Формирование гражданской социализации обучающихся
статья

Фокина Светлана Дмитриевна

Формирование гражданской социализации обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_publikatsii.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской социализации обучающихся в рамках образовательного пространства Рославльского многопрофильного колледжа

Formation of civil socialization of students within the educational space

of Roslavl multidisciplinary College

Науменок Р.А., Фокина С.Д.

Naumenok R.A., Fokina S.D.

Преподаватели

Teachers

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Roslavl multidisciplinary College

naumenok65@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы механизма гражданской социализации обучающихся колледжа. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами образования. Актуальность изучения процесса социализации студенчества обусловлена тем, что подрастающее поколение – это всегда основа прогрессивного общества. От качества воспитания молодежи и ее развития зависит положение страны в будущем. Цель статьи – выявить факторы, влияющие на гражданское образование студенческой молодежи.

Ключевые слова: гражданская социализация, гражданское образование, непрерывное обучение и воспитание, социализация личности.

Abstract. The article deals with topical issues of the mechanism of civil socialization of College students. Successful self-realization of the individual during and after training, its socialization in society, and active adaptation to the labor market are the most important tasks of education. The relevance of studying the process of socialization of students is due to the fact that the younger generation is always the basis of a progressive society. The future situation of the country depends on the quality of youth education and development. The purpose of the article is to identify the factors influencing the civic education of students.

Key words: civil socialization, civil education, continuous training and education, socialization of the individual.

Быть человеком — значит не только обладать знаниями,

но и делать для будущих поколений то,

что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг

Современный мир трансформируется, меняется облик цивилизации в целом. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования и к образованию.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит определение понятия «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы, которая в течение года с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2021 года должна стать составной частью всех образовательных программ. В поправках к Конституции закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России, а также на государство возлагается обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Законом предлагается «определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Новая парадигма образования отражает существующий в рамках научных исследований интерес к концепции идей развития образовательного пространства. Общество нуждается в квалифицированных специалистах в различных отраслях хозяйства и областях знания, что подкрепляется потребностью молодежи в гражданской социализации, позволяющей ей успешно реализовать свои индивидуальные возможности, склонности и способности.

Современная молодежь – важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба нашей страны. Именно студенчество, обладая мощным социокультурным потенциалом, может выступать в качестве проводника социальных инноваций, необходимых для стабилизации общественного развития. В связи с этим особое значение приобретает социализация личности.

Социализация (от лат. solialis – общественный) – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Социализация личности происходит в трех сферах – деятельности, общении и самосознании.

Важнейшим условием социализации обучающихся 1-2-х курсов в образовательном пространстве общеобразовательных и профессиональных дисциплин колледжа является умение педагога системно и продуктивно включить пришедшего из школы девятиклассника в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в среднем профессиональном учебном заведении, а затем в городе, крае. Это удается только в неразрывном единстве учебной и внеучебной деятельности по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам.

Гражданская социализация выступает как форма включения личности в политические, социально-экономические общественные процессы, средство самоактуализации и самореализации личности как гражданина страны; процесс становления индивидуума как гражданина, освоения им политической и правовой культуры. Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране.

Реализация комплексно-целевых программ по гражданскому образованию положительно повлияет на педагога и обучающегося: педагог будет овладевать новыми компетенциями, у обучающегося будет развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности.

Единое воспитательно-образовательное пространство колледжа характеризуется своей цикличностью, систематичностью, креативностью. Модельное представление воспитательно-образовательного пространства позволяет обозначить основные социально-педагогические направления проектирования: историко-патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное, профессионально-деятельностное и социокультурное.

Реализация концептуальных задач воспитания обучающихся осуществляется через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям. Использование современных информационных технологий позволяет педагогу модернизировать процесс социализации обучающегося через спроектированные, технологичные интегрированные учебные занятия; способствует формированию ценностных ориентаций у студентов, развивает студенческую активность, содействующую становлению навыков социального партнерства, функционированию в качестве полноправных членов общества. А это требует от обучающихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими данными.

С момента зачисления студентов в колледж начинается работа по их адаптации к студенческой жизни: проводится исследование тревожности, фрустрации, агрессивности. Второе направление программы психологического сопровождения образовательного процесса в течение всего периода обучения, как уже говорилось выше, ставит целью создание условий для самореализации личности в период обучения. Для решения этой задачи в колледже используются здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.

