Методическая разработка литературного вечера "Несломленный врагом"
методическая разработка (6, 7 класс)

Есипова Татьяна Валерьевна

Литературный вечер "Несломленный врагом" посвящен блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neslomlennyy_vragom.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера «Несломленный врагом»

Возрастная категория 13-15 лет

В проведении вечера задействованы учащиеся 9 класса и ученик 5 класса, они ведут вечер и участвуют в сценах из жизни блокадного города. При подготовке вечера использованы стихи о блокаде Ленинграда и воспоминания блокадников.

Действие происходит в блокадной комнате: на окнах светомаскировка, на столе, накрытом скатертью, в железной кружке горит свеча, на стуле висит серый пуховый платок.

Вечер сопровождается презентацией.

Ход вечера

  27 января 1944 года…. Это особая дата в истории нашего города. За 300 лет на долю Петербурга-Ленинграда выпало много испытаний.  Но самое тяжелое пришлось на годы Великой Отечественной войны. Почти 3,5 года находился в кольце блокады Ленинград. Сегодня нам трудно представить, что пришлось пережить тому поколению. С каждым годом все дальше в прошлое уходят события тех времен. С каждым годом все меньше свидетелей тех трагических событий. Но есть воспоминания, дневники и рассказы. И только от нас зависит, чтобы память о подвиге ленинградцев осталась в наших сердцах.

/Слайд 1 Рисунок блокадного города. Звучит метроном/

   Опять война,

Опять блокада –

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

 И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне»

И может показаться:

Правы

И убедительны слова:

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

 Ведь эта память – наша совесть.

 Она, как сила, нам нужна.                     Ю. Воронов

 –  22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия  вероломно напала на Советский союз. Началась Великая Отечественная война. Неся огромные потери, после тяжелейших боев Красная армия отступала.

  Жизнь людей изменилась. Прежние дни стали казаться светлыми и беззаботными. Их называли «до войны». Новые дни обещали страшные испытания и горе.

Уже в первую военную ночь радио на улицах Ленинграда предупреждало граждан:

/Звучит радио блокадного города/ «Внимание! Внимание! Говорит штаб противовоздушной обороны города. Воздушная тревога! Воздушная тревога!»

Это значило, что к городу приближались вражеские бомбардировщики.

   В августе фашисты оказались у стен Ленинграда. С крыш высоких домов можно было видеть их позиции. Городские трамваи шли до проходной Кировского завода, и тут кондукторша говорила: «Вагон дальше не идет. Дальше – фронт!»

 –  Поездам уже некуда было ходить: в Петергофе, Пушкине, Гатчине -  немцы. Пароходы по Неве уже не могли подняться к Шлиссельбургу: и там немцы. Страшное кольцо сжималось вокруг города.       8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

 Прорвались все-таки.

Бомбят,

Горят Бадаевские склады.

 В огне пожаров Ленинград.

Пришел он –

Первый день блокады.

 Все ближе полчища врага,

Гудят воздушные тревоги.

 Сегодня утром пала Мга –

И все отрезаны дороги.

В кольце,

В осаде Ленинград.

 Не умолкает канонада.

Опять летят.

 Опять бомбят,

 Пылает первый день блокады.

 Их будет много – девятьсот,

Но город наш, со смертью споря,

Все одолеет, все снесет:

 Обстрелы, холод, голод, горе.

 С тех пор прошли уже года,

 Исчезли с улиц баррикады.

 Но день тот с нами навсегда –

Жестокий

Первый день блокады!                В. Суслов

/Звучит сирена воздушной тревоги. Артналет/

   С 8 сентября по 30 ноября 430 часов Ленинград находился под артиллерийским огнем. Гибли люди. Рушились дома. В городе начались пожары. К 1 ноября в Ленинграде осталось муки на 15 дней, крупы на 16 дней, сахара на 30. Начался голод. Хлеб  из муки, отрубей и целлюлозы выдавался по карточкам. С 25 ноября рабочие получали 250 граммов хлеба, служащие и дети по 125.

