании новости передавали с помощью свиста.

Предметное письмо Слайд 6 (на слайде работают гиперссылки, возврат по управляющей кнопке-стрелке).

Практически одновременно с сигнальным люди стали использовать предметное письмо. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.

ВАмпумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы. Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кИпу (узел). К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Рисуночное письмо Слайд 9 (на слайде работают гиперссылки, возврат по управляющей кнопке-стрелке).

Однако язык сигналов и предметов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.

Перед этим была пиктография - передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. К ней относятся и древние наскальные рисунки.

Учитель: Какое толкование слова “пиктография” мы можем прочесть в словаре? Найдите словарную статью об этом слове? Что оно обозначает? Работа с толковым словарем.

Учитель: Проявление пиктографии - наскальные рисунки древних людей. Внимание, ребята, на экран! С вами будет говорить древняя пещераСлайд 10.

Учитель: Почему французский писатель сравнивает камни с книгами? (Камни, словно книги, сохранили информацию для нас потомков).

Иероглифы изобрели древние египтяне около 5000 лет назад.

Клинопись. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.

Возврат на маршрут!

Учитель: Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но необходимо было придумать, что-то общее, что было понятно для всех.

Древние люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.

- А что такое буква? Найдите определение этого понятия в словаре. Работа с толковым словарем.

БУКВА - 1) это графический знак, входящий в азбуку.

2) перен. Прямой и строгий смысл чего-нибудь (следовать букве закона).

Изобретение алфавита. Слайд 14.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели изменения. Первый алфавит создали гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покорившие его. Для обозначения буквы “А” они рисовали голову быка, который на их языке назывался алеф. Бык - это символ богатства и благополучия. Это животное особо почиталось. Древние египтяне даже строили им храмы - “анисы”. Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова алеф – А. Написание первой буквы греческого алфавита тоже было похоже на голову быка, только перевернутую. И стала называться эта буква “альф” – т.е. начало. С этой буквы начинаются почти все алфавиты мира. “Альф” - начало, “вита” - жизнь. Вдумайтесь в значение слова “алфавит” - это начало новой духовной жизни. Название дано на основе слияния двух первых букв.

Задание: запишите 3 слова на букву “Б”. Назовите слова.

Возврат на маршрут!

Возникновение русского алфавита. Слайд 16.

Учитель: Прежде чем мы начнем путешествие по следующему этапу, скажите, пожалуйста, где истоки русского алфавита? Как он произошел? Кто его придумал?

Ответ: Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863 г. двумя учёными монахами - братьями Кириллом и Мефодием для перевода византийских священных книг.

Они создали алфавит для славянского языка, но он был близок русскому и потому принят нами. Они взяли 24 буквы греческого алфавита, добавили к ним буквы, имеющиеся в славянском языке и получилась азбука. Первоначально древнерусский алфавит состоял из 43 букв, со временем некоторые утратились или стали ненужными. Сколько букв в современном алфавите ? 33 буквы.

Задание: Ребята, в учебнике на стр. 26 у вас напечатан славянский алфавит. Внимательно рассмотрите его, каждая буква имела свое название.

На слайде - старый алфавит! Посмотрите, какие непривычные для нас названия. Совсем нелегко было учить алфавит школьникам! Со временем некоторые буквы были утрачены, однако их названия и трудность запоминания сохранили для нас пословицы и поговорки.

Азбуку учат, на всю избу кричат. Аз, буки, веди страшны как медведи. Почтение и благоговейный трепет перед буквами старославянского алфавита сохранили пословицы и поговорки:

  1. Сперва аз да буки, а потом и науки.
  2. Ни аза не смыслит.
  3. Мыслете выделываете.
  4. Прописать ижицу.
  5. От аза до ижицы.
  6. Сделать на ять.
  7. Дать добро.
  8. Стоять фертом

Поработаем над одной из поговорок: Что значит стоять фертом? Как вы понимаете это выражение?

Посмотрим, правы ли мы. Во фразеологическом словаре прочитаем, что значит это выражение.

Запишите в тетради одно из выражений.

