Внеклассная работа
презентация к уроку (5 класс)

Решение нестандартных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_77.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Ф.Магницкий первый учитель математики в России, создатель и автор первого печатного учебника «Арифметика» Наследие Магницкого

Слайд 2

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) Леонтий Филиппович (Теляшин) Магницкий — первый учитель математики и морских наук в России — обладал самобытным математическим дарованием. Родился он в крестьянской семье в Осташковской монастырской слободе на берегу озера Селигер. В 1684 г. для совершенствования знаний его отправили в Иосифо-Волоколамский монастырь, а затем — в московский Симонов монастырь. Учитывая сильное желание Леонтия учиться, его вскоре определили в недавно открывшуюся в Москве Славяно-греко-латинскую академию.

Слайд 3

В 1700 г. Леонтий был представлен царю Петру I и произвёл на государя сильное впечатление своим незаурядным умственным развитием и обширными познаниями, особенно в области математики. В знак почтения и признания достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, — «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя», — сказал Пётр.

Слайд 4

Великий русский ученый М. В. Ломоносов называл«Арифметику» Магницкого«вратами своей учености». «Вратами учености» эта книга была для всех стремившихся к образованию в первой половине XVIII века. У многих людей желание всегда иметь под рукой книгу Магницкого было столь велико, что они переписывали её от руки.

Слайд 5

В 1703 году вышло первое русское печатное руководство под длинным заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная , с разных диалектов на словенский язык переведённая и во едино собрана и на две книги разделена… Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого» . В книге были сведения из механики, физики, гидравлики, метеорологии, навигации, корабельного дела и пр., то есть научный материал, который имел исключительное значение для всего русского народа. Арифметика Л.Ф. Магницкого

Слайд 6

«Арифметика» Магницкого содержала пространное изложение арифметики, важнейшие для практических приложений статьи элементарной алгебры, приложения арифметики и алгебры к геометрии, практическую геометрию, понятия о вычислении тригонометрических таблиц и о тригонометрических вычислениях вообще и необходимые начальные сведения из астрономии, геодезии и навигации. Учебная книга была составлена по источникам, в число которых, кроме иностранных книг, входили и русские арифметические рукописи XVII в. Леонтий Магницкий был учёным, который обладал глубокими богословскими познаниями. В своей «Арифметике» он связывал науку со Священным Писанием, доказывая, что «приятие наук» «являет Бога неизследимую » красоту».

Слайд 7

Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом. Учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России.

Слайд 8

На первой странице книги изображён дворец науки. На престоле сидит царевна «Арифметика», в её правой руке символический ключ – это ключ ко всем знаниям. Без арифметики нет доступа к другим наукам. К познанию арифметики ведут пять ступеней: счисление, сложение, вычитание, умножение и деление. Первая страница «Арифметики»

Слайд 9

В «Арифметике» Магницкого рассматривается пять действий: нумерация, сложение, вычитание, умножение и деление. Магницкий впервые ввёл термины «множитель», «делитель», «произведение», «извлечение корня», изменил устаревшие слова «тьма, легион» словами «миллион, биллион, триллион, квадриллион». В «Арифметике» Магницкий впервые использует арабские цифры.

Слайд 10

Задача №1 . (2 балла) Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? Ответ дать в рублях. Решение задач

Слайд 11

Задача №1 . (2 балла) Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? Ответ дать в рублях. Решение. 3 алтына = 9 копеек 1) 9:3  4=12(коп.) – цена 1 аршина сукна – 1 балл 2) 12  100=1200 (коп.)=12(руб.) надо заплатить за 100 аршин – 1 балл Ответ : 12руб Решение задач

Слайд 12

Задача №2 . (4 балла) Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Решение задач

Слайд 13

Задача №2 . (4 балла) Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Решение. 1) 500:2=250 (саженей) пробежал за 1 минуту заяц – 1 балл 2) 1300:5=260 (саженей) пробежала за 1 минуту собака – 1 балл 3) 260-250=10 (саженей/мин.) – скорость сближения – 1 балл 4) 150:10=15 (минут) – за это время собака догонит зайца – 1 балл Ответ : 15 минут Решение задач

Слайд 14

Задача № 3 . (5баллов) В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса? Решение задач

Слайд 15

Задача № 3 . (5баллов) В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса? Решение задач

Слайд 16

Задача № 4 . (5 баллов) Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дав 49 рублей 20 алтын, за старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын. Сколько старых и молодых баранов купил он? Решение задач

Слайд 17

Задача № 4 . (5 баллов) Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дав 49 рублей 20 алтын, за старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын. Сколько старых и молодых баранов купил он? Решение. 1) перевод в копейки – 1 балл 15 алтын 2 деньги = 46 копеек; 10 алтын = 30 копеек; 49 рублей 20 алтын = 4960 копеек 2) составление уравнения – 2 балла х – количество молодых баранов, (112-х) – количество старых баранов, 46  (112-х)+30  х=4960; 3) решение уравнения – 2 балла 5152-46х+30х=4960; 16х=192; х=12 Ответ: 12 молодых и 100 старых Решение задач