 –  Хочешь представить себе, что такое голод и блокада? Попроси родителей отрезать тебе кусочек хлеба весом в 125 граммов. Кроме этого кусочка сегодня ты есть ничего не будешь. И это не мягкий ароматный хлеб. Это скорее кусочек глины, вязнущий на зубах. Так было вчера. Так будет завтра. Твой отец воюет. Писем от него давно нет. Мама вторую неделю ночует на заводе. У них срочный заказ для фронта. Бабушка плохо себя чувствует и почти не встает. Соседского мальчика – твоего друга на прошлой неделе увезли на кладбище. На дворе зима. Морозы доходят до минус 40 градусов. В квартире холодно. Батареи давно не топят. У вас есть печка-буржуйка. Но дров, чтобы топить печку, у вас нет. Вы ломаете мебель, бросаете в огонь книги. Только так можно хоть немного согреться.

  Вода из кранов не течет. Водопровод замерз. Канализация тоже не работает. За водой надо идти к Неве. Там сделаны проруби. Вы уже не спускаетесь в бомбоубежище при бомбежках. У вас нет сил. Есть только одна мечта – поесть, поесть досыта.

  Так жили сотни тысяч жителей блокадного Ленинграда.

/Сцена 1 За столом спит мальчик. Мама подходит к столу, накидывает платок, кутается в него. Ходит по комнате/

Мама: Холодно. Так холодно, что, кажется, никогда уже не отогреться. Никакого тепла не хватит, чтобы прогнать этот проклятый холод. И есть…. все время хочется есть, даже во сне.

Ведущий: Декабрьское утро 41 года. В комнате холодно и темно. Мама пытается разбудить четырехлетнего Юру.

                    - Юрочка, Юра! вставай!

                   - Мама, а сегодня еще война? /Юра нехотя поднимает голову/

                   - Да, сыночек, война.

                  - Мама, если кушать нет, пусть лучше меня убьют…

Ведущий: Юрочка закрывает глаза. Мама плачет. Карточки украдены. Что теперь с ними будет?

  Жестокая необходимость толкала горожан на употребление в пищу всего, что сейчас нам кажется несъедобным. Вначале ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Затем научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей и из столярного клея, котлеты из хрена и даже из спрессованной клееной бумаги. Кожаные ремни и обувь резали на кусочки и тоже варили.

/Сцена 2/

  У соседей на нашей лестничной площадке жили попугай Жак и кот Максим. Люди голодали, что уж говорить о животных. Попугай перестал чирикать, у него стали выпадать перья. Не лучше выглядел и кот. Он не мяукал, шерсть вылезала клоками, когти не убирались. Однажды соседи увидели кота в клетке у Жака. Нет, Максим не собирался съесть попугая. Тесно прижавшись, согревая друг  друга своим теплом, они спали. Жака вскоре не стало. А Максим перенес всю блокаду и умер в 1957 году.

 Многие горожане были вынуждены есть своих домашних питомцев. Сотням людей они тогда просто спасли жизнь.

/Сцена 3/

 Наша мама вчера вернулась домой очень поздно. Несколько часов она стояла в очереди в булочную,  но хлеб так и не привезли. Она шла и не знала, чем будет нас кормить. Вдруг к ее ногам сверху упал сверток. Видимо его выбросили из окна чей-то квартиры. Мама машинально развернула газету. Там были две рыбьи головы. Вечером у нас был настоящий пир. Все были счастливы. И только много позже мы подумали о том, что кто-то съел самих рыб, а рыбьи головы выбросил как ненужные …

  Не все в те страшные блокадные дни в Ленинграде голодали, не все жили честно. Но таких бандитов ловили и судили по законам военного времени.

 В метельной ночи Ленинграда

 Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется, а за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

Везут – и за вымершим садом

Их след исчезает в снегу.

А небо трясет канонада –

На месть и на гибель врагу.       …

Ни звездочки, ветер и темень.

Лишь в сердце: ни шагу назад!

Ты в сердце навек, как поэма,

Мой город родной – Ленинград!               Ю. Андрущенко

   Город жил и сражался. И никакие  муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.

