«Хлеб - всему голова»
план-конспект занятия (6 класс)

Бутова Татьяна Николаевна

 Цель. Закрепить знания детей о хлебе как ценнейшего продукта питания.

Задачи.

1.Систематизировать знания детей о значении хлеба, процессе выращивания хлеба;

2.Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

3.Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику рук.

познакомить с тем, как выпекают хлеб.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_otkrytoe.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

                                 

Открытое занятие

«Хлеб - всему  голова»

Воспитатель группы №4 Бутова Т.Н.

2021 г.

Тема занятия: «Хлеб - всему  голова»

 Цель. Закрепить знания детей о хлебе как ценнейшего продукта питания.

Задачи. 

1.Систематизировать знания детей о значении хлеба, процессе выращивания хлеба;

2.Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

3.Развивать мышление, память, речь, мелкую моторику рук.

познакомить с тем, как выпекают хлеб;  

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

- умение самостоятельно выполнять учебные действия;

Коммуникативные учебные действия:

- умение вступать в контакт и работать в коллективе (воспитатель-воспитанник, воспитанник-воспитанник, воспитанник-группа, воспитатель – группа);

Регулятивные учебные действия:        

-  умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

- Познавательные учебные действия:

- умение работать с информацией (понимать задания, устные высказывания воспитателя, товарищей);

- умение участвовать в беседе;

- умение отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практический, частично-поисковый.

Тип занятия: закрепление.

Оборудование: презентация, карточки, солёное тесто, мультфильм «Берегите хлеб»,  видеоролик  «Как пекут хлеб».

Ход занятия.

Организационный момент

(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

Введение в тему

- Сегодня у нас очень интересное занятие, а чтобы узнать, о чём мы будем разговаривать, я вам прочитаю притчу.

- Что  такое  притча?  (рассказ,  в  котором  заключена мудрая  мысль)

- Чему  учит  притча?  (притча  учит  человека  правильным  поступкам.  Учит  людей  принимать  верное  решение)

- Ребята, послушайте и постарайтесь  определить  главную  мысль  этой  притчи.

    Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.

  - Какова  главная  мысль  этой  притчи?  («Попробуй  неделю  не  поесть – отдашь  самородок за  кусок  хлеба», т.е. хлеб  дороже  золота)

- О чём  мы  будем  говорить  на  занятии?  (о хлебе)

Сообщение темы и цели занятия.

- Правильно, говорить будем о хлебе, но название темы от нас спряталось в головоломке. (Слайд)

- Ваша задача, найти в наборе букв тему занятия.

Притендасегхлебвымвсему дшеыямиткцйголоварпвсауыяшзжэл

- Что вы прочитали?  (хлеб – всему голова)

- Тема занятия «Хлеб – всему голова».  (Слайд)

Работа по теме.

- Как вы думаете, почему говорят: «Хлеб – всему голова»? (Хлеб – главный продукт на нашем столе).

- Вспомните, пожалуйста, что вы ели сегодня на завтрак, а вчера, а на обед?       (Ответы воспитанников).

- Меню меняется, а какой продукт все время присутствует на столе? (Ответы воспитанников).                                                                                                                                                      

- А что такое хлеб? (Хлеб - пищевой продукт, он дает нашему организму белки, углеводы, витамины.)

Игра « Собери пословицу».   Работа по карточкам.   (Слайд)

Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи -                     без хлеба голодно.

- Ребята, какая главная мысль во всех пословицах?  (без хлеба очень тяжело прожить, хлеб нужный продукт)

Игра  «Четвёртый лишний».

Пирог, сухари, конфеты, сушки.

Круасан, калачи, пирог, яблоко.

Ватрушки, блины, окорочка, пирог.

Правила обращения с хлебом.  (Слайд)

- Хлеб  - народное  богатство.  Каждому гражданину  нашей страны  надо  помнить  о  настоящей цене  хлеба.                                                                                                                                  - Чтобы вкусный хлеб всегда был у нас на столе, вы должны определить для себя чёткие правила обращения с хлебом.  (Слайд)

  1. Береги  хлеб,  он  дорого  достаётся.
  2. Не  оставляй  недоеденных  кусков.
  3. Никогда  не  бросай  хлеб.
  4. Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
  5. Подними  брошенный  кусок,  отдай  птицам,  но  не  оставляй  на  полу,  на  земле,  чтобы  не  затоптали  в  грязь  человеческий  труд.

