Формирование гражданской идентичности
статья

Статья на тему "Формирование гражданской идентичности на основе социокультурного курса "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_grazhdanskoy_identichnosti.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование российской гражданской идентичности школьников на основе социокультурных категорий

курса  «Истоки».

«Освоить традицию – это значит приобрести искусство соизмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет»

Архимандрит Георгий Шестун,

доктор педагогических наук,

профессор, академик РАЕН

 Актуальность формирования российской гражданской идентичности определяется особенностями образовательной, социокультурной и экономической ситуации в стране: происходит трансформация системы воспитания в образовательных учреждениях, в семье, пересмотр образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменение контингента учащихся в школах в сторону их многонационального состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и  из-за рубежа составляют реалии жизни нашего государства, поэтому возникает потребность в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации  в 2017 году Президент В.В. Путин подчеркивал, что, «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Одной из ключевых задач образования в современной России является формирование гражданской идентичности личности, а в соответствии с ней - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности.

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения  и несет определенную ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ;  активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью.

Идеологами стандарта нового поколения четко обозначена миссия системы образования - «формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности».

В то же время педагоги-практики, в частности Александр Григорьевич Асмолов, отмечают существование ряда проблем в формировании гражданской идентичности у школьников, которые призвана решать современная школа:

- низкая мотивация обучающихся к патриотической тематике (среди учеников часто звучит убеждение «Россия – слабая страна», особенно в старших классах);

- неполное использование воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов;

- низкий уровень вовлеченности учащихся школ в социально активные виды  деятельности;

-  недостаточно        налаженное  взаимодействие всех участников образовательного процесса (родителей, учителей и учащихся).

В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности, в частности.

Известный российский психолог и ученый Александр Григорьевич Асмолов рассматривает понятие «гражданская идентичность - как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе», при этом автор отмечает, что в отличие от понятия гражданства, гражданская идентичность всегда имеет личностный смысл.

Гражданская российская идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией народом; включѐнность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации – это определение дает А. Г. Асмолов

Гражданственность, как качество личности, включает в себя следующие компоненты:

  • теоретический или ценностно-смысловой компонент представляет собой знания o различных областях социальной жизни: устройстве, законах, и нормах, правах и обязанностях человека;
  • деятельностный компонент, обеспечивает человеку возможность применять свои права и выполнять свои обязанности. Гражданская позиция выражается гражданской активностью, участием в деятельности, имеющей общественную значимость, реализации гражданских ценностей в общении.
  • когнитивный, мотивационно-ценностный компонент включает в себя психологическое чувство считать себя полноценным и свободным членом общества, стремление к сопричастности к общественной деятельности, умение соединять личностные и общественные интересы и т.п.

Идентичность бывает  гражданская, социальная, этническая и личностная. Процесс становления идентичности (как гражданской, социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. Становление гражданской идентичности закладывает основы нравственности личности. Формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Основными понятиями являются Отечество, малая Родина, семья. Этим самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

B последние годы чаще используют термин социокультурная идентичность. Социокультурная идентичность  - это определение себя в следующих взаимосвязанных координатах: с кем, каковы мое место и роль в данной группе, сообществе. B отличие от социальной идентичности, в этом случае большое значение отводится именно культурной составляющей, т.е. осознанному принятию человеком культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данной группе, общности, обществе.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

Многие ученые отмечают, что для научной традиции, как европейской        , так и отечественной, понятие гражданской идентичности не является новым.

В советской педагогике гражданскому образованию уделяли внимание П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие.

Известный советский педагог Василий  Сухомлинский писал, что для того чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

В нашей школе главным условием формирования российской гражданской         идентичности школьников является системный подход в реализации  программы «Дорога к Истокам», содержательной основой которой являются базовые национальные ценности и ценностные концепты УМК «Социокультурные истоки».

В основе программы Социокультурные Истоки лежит СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (авторы И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, и профессор Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкин, доктора исторических наук).

Впервые понятие «социокультурный подход» появилось в середине 20 века. Сущность парадигмы выразил социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин в формуле «личность – общество – культура как неразрывная триада». Социокультурный подход,  как методологический подход в образовании, рассматривает процесс как пространство встречи феноменов культуры, социума и Личности.  Опыт присвоения человеком духовных и культурных традиций, выстраивание своей жизни в контексте этого опыта – важнейшие  аспекты социокультурного понимания духовно-нравственного  воспитания.

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами.

Благодаря элементам системного подхода, программа «Социокультурные Истоки» позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественно-научных дисциплин в единое образовательное пространство.

Профессор И.А. Кузьмин пишет: «Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного, соответственно, ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной и воспитательной  среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром Культуры на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-); в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие)»

В нашей школе  ценностные категории программы Социокультурные истоки являются стержневой основой всего образовательного пространства. 

Это универсалии культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Эти универсалии представлены на различных уровнях, соответствующих ступеням духовно-нравственного развития личности, определяемым ФГОС.

В программе «Социокультурные Истоки» на наш взгляд, заложен огромный потенциал для формирования гражданской идентичности современного школьника на основе социокультурных категорий:

•        Предмет «Истоки» выступает как инструмент осознания сопричастности детей к своей родной культуре, умение почувствовать и осознать укоренённость в русских традициях, что,  безусловно,  способствует формированию российской гражданской идентичности.

•        Шаг за шагом учащиеся, учителя  и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

•        Происходит, хотя и медленная, но планомерная, терпеливая педагогическая работа по присоединению к многовековой национальной традиции прочтения окружающего мира родной культуры.

•        Программа «Социокультурные Истоки» опирается  на социокультурный опыт ребёнка и актуализирует для него ценностные смыслы родной культуры через приобщение к опыту народа.

•    В Истоках нет разового, единичного обращения к той или иной категории и ценности, мы обращаемся к ним на протяжении всех лет работы, каждый раз с новой позиции, на основе нового жизненного опыта детей.

В начальной школе происходит присоединение к первоначальным социокультурным ценностям России, осваиваются категории социокультурной среды и внутреннего мира человека.

С чего начитается формирование гражданской идентичности школьников? Этот вопрос становится педагогической задачей в работе с учениками.

Чувство любви к Родине начинается с любви к своей семье.

То есть с формирования ценностей семьи начинается формирование гражданской идентичности современных школьников.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни.   Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство «родительского дома») ложится в основу любви к Родине.

Программа «Социокультурные Истоки» способствует решению ряда важнейших задач, одна из главнейших которая  - формирование гражданской ответственности и осознание учащимися, их родителями и педагогами духовного смысла служению Отечеству,  а также приобщение к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурности современного социума. 

Знакомясь с содержанием материалов учебников, работая в рабочих тетрадях, осваивая и присваивая ценности и смыслы родной культуры, ученики начальных классов делают еще один шаг вперед на пути постижения глубинных основ жизни русского народа. Данная задача представляется очень важной, т.к. осознание своей принадлежности к историческим судьбам Родины, понимание места и роли в неразрывной цепи поколений являются условием формирования граждан, способных нести ответственность за настоящее и будущее России.

Идентичность, с точки зрения Истоковедения, это  психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.).

В заключение  хочется сказать, что 15 лет работы в Истоках дает нам право с уверенностью утверждать: становление личности,  укорененной в культурно-исторических традициях российского государства  и устремленной к  активной социально значимой деятельности во благо Отечества – это один из важнейших  результатов освоения программы «Социокультурные  Истоки», основанной на ценностях и смыслах отечественной культуры.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности

Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в ...

Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.

Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....