Учитель: Таким сложным был старославянский алфавит, который еще зовут кириллицей по имени одного из создателей.

А вот так выглядит наш современный алфавит! (На развороте доски буквы записаны вразброс). Что не так? Вас что-то смущает?

На другом развороте: вот какое толкование слову “алфавит” дает словарь:

АЛФАВИТ –

  • совокупность букв или других знаков данной системы письма (русский алфавит),
  • порядок букв, принятый в азбуке (писать фамилии по алфавиту),
  • указать перечень чего-нибудь по порядку, принятому в азбуке (алфавит собственных имён в приложении к книге).

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

- А вы помните наш родной алфавит? Давайте проверим (хором). Слайд 19.

Учитель: Молодцы. А когда же мы в повседневной жизни пользуемся современным алфавитом?

Учащиеся: Когда пользуемся словарём, телефонным справочником, библиотекой и т.д.

Учитель: Воспользуемся им и мы: попробуйте написать имена своих друзей в алфавитном порядке: Роман, Николай, Алина, Анастасия, Светлана, Сергей, Данил. Слайд 20.

Возврат на маршрут!

Весёлые буквы. Слайд 24.

Учитель: Ребята, что особенного вы заметили в физминутке? (В ней участвовали только гласные буквы). И это неспроста: наш язык певучий, мелодичный благодаря такому количеству гласных букв.

Учитель: Ребята, какая буква показалась вам самой “шустрой”? (Буква ё) И это тоже неслучайно. Ведь она самая молодая, ей всего лишь 212 лет. Известной буква “ё” стала благодаря Н. М. Карамзину.

Это единственная буква, которой установили памятник в нашей стране. Он расположен в г. Ульяновске.

А чем же еще удивительна эта гласная буква? ( На нее всегда падает ударение).

Задание: записать 5 слов с буквой ё.

Возврат на маршрут!

На чем писали раньше? Слайд 13. (Настроен прием “Интерактивная лента”.

Мы проследили за развитием алфавита. Буквы придумали для того, чтобы составлять из них слова и делать записи. Древняя мудрость гласит: “То, что ты знаешь, принадлежит тебе одному, а то, что ты говоришь - многим”. Изобретение письменности дало людям возможность “законсервировать” свои знания. А как это сделать лучше всего?

Конечно, с помощью книг. А книга всегда выглядела так, как сейчас? Какие материалы для письма использовали раньше?

Сначала человек писал на том, что находилось под руками: на камнях, листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.

Древние шумеры делали записи на сырой глиняной дощечке с помощью острой палочки.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки.

В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа.

Древние славяне писали на бересте - коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой - писалом.

Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды.

Первые книги на Руси. Слайд 15 (настроен прием “Листание”).

Возврат на маршрут!

Современные виды письменности. Слайд 21.

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

Учитель: Наша экскурсия подошла к концу. Какие впечатления она оставила у вас? Что нового и интересного узнали?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда родом Родина моя, каких богатырей потомок я (Виртуальная экскурсия по истории России, посвящённая 1150-летию российской государственности)

Виртуальная экскурсия по истории России, посвящённая 1150-летию российской государственностиМатериал может быть использован для проведения классного часа по истории российской государствен...

Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)

ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...

Виртуальная экскурсия по Музею истории Екатеринбурга.

Внеурочная деятельность (5 класс)Виртуальная экскурсия  по Музею истории Екатеринбурга.Цель: создание благоприятных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в клас...

Виртуальная экскурсия в музей "История развития авиации в России" детского клуба "Юный авиатор"

В детском клубе "Юный авиатор" при МБО ДО "ЦДТ Автозаводского района" Нижнего Новгорода уже два года собирается музейная экспозиция "История развития авиации в России". С...

Педагогический проект Виртуальная экскурсия Вехи истории

Педагогический  проект «Виртуальная экскурсия «Вехи истории МАОУ СОШ №4 г. Златоуста» разработал   учитель начальных классов, руководитель ШМО курса «Я-златоусто...

Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна

Превратить учебу в увлекательное действие,  мотивировать их познавательную активность,  позволит  на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...