/Слышатся звуки воздушного боя/

/Сцена 4/

  Мы живем в доме № 66 по Московскому проспекту. Моим друзьям всего  по 15 лет, но мы – это отряд противовоздушной обороны. Мы дежурим  на крыше нашего дома во время налетов. На чердаке стоит несколько больших бочек с песком. Нас дежурит трое. Ночь. Начался налет. В небе наши самолеты и летят фашистские. По гулу моторов мы уже научились отличать свои самолеты от вражеских. Немцы успевают сбросить несколько бомб. На крыши посыпались «зажигалки» - зажигательные бомбы. Часть из них пробила крышу нашего дома и упала на чердак. У «зажигалок» удивительное свойство – они не просто падают, а падают и кружатся с большой скоростью. От них летят искры во все стороны. Зажигалку надо поймать щипцами и сунуть в бочку с песком. А на крыше еще две зажигалки крутятся. Их мы с крыши скидываем в снег. А в небе бой. И мы с ужасом ждем - какой самолет будет сбит. И так каждую ночь.

/Звучит сигнал «Отбой воздушной тревоги»/

Город задыхался в кольце блокады. Единственной ниточкой, связывающей Ленинград с Большой землей, стала Дорога жизни. Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября   41 года. Днем и ночью шли по льду озера машины, везя в осажденный город продовольствие и боеприпасы. Из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

  Дорогой жизни шел к нам хлеб,

дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

- Казалось, солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

Навеки лунный свет и лед,

И голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли.

Он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят…

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.                  О. Бергольц

  В канун нового 1942 года по Дороге жизни мчалась машина. Она везла в блокадный город особый груз – мандарины. Это был новогодний подарок ленинградским детям.

– Одинокий автомобиль заметили немецкие истребители и устроили за ним настоящую охоту. Добыча казалась им легкой. На открытом льду Ладоги грузовик был как на ладони. От пулеметной очереди вдребезги разлетелось лобовое стекло, еще одна очередь ударила по кузову. По инструкции водитель должен был покинуть машину и спрятаться в сугробе. За подбитой машиной потом пришел бы трактор, а опытных водителей не хватало. Но в грузовике были мандарины! Они не выдержат долго на морозе. Сжимая окровавленными руками обломок руля, водитель упрямо тянул и тянул машину к Ленинграду. И дотянул. Друзья разжали ему руки и вынесли из машины. Скоро водитель снова возил продукты для осажденного города. А когда дети получали свои новогодние подарки, в некоторых мандаринах они находили немецкие пули.

  Новый год отмечали в осажденном Ленинграде даже в самую страшную первую блокадную зиму. Отмечали в промерзших квартирах, при свете коптилок, греясь у буржуек. Елки в домах, конечно, не ставили, но тогда это не имело значения. Горожане желали друг другу скорейшего прорыва блокады и завершения войны, желали просто выжить.

/Сцена 5 За столом сидит мальчик. При свете свечи он пишет письмо на фронт, после складывает письмо треугольником/

– Здравствуй, папочка! Спешу поздравить тебя с наступившим новым 1942 годом. Все наши живы, чего и тебе желаем. Тяжело, холодно и все время хочется есть, но сдаваться проклятым фашистам мы не собираемся. Мы даже Новый год встретили, как положено с елкой! Дедушка нарисовал ее на стене моими акварельными красками. Потом он вбил в концы веток гвоздики, чтобы повесить шары. И мы достали коробку с елочными игрушками. И тут нас ждало чудо. Настоящий новогодний клад! Большие грецкие орехи в фольге и довоенные конфеты. Помнишь, они висели на елке в прошлом году? Тогда их сняли и убрали в коробку вместе с игрушками. В полночь мы разделили наш клад поровну и съели, а фантики повесили на елку.

Папочка! Передай наш поклон своим товарищам. Бейте сильней фашистов! А я обещаю точить еще больше снарядов, чтобы у вас хватало боеприпасов.                                     Твой сын Коля

 Подростки наравне со взрослыми вставали к станкам. Часто, чтобы дотянуться до станка, им приходилось вставать на подставки из ящиков. Но они ремонтировали искореженные пулеметы, точили снаряды для фронта, работали по 10-12 часов. А затем многие приходили в школу.

