Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Проектная деятельность"
рабочая программа (6 класс)

Ольга Григорьевна Жбанова

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- Непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования в целом; - Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 - Системность организации учебно-воспитательного процесса;

 - Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_proektnaya_deyatelnost.docx464.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено

на заседании   ШМО

классных руководителей

Протокол №2 от 27.08.2020г.              

Руководитель   _____

__________________

Согласовано

Руководитель цента образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

________М.В.Евдокимова

_______________20___г.    

Утверждена

Приказ от 01.09.2020г.  №180-о

Директор школы _______

Н.В. Алексеева

 «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Направленность: социально-гуманитарная

                     Название: Проектная деятельность 

Возраст учащихся: 11-13 лет

Срок реализации: 2020-2021г.

 

            Разработчик педагог-психолог

           Жбанова Ольга Григорьевна

Велиж

               2020    год

Пояснительная записка

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Проектная деятельность» составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»,

3. Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

4. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);

5.  Устава МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

6. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2020-2021 учебный год

8. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ педагогов дополнительного образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность» - модифицированная

Актуальность программы

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- Непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования в целом; - Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 - Системность организации учебно-воспитательного процесса;

 - Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность» рассчитана на контингент обучающихся 5-6 классов (10-12 лет).

Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут.

Исходя из специфики занятий по данной программе, предельная наполняемость учебной группы составляет 10 человек. Такое количество детей является оптимальным для организации учебной и экспериментальной деятельности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектноисследовательской деятельности.

Задачи программы:

-формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

- развивать познавательные потребности и способности, креативность, развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Планируемые результаты освоения программы

 В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

-основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- правила классификации и сравнения,

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

-источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

-правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

- выделять объект исследования;

-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

-анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

-работать в группе;

-работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

-работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Личностные результаты

У школьников будут сформированы:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 -ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться:

 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация.

Формы аттестации обучающихся:

В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала:

I этап (стартовый) – тестирование с последующим анализом результатов, которое проводится в конце первого года обучения.

II этап (итоговый) – Итоговое тестирование. Защита проекта.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, миниконференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Учебный план

реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Проектная деятельность»

Раздел и темы

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность. 

 4

4

Контрольное задание

1-2

Виды исследовательских работ. 

2 

2

3-4

Основные понятия исследовательской работы 

2 

2

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования. 

5

10

15

Контрольное задание

5-8

Выбор темы. Постановка цели и задач.

4

9-12

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам. 

4

13-16

Способы обработки полученной информации. 

4

17-19

Организация и методика исследования. 

1

2

Раздел 3. Оформление работы. 

5

2

7

Контрольное задание

20-23

Структура учебно – исследовательской работы. 

3

24-27

Правила оформления учебно – исследовательской работы. 

2

2

Раздел 4. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы. 

6

2

8

Презентация проекта

28

Требования к докладу. 

1 

29-30

Составление текста доклада. 

2 

31 

Подготовка презентации. 

2

32

Культура выступления. 

1 

33

Упражнения. Развитие дикции. 

1

34

Зачетная работа. 

1

Итого 

34

Содержание программы

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа) 

        1.         Виды исследовательских работ. 

Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников. 

2. Основные понятия исследовательской работы

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (15 часов) 

Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования. 

Практическая работа № 1. 

Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди. 

Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. 

Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования. 

Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации. 

Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета. 

Практическая работа № 4. Представление отчета. 

Раздел 3. Оформление работы (7 часов) 

Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы:

введение, основная часть, заключение. 

Правила оформления учебно-исследовательской работы. 

Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы.

Зачетная работа. 

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (8 часов). 

Подготовка к защите. Требование к докладу. 

Практическая работа № 6. Составление текста доклада. 

Культура выступления. 

Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения.

Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом. 

Тема раздела программы, кол-во отводимых часов

Основное содержание материала темы

Характеристики основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность. (4 часа)

Метод проектной деятельности. Цели проектирования. Проектный подход как средство и предмет. Проект. Признаки проекта. Основные отличия проектов от операционной деятельности. Виды проектов.

Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект.

Игровой проект.

Экологический проект.

Социальный проект.

Знакомство с различными проявлениями культуры проектной деятельности, понятиями «проект», «продукт». Мыслительные операции, необходимые для проектной и учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы Знакомство с различными проектами . Осознание собственного «я» как результат проектной деятельности.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (15 часов) 

Содержание и этапы проектной деятельности. Проблема. Процессы планирования и определения целей проекта. Гипотеза. Задача. Промежуточный результат.

Поиск информации. Параметры. Поиск информации по заданным параметрам. Справочные материалы. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации Наблюдение, эксперимент. Маркетинговое исследование. Выбор способа сбора данных. Изучение потребностей ближайшего социального окружения. Анкетирование. Способы обработки информации. Маркирование. Коллаж.

Построение модели проекта. Определение потребности в ресурсах. Создание продукта. Материальный, информационный, творческий продукт. Оценка результатов и затрат. Экологический анализ проекта. Реклама проекта.

