Кружок "Основы православной культуры"
рабочая программа

Горбачева Оксана Анатольевна

Кружок «Основы православной культуры» имеет духовно-нравственную направленность: обеспечивает духовно-нравственное развитие учащихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям и направляет образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование его социально-ответственного поведения в обществе и в семье. Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. На материале курса «Основы православной культуры» воспитывается уважение к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_opk.docx571.83 КБ

Предварительный просмотр:

      Программа  кружка «Основы православной культуры» для 4 класса  разработана на основе: 

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями;

  1. -Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576  «О внесении изменений в

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,

  1. утверждённого приказом Министерством образования и науки  Российской Федерации от 6

  2. октября 2009 г. № 373;

-примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразовательных школ, начальная школа. Автор А.В. Бородина. Издательство «Экзамен», Москва,2010г.;

-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Озерищенская СОШ;

-Положения о рабочей программе педагога МБОУ Озерищенская СОШ.

Данная программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2018-2019 учебный  год. 

Кружок «Основы православной культуры» имеет духовно-нравственную направленность: обеспечивает духовно-нравственное развитие учащихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям и направляет образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование его социально-ответственного поведения в обществе и в семье. Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. На материале курса «Основы православной культуры» воспитывается уважение к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т.д.

В основе содержания занятий лежит система теоретических знаний о православной культуры. Введение в содержание программы экскурсий, фотоотчетов, проектной деятельности  - характерная черта кружка «Основы Православной культуры». Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.

I. Планируемые результаты освоения курса. 

Личностные результаты:

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные  источники;

–умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

II. Содержание курса.

I. Основные религиозные понятия и представления.

Понятие о Боге. Пресвятая Троица. Единство и неразделимость Лиц. Свойства Божии. Человек – венец творения. Человек – “храм Божий”. Бессмертие души. Назначение человека.

II. Библия. Новый Завет.

        Священное Писание. Ветхий и Новый Завет. Закона- положительные книги Библии. Синайское законодательство. Евангелия и евангелисты. Главные события земной жизни Спасителя. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего. Воскрешение сына Наинской вдовы. Притча о сеятеле. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек 5-ю хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери хананеянки. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о талантах. Изображение Страшного суда. Явление воскресшего Иисуса Христа: двум ученикам, шедшим в    Еммаус, десяти апостолам, апостолу Фоме и другим ученикам, ученикам при море Тивериадском. Проповедь апостолов. Успение Божией Матери. Святой апостол Андрей Первозванный.

III. Жизнь Церкви, храм, искусство.

Церковь как община верующих людей. Крест – главный символ Церкви. Божественная благодать: Таинства Церкви. Суточный, недельный, годичный круг богослужения. Православный календарь. Старый и новый стиль. Понятие “не переходящие” и “переходящие” праздники. Божественная литургия – самое важное богослужение. Литургия оглашенных, литургия верных. Символ веры. Недели Великого поста. Страстная седмица (по дням). Особенности богослужения. Внутреннее строение храма: иконостас, престол, жертвенник. Священно служители: епископ, священник. Их роль в храме. Дьякон и его обязанности. Псаломщик, пономарь, певчие.

IV.  Православная этика.

Заповеди Моисея и заповеди блаженств – основа нравственного поведения ребёнка.

III. Тематическое планирование.

№ занятия

Тема занятия.

Дата проведения

План

Факт

Основные религиозные понятия и представления (4 часа)

1

Понятие о Боге.

2

Пресвятая Троица. Единство и неразделимость Лиц. Свойства Божии.

3

Человек – венец творения.

4

Человек – “храм Божий”. Бессмертие души. Назначение человека.

Библия. Новый  Завет ( 23 часа)

5

Священное Писание. Ветхий и Новый Завет.

6

Законо - положительные книги Библии.  

7

Синайское законодательство.

8

Евангелия и евангелисты.

9

Главные события земной жизни Спасителя

10

Изгнание торгующих из храма.

11

Исцеление расслабленного при овчей купели.

12

Избрание апостолов.

13

Нагорная проповедь. Заповеди блаженства.

14

Учение о промысле Божием, о     не осуждении ближнего.

15

Воскрешение сына Наинской вдовы.

16

Притча о сеятеле. Укрощение бури.

17

Воскрешение дочери Иаира

18

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи.

19

Чудесное насыщение 5000 человек 5-ю хлебами.

20

Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери Хананеянки.

21

Притча о немилосердном должнике.

22

Притча о богатом и Лазаре.

23

Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о талантах.

24

Изображение Страшного суда.

25

Явление воскресшего Иисуса Христа: двум ученикам, шедшим в    Еммаус, десяти апостолам, апостолу Фоме и другим ученикам, ученикам при море Тивериадском. Проповедь апостолов.

26

Успение Божией Матери.

27

Святой апостол Андрей Первозванный.

Жизнь. Церковь, храм, искусство(6часов)

28

Церковь как община верующих людей. Крест – главный символ Церкви. Божественная благодать: Таинства Церкви. Суточный, недельный, годичный круг богослужения.

29

Православный календарь. Старый и новый стиль. Понятие “не переходящие” и “переходящие” праздники.

30

Божественная литургия – самое важное богослужение. Литургия оглашенных, литургия верных.

31

Символ веры. Недели Великого поста. Страстная седмица (по дням). Особенности богослужения.

32

Внутреннее строение храма: иконостас, престол, жертвенник.

33

Священно служители: епископ, священник. Их роль в храме. Дьякон и его обязанности. Псаломщик, пономарь, певчие.

Православная этика (1 час)

34

Заповеди Моисея и заповеди блаженств – основа нравственного поведения ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...