Слайд 18

Задача № 5 . (6 баллов) Прохожий, догнавший другого, спросил: «Как далеко до деревни, которая у нас впереди?». Ответил другой прохожий: «Расстояние от той деревни, от которой ты идёшь, равно третьей части всего расстояния между деревнями, а если ещё пройдёшь 2 версты, тогда будешь ровно посередине между деревнями». Сколько вёрст осталось ещё идти первому прохожему? Решение задач

Слайд 19

Задача № 5 . (6 баллов) Прохожий, догнавший другого, спросил: «Как далеко до деревни, которая у нас впереди?». Ответил другой прохожий: «Расстояние от той деревни, от которой ты идёшь, равно третьей части всего расстояния между деревнями, а если ещё пройдёшь 2 версты, тогда будешь ровно посередине между деревнями». Сколько вёрст осталось ещё идти первому прохожему? Решение. Решение задач

Слайд 20

Задача № 6 . (6 баллов) Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчёте он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан? Решение задач

Слайд 21

Решение задач Задача № 6 . (6 баллов) Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчёте он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан? Решение. 1) Нахождение платы за месяц – 3 балла Работник не работал у хозяина 5 месяцев и не дополучил 7 рублей. Значит, месячная его плата в деньгах составляет 7/5 рубля или 1 рубль и 40 копеек. 2) нахождение стоимости кафтана – 3 балла Плата за 7 месяцев составит или 9 руб. 80 коп. Но работник за это время получил 5 рублей и кафтан. Значит, кафтан стоил 4 руб. 80 коп. Ответ: 4 руб. 80 коп .

Слайд 23

Положив обе руки рядом на стол, по порядку занумеруем пальцы обеих рук следующим образом: Первый палец слева обозначим 1, второй за ним обозначим цифрой 2, затем 3, 4, ... до десятого пальца, который означает 10. Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается девять; тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет число десяткой, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, обозначает число единиц произведения. Один из способов помочь памяти с помощью пальцев рук - запомнить таблицу умножения на 9.

Слайд 24

Пусть надо найти произведение 3∙9 Положив обе руки на стол, приподнимем третий палец, считая слева направо. Тогда до поднятого пальца находятся два пальца, а после поднятого — 7 пальцев. Результат произведения 3 на 9, значит, равен 27.

Слайд 25

Умножить 7∙9 Положив обе руки на стол, приподнимем седьмой палец, считая слева направо. Тогда до поднятого пальца находятся 6 пальцев, а после поднятого — 3 пальца. Результат произведения 7 на 9, значит, равен 63.

Слайд 27

Ответ: По земле Коза Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается : по чему каждая коза пошла?

Слайд 28

Ответ: Две ноги мельника, ибо у кошек и котят не ноги, а лапы 2. Много ли ног? Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?

Слайд 29

Ответ: Надо один из пустых мешков вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу. 3. Одним мешком — два мешка Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить 2 мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?

Слайд 30

Ответ: Скорее всего ничего не найдут. 4. Много ли гвоздей найдут? Двое пошли -3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут - много ли гвоздей найдут?

Слайд 31

Ответ: Всего летело три утки, одна за другой. 5. Сколько уток? Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

Слайд 32

Ответ: Повар сидел на стуле, имеющем три ножки, пришла собака и утащила куриную ногу. Повар бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу. 6. Что это такое? Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив три, бросили их в четыре, чтобы четыре оставили одну?

Слайд 33

Ответ: Всадник на лошади. 7. Возможно ли такое? Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?

Слайд 34

Ответ: За 4 минуты. 8. За сколько минут? Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?

Слайд 35

Ответ: 2 землекопа. 9. Землекопы Два землекопа выкапывают 2м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5м канавы?

Слайд 36

Ответ: Это были дедушка, его сын и внук. Из этих троих человек двое являются отцами и двое являются сыновьями. 10. Два отца и два сына Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?

Слайд 37

Ответ: Этот человек родился 29 февраля, т.е. день рождения у него бывает один раз в четыре года. 11. Как это могло быть? У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?

Слайд 38

Ответ: Так как полтина - это 50 копеек, то надо разделить 50 на 1/2. Выполнив деление, получим: 50:1/2=100 копеек = 1 рубль. 12. Как разделить? Разделить полтину на половину.

Слайд 39

Ответ: Конечно, многие считают, что это будет число 111 111. На самом деле это число равно 12 111, так как если к 11 тысячам, т.е. к 11 000, прибавить 11 сотен, т.е. 11000, и 11 единиц, то будет 12 111. 11000+11∙100+11=12111 13. Написать число Написать цифрами число, состоящее из одиннадцати тысяч, одиннадцати сотен и одиннадцати единиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...