Большая роль принадлежит студенческому самоуправлению, которое осуществляется в колледже через деятельность волонтерского движения, которое в полном объеме отражает духовно-нравственные и патриотические составляющие.

На базе колледжа действует волонтерский корпус «Доброволец РМК», деятельность которого регламентируется девизом «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» и ведется по трем блокам:

  • социальное волонтерство (участие в жизни ветеранов и пожилых людей);
  • волонтерство «Победа» (благоустройство территорий захоронений советских воинов Рославльского района, памятных мест, аллей Славы, помощь ветеранам Великой Отечественной войны);
  • экологическое волонтерство (участие в природоохранных мероприятиях города и района).

Эти направления работы представлены на различных уровнях: учебные занятия, тематические часы, внеурочные и внеклассные общеколледжские мероприятия, мероприятия городского и областного уровня.

Благодаря мотивации студентов-волонтеров и многообразию внеурочных мероприятий, у обучающихся колледжа формируются не только общие и профессиональные компетенции, но и формируется гражданская социализация.

Девиз молодежи колледжа: «Студенчество – время думать, творить, действовать!». Результатами работы волонтерского корпуса в 2019-2020 учебном году являются мероприятия, проводимые в рамках реализации программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи:

  • Встреча-реквием «А мне вчера опять Афган приснился, хотя уже прошло немало лет…» с воинами-интернационалистами, которая была посвящена 30-летию завершения спецоперации советских войск в Афганистане.
  • Внеклассное мероприятие «Я вижу памятью войну».
  • Литературный вечер «Нетающий горячий снег Юрия Бондарева», посвященный двойному юбилею – 95-летию со дня рождения известного писателя и 50-летию с даты написания романа «Горячий снег».
  • Знакомство с экспозицией «Никто не забыт и ничто не забыто».
  • Гражданско-патриотическая акция «#ЭтоНашаПобеда».
  • Творческий мастер-класс «Символы Великой Победы».
  • Всероссийская акция «Георгиевская лента».
  • Молодежный флешмоб «Это наша Победа».
  • Вечер памяти «Перечеркнутые судьбы».
  • Молодежная акция «Мы – Патриоты России!».
  • Акция памяти «Блокадный хлеб».
  • Вечер памяти «900 дней мужества и стойкости».
  • Участие в митинге, посвященном Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, и 31-й годовщине вывода советских войск из Афганистана.

Третье направление работы связано с созданием условий для успешной адаптации обучающихся к будущей профессии. Для этого в учреждении создана высокотехнологичная практико-ориентированная образовательная среда, включающая в себя профориентационную работу, развитие профессиональной направленности студентов в ходе теоретического и практического обучения, повышение культурной и профессиональной социализации во внеучебной деятельности.

Такая работа дает определенный результат. Анкетирование выпускников показывает, что по окончании колледжа планируют дальнейшее обучение в вузе по полученной специальности 45 %, стремление учиться увеличилось у 37 % респондентов, работать по специальности собираются более 75 % опрошенных.

Осуществление цели гражданского образования требует системного подхода в плане интеграции урочной и внеурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.

Таким образом, гражданское образование как социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания позволит сформировать высокий уровень правовой, политической и нравственной культуры, организовать распространение среди жителей страны знаний о правах и обязанностях человека и гражданина. Успешная социализация отдельно взятой личности будет способствовать пробуждению и становлению качеств, составляющих содержание гражданственности, что так важно для развития демократического общества.

Библиографический список

1. Аксенова Э.А. Педагогические инновации в гражданском образовании школьников за рубежом // Интернетжурнал «Эйдос». – 2007. – 30 сентября. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2007/093011.htm (дата обращения: 02.11.2016).

2. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование. Материалы международного семинара. – СПб., 1997.

3. Боголюбов Л.Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. – 1997.

4. Гражданское образование в Российской школе / Сост. Т.И. Тюляева. – М., 2003.

5. Сунгуров Ю.А. Гражданское образование, правовое просвещение в современной России. Аналитическая записка // Интернет-сайт «Гражданская восьмерка – 2006». URL: http:// civilg8.ru/ priority/education/4926.php (дата обращения: 01.11.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании гражданской позиции обучающихся

Невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться, он не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому...

Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....

Роль Федеральной образовательной программы "Я - гражданин" в формировании гражданских установок обучающихся.

данная публикация  из опыта работы по программе "Я - гражданин" России" в которой рассказывается о формах и методах формирования гражданских установок обучающихся....

О РОЛИ ГИМНАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Идеи