Формулируют проблемы в различных сферах человеческой деятельности – медицинские, экологические, социальные, политические.

высказывают гипотезы, способы решения этих проблем, ставят цели и задачи. Прогнозируют результат. Изучают информацию по заранее полученным темам, используя различные источники: интернет, библиотека – составление плана выступления по заранее выбранной теме. Работают словарями и справочниками.

Составляют справочник (каталоги) по заранее выбранной теме проекта, в т.ч.

на иностр. языке. Проводят наблюдение (погода, социальные отношения, взаимодействие человека с окружающей средой, анализ, мониторинг предпочтений при покупках различных товаров – маркетинговое исследование и др.). Вносят наблюдения в дневники, таблицы. Строят диаграммы, таблицы Составляют анкету по выбранной теме. Анализируют потребности ближайшего социального окружения. Оформление полученных данных в формате таблиц. Анализ продуктов проектной деятельности. Создание информационного продукта – инструкции на выбранную тему. Расчет экономической себестоимости предложенного проекта. Анализ

экологичности предложенного проекта. Творческая групповая работа: создание рекламного ролика заранее предложенного продукта.

Раздел 3. Оформление работы. (7 часов) 

Проектная документация.

Чертежи. Эскизы.

Инструкции. Операционные, технологические карты. Экспертиза. Проведение взаимоэкспертизы проектов.

Критерии оценивания проекта.

Способы оценки. Самооценка. Презентация (фото, видео, редактор презентаций). Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Культура публичных выступлений. Критерий «Качество проведения презентации»

Создание элементов проектной документации. Чертежи, эскизы. Проведение экспертизы. Разработка критериев оценки проекта. Оценивание предложенного проекта согласно разработанным критериям. Анализ различных фотопрезентаций, видеопрезентаций (фильм, мультфильм) , презентации. Оценить различные презентации согласно критериям. Создание и представление собственной презентации на выбранную тему.

Раздел 4. Подготовка к защите учебно–исследовательской работы (8 часов)

Портфолио. Защита индивидуальных годовых проектов. Анализ проектной деятельности

Экспертиза индивидуальных проектов по заданным критериям.

Проведение миниконференции. Защищают индивидуальный или групповой проект, оценивают другие проекты согласно критериям – проводят экспертизу. Дают эмоциональную оценку курса

«Основы проектной деятельности»

Календарно-тематическое планирование

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проектная деятельность»

технической направленности базового уровня

п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Место

проведения

05.09.2020

Виды исследовательских работ. 

Т

К.108

12.09.2020

Виды исследовательских работ.

Т

19.09.2020

Основные понятия исследовательской работы

Т

26.09.2020

Основные понятия исследовательской работы

Т

03.10.2020

Выбор темы. Постановка цели и задач.

П

10.10.2020

Выбор темы. Постановка цели и задач.

П

17.10.2020

Выбор темы. Постановка цели и задач.

П

24.10.2020

Выбор темы. Постановка цели и задач.

П

31.10.2020

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.

П

07.11.2020

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.

П

14.11.2020

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.

П

21.11.2020

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.

П

28.11.2020

Способы обработки полученной информации.

Т

05.12.2020

Способы обработки полученной информации.

Т

12.12.2020

Способы обработки полученной информации.

П

19.12.2020

Способы обработки полученной информации.

П

26.12.2020

Организация и методика исследования.

Т

16.01.2021

Организация и методика исследования.

Т

23.01.2021

Организация и методика исследования.

П

30.01.2021

Структура учебно – исследовательской работы.

Т

06.02.2021

Структура учебно – исследовательской работы.

П

13.02.2021

Структура учебно – исследовательской работы.

П

20.02.2021

Структура учебно – исследовательской работы.

П

27.02.2021

Правила оформления учебно – исследовательской работы. 

Т

13.03.2021

Правила оформления учебно-исследовательской работы.

П

20.03.2021

Правила оформления учебно-исследовательской работы.

П

27.03.2021

Правила оформления учебно-исследовательской работы.

П

 03.04.2021

Требования к докладу.

Т

10.04.2021

Требования к докладу.

Т

17.04.2021

Составление текста доклада. 

П

24.04.2021

Подготовка презентации.

П

08.05.2021

Подготовка презентации

П

15.05.2021

Культура выступления. 

П

22.05.2021

Упражнения. Развитие дикции. 

П

29.05.2021

Зачетная работа. 

П

Итого

35

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса  

Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И.

Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с. 

Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107. 

Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105. 

Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60. 

Компьютеры, подключенные к сети Интернет. 

Проектор с экраном. 

Цветной принтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа внеурочной деятельности "История и культура англоговорящих стран"

Программа внеурочной деятельности для 5 класса с театральной постановкой "Джек и бобовое зёрнышко"....

Презентация дополнительной программы внеурчной деятельности по английскомй языку

В перзентации отражается результативность использования прграммы внеурочной деятельности по английскому язку в 5 классе...

« Учебное занятие в учреждении дополнительного образования – модель деятельности педагога и детского коллектива»

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, ...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении

Настоящие методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении составлены на основе методических...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...