- Правильно, ребята. С хлебом надо обращаться бережно.

- Но многие люди уже настолько к нему привыкли, что им кажется, что хлеб – это такая обыденность, что и беречь его незачем. А так ли это?

Просмотр мультфильма    «Берегите хлеб». 

- Сейчас мы с вами посмотри мультфильм, и вы определите, правильно ли поступал герой этого мультфильма, и узнаем, что из этого вышло.

 - Правильно ли поступал герой этого мультфильма?

(Он поступал неправильно, неуважительно относился к хлебу)

 - Почему он так поступал?

(Он считал, что если хлеба много, то беречь его необязательно).

- Как мужчина поплатился за неуважительное отношение к хлебу?

(Мужчина падает со стола, и на него падает  зачерствевший батон, который уже стал как кирпич) 

- Какой смысл этого мультфильма?                                                                                                                                     (Смысл в том, что обязательно надо беречь хлеб и брать хлеба надо столько, сколько потребуется.)

 - А легко ли хлеб достаётся людям, как ты думаешь?

(Я думаю, что для этого нужно много потрудиться).

- Правильно. Несмотря на то, что хлеб в нашей стране  стоит недорого, достаётся он  нелёгким трудом.   Прежде, чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Давай проследим его.

Беседа о профессиях   (Слайд)            

- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.

- Люди, каких профессий, помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание.

Упражнение «Найди профессию».

Задание. Чтобы узнать, люди, каких профессий участвуют в производстве хлеба, составьте слова из набора букв.

 Тракторист  тракисттор

Агроном        агрномо

Комбайнёр   комнёрбай

Шофёр           шорёф

Грузчик        ргуикзч

Мельник      меликьн

Пекарь         пеарьк

Кондитер     кондтери

Продавец     продцаве

 Как можно назвать одним словом людей следующих профессий - тракторист, агроном, комбайнёр, шофёр? (хлеборобы). 

Как выращивают хлеб?

- Почему пшеницу и рожь называют озимыми культурами?  

(Озимую пшеницу и рожь хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться).

- Как хлеборобы заботятся о будущем урожае?

(Под вспашку вносят различные минеральные  удобрения).  (Слайд)  

- Затем люди подготавливают почву. Как они это делают?

 (Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, он переворачивает землю. Она ложится большими,  плотными комками).  (Слайд)

- Кто работает на тракторе?  (тракторист)

- Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

 (Конечно, нет. Землю сначала надо разрыхлить с помощью бороны, а затем можно сеять в землю семена).  (Слайд)

- Что прицепляют к трактору для посева зерновых? (Слайд)

(К трактору прицепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна).

- Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

- Через некоторое время прорастает зернышко. На поле появляются ровные бороздки всходов.  (Слайд)

- Что же дальше будет происходить с хлебным полем?

( скоро всё поле укроет снег; чем больше снега, тем лучше для посевов, они как тёплым одеялом укрыты от морозов).  (Слайд)

- Что с посевами происходит с наступлением весны?

(с наступлением весны озимые посевы начинают расти и развиваться).  (Слайд)

- Летом все поле в золотистых колосьях.

- С чем можно сравнить хлебное поле?  (Слайд)                                                                                                         (Хлебные поля похожи на море).

(В конце лета колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай)  (Слайд)

- Скажите, какие машины убирают урожай?   (комбайны) (Слайд)

- Кто работает на комбайне?  (на комбайне работают комбайнёры)

- Какую работу выполняют комбайны?

(Комбайны выполняют несколько работ сразу; большими острыми ножами срезают колосья; молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно, по специальному рукаву, высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном)

- Кто знает, куда шофер отвозит зерно?

(Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят). (Слайд)

- Куда везут зерно с элеватора?

(зерно с элеватора везут на мельницу).

- Что делают с зерном на мельнице?  (Зерно перемалывают в муку).

- Как называют человека, который работает на мельнице?

(Мельник).

- Куда повезли муку?  (Слайд)

(муку на специальных машинах увозят на хлебозаводы).

- Что делают из муки на хлебозаводе?

(На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб).

- Кто работает на хлебозаводе?

(на хлебозаводе работают пекари)

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (руки в стороны)

Экскурсию на хлебозавод. Просмотр видеоролика «Как пекут хлеб».

- Я вам предлагаю увидеть своими глазами, как пекут хлеб. Приглашаю вас на экскурсию на хлебозавод.

Вопросы для обсуждения.

- Ребята, расскажите, что вы увидели на экскурсии.

(На хлебозаводе есть специальные машины, с помощью которых хлеб выпекать намного быстрее).

- Для чего просевают муку?  (чтобы удалить посторонние примеси)
- Что используют для приготовления теста?

(На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины тестомес - вымешивают тесто для хлеба.)

- Что же происходит с тестом дальше?                                                                                                             (Готовое тесто подается в делительную машину, где две механические руки режут тесто на ровные порции).

- Куда помещают листы с изделиями?     (листы с изделиями  отправляют в специальный теплый шкаф – на расстойку, чтобы тесто поднялось)                                                                                                                                          

- Когда тесто поднялось, куда его отправляют?

(Затем его везут в печь.  Выпекается хлеб 40-45 минут при температуре 255 градусов)

- Что делают с хлебом, когда он испечётся и остынет?

(Как только хлеб и хлебобулочные изделия испекутся, и остынут, их упакуют в полиэтиленовые пакеты. Это делает специальная упаковочная машина.)                                      

- Затем хлеб укладывают на деревянные лотки и загружают хлеб и хлебобулочные изделия в машину с надписью «Хлеб» и развозят по магазинам, где мы с вами всегда можем купить вкусный, свежий хлеб.

Игра Мозговой штурм «Хлебобулочные изделия».

- Ребята, что такое штурм? (это стремительное, быстрое наступление на противника в бою)

- Вот и мы будем штурмовать, только не противника, а будем быстро называть то, что пекут пекари на хлебозаводах.

 (Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, булки, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари) (Слайд).

- Назовите одним словом  эти продукты?

(Хлебобулочные изделия).

 (Показ разных хлебобулочных изделий)

- Вот видите, какой большой, трудный путь проходит зернышко, чтобы попасть к нам на стол, в виде хлебобулочных изделий. 

Практическое занятие. Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста.

- Ребята, а вы хотите ненадолго превратиться в пекарей? (Ответы воспитанников).                                                                                                                          - Я приготовила солёное тесто, из которого мы с вами сделаем ваши любимые хлебобулочные изделия. (Звучит музыка.  Дети лепят из соленого теста хлебобулочные изделия).

После завершения рассматривание и обсуждение детских работ.

- Какие интересные и необычные кренделя и булочки у нас получились, мы их разложим на противень и поставим сушить.

Итог.

- О чём говорили на занятии?

- Люди, каких профессий участвуют в длинном пути колоска от поля до стола?
(Тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мельник, пекарь, кондитер, продавец и т. д.).             

Как надо относиться к хлебу?  (к хлебу надо относиться бережно, потому что он достается тяжелым трудом многих людей).

- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую. Берегите хлеб!

« Собери пословицу».                                                                                                                         Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи,                     без хлеба голодно.

 « Собери пословицу».                                                                                                                Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи -                     без хлеба голодно.

« Собери пословицу».                                                                                                                         Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи,                     без хлеба голодно.

« Собери пословицу».                                                                                                                         Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи,                     без хлеба голодно.

« Собери пословицу».                                                                                                                         Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи,                     без хлеба голодно.

« Собери пословицу».                                                                                                                         Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи,                     без хлеба голодно.

« Собери пословицу».                                                                                                                         Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи,                     без хлеба голодно.

« Собери пословицу».                                                                                                                         Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи,                     без хлеба голодно.

« Собери пословицу».                                                                                                                         Задача. Соединить начало и конец пословицы, и объяснить их смысл.

Без золота проживёшь,                   не сиди на печи.

Без печки холодно -                         без хлеба нет.

Хочешь есть калачи,                     без хлеба голодно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».

Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы"

Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы" посвящено 70-летию победы в Великой отечественной войне....