 В самые тяжелые блокадные дни в 39 школах города продолжались занятия. Это было равносильно подвигу. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах. Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

/Сцена 6/

Наша школа № 162 находится в одном из цехов Кировского завода. На заводе ремонтируют израненные танки. Выйдя с завода, они сразу вступали в бой.  Линия фронта проходила всего в 4 км. Голод, холод, бомбежки… Классы освещаются коптилками, стены были покрыты инеем. Учатся в школе  дети и подростки, которые работают на Кировском заводе. После смены, мы  приходим в школу. Это  как напоминание о той счастливой довоенной жизни, о детстве. Мы слушаем учителя и мечтаем о том, что полученные знания пригодятся нам потом, после войны. Пишем мы на старых газетах между строк. Кончики пальцев коченеют, а чернила  часто замерзают.

Вчера мой лучший друг лег на парту во время урока. Все подумали, что он устал и уснул. НЕТ. Он уже НИКОГДА не встанет. Он умер, сидя за партой.

  Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлебку

Достоинство свое не продадим.

 Есть передышка – мы передохнем,

Нет передышки – снова будем драться

За город пожираемый огнем,

За милый мир, за все, что было в нем.

За милый мир, за все, что будет в нем,

За город наш, испытанный огнем,

За право называться ленинградцем!            З. Шишова

   В апреле 1942-го немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград - город мертвых. Мы стерли этот город с лица земли». Трудно сказать, кто первым вспомнил тогда о футболе. Но в  блокадном Ленинграде  31 мая состоялся футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода. Горожан о матче не предупреждали. Болельщиками были раненые из соседнего госпиталя. Каждый тайм длился по 30 минут. Больше голодные, истощенные игроки просто не смогли бы выдержать. В перерыве они даже боялись сесть или лечь на траву. Знали – можно не подняться. А на следующий день мощные репродукторы у  самой линии фронта  под грохот рвавшихся снарядов  передавали репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо». Для вражеских солдат репортаж переводили на немецкий язык. Немцы поняли: «город мертвых» не только  жив, он не собирается сдаваться. Тот майский матч закончился со счётом 6:0 в пользу «Динамо». Однако все понимали: в игре победил Ленинград, голы забиты в ворота фашистов. Позже матчи в осажденном городе стали  проходить регулярно. Ленинград жил и даже играл в футбол!

 Город жил! Летом 42 года Ленинградский зоопарк вновь принял посетителей. Половина вольеров была разрушена,  кругом траншеи и воронки, но 160 животных, как и в мирное время, с любопытством встречали взрослых и детвору. Как же они выжили в блокадном городе?

К началу блокады  в зоопарке осталось несколько десятков зверей и птиц. И только около двух десятков сотрудников, не ушедших на фронт. Рискуя собственными жизнями, они спасали своих питомцев. Встал вопрос, чем кормить животных, когда нечего есть людям? В зоопарке оставались запасы отрубей и жмыха, травы, какие-то корма выделял город. Но мяса, молока, рыбы, конечно, не было. Обитателей зоопарка  перевели на растительный фарш. Хищникам это не понравилось. Они голодали, но к пище не притрагивались. К счастью, кто-то вспомнил, что в зоопарке хранятся  шкурки кроликов, оставшиеся с довоенных времен. В эти шкурки и зашили растительный фарш. Необычная «добыча» пришлась по вкусу уссурийскому тигру, совам, орлам. Они стали есть. К ним в клетки попадали и пойманные на территории зоопарка крысы, которые в те годы наводнили город.

 Удалось сотрудникам зоопарка спасти и бегемотиху Красавицу, любимицу ленинградских детей. Для нее приносили по 40 ведер невской воды, грели на печке-буржуйке. Кожа бегемотов быстро сохнет и начинает трескаться. От таких ран животное может погибнуть. Два раза в день кожу Красавицы  протирали теплой водой. Для нее в большом котле долго варили опилки, пока те не становились мягкими. К ним добавляли жмых, отруби и этой кашей кормили бегемотиху. Красавица не только перенесла блокаду, но и счастливо жила в зоопарке до 1956 года.

 Существует выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат» Ленинградцы доказали, что это не так. Во время блокады в городе работал Театр музыкальной комедии и Театр Балтийского флота, симфонический оркестр Дома радио. Поход в театр становился почти что подвигом: в городе не работал транспорт, поэтому шли пешком, укрываясь по дороге от обстрелов в ближайших бомбоубежищах, но, голодающие и замерзающие ленинградцы приходили на спектакли и концерты.

/Звучит Фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича/

   9 августа 1942 г. состоялось событие, которое всколыхнуло весь город. В тот день прозвучала симфония №7, позднее названная Ленинградской. Автором этой симфонии был композитор Дмитрий Шостакович. Зал Ленинградской филармонии был переполнен. Здесь собрались и солдаты (многие даже с оружием), и жители города. Несмотря на нехватку электроэнергии, горели все люстры. Пока звучала симфония, на город не упало ни одного снаряда. Наши артиллеристы получили приказ любой ценой подавлять огонь немецких орудий. Музыка потрясла всех, многие плакали. Симфонию транслировали по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие город немецкие войска. Симфонию слышала вся страна и знала: «Ленинград жив!»

 18 января 1943 года кольцо блокады было прорвано. Но только через год 27 января 1944 года в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют. Он длился всего лишь 8 минут. Но в памяти блокадников он остался на всю жизнь. Единственным! Неповторимым!

  За залпом залп

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда  не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут,

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…             Ю. Воронов

  900 дней и ночей долгих страшных был в кольце блокады Ленинград.

 Мы не слышали взрывов и грохота,

Мы не видели эту блокаду,

Но мы знаем, как трудно было

Осажденному Ленинграду.

/Демонстрируются блокадные фотографии от первых бомбежек до праздничного салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда; последняя фотография – Пискаревское мемориальное кладбище, наши дни. Музыкальное сопровождение: Моцарт Lacrimosa /

–  Ленинградец душой и родом

Болен я сорок первым годом.

Пискаревка во мне живет.

Здесь лежит половина города

И не знает, что дождь идет.

Память к ним пролегла сквозная,

Словно просека

Через жизнь,

 Больше всех на свете,

Я знаю,

Город мой ненавидел фашизм.

Наши матери,

Наши дети

Превратились в эти холмы.

Больше всех,

Больше всех на свете

Мы фашизм ненавидим

Мы!                                   С. Давыдов

Здесь миллионы полегли

У стен родного Ленинграда.

Прошу вас, помните о них!

От вас им большего не надо.

Здесь павшие в бою солдаты,

Кто не дожил до светлых дней,

Кто у станков стоял когда-то

И ждал отцов и сыновей.

Они победу все ковали

В те страшные блокадные года,

Стояли насмерть, голодали,

В победу верили всегда.          С. Давыдов

Всем! Всем кем город был спасен,

Кто выстоял и не согнулся,

От всей души земной поклон –

Живым и тем, кто не вернулся!            С. Давыдов

/Звучит Гимн Великому городу Р. Глиэра/

  Стой, как стоял, наш город величавый

Над свежею и светлою Невой,

 Как символ мужества, как воплощенье славы,

Как разума и воли торжество!                     З. Шишова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературного вечера, посвященного А. В. Вампилову.

Сценарий вечера о жизни и творчестве Александра Вампилова....

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

Методическая разработка литературного кафе "Бродячая собака", 11 класс

Музыканты, художники, артисты и прочие творческие деятели любили собираться в таких заведениях, как «Привал Комедиантов» и «Бродячая Собака», которые являлись не просто увеселительными заведениями, а ...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Методическая разработка урока "Наркомания - враг вашего здоровья"

высказываниями по теме урока:«Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить».Франсуа Ларошфуко «Тот, кто хочет развить свою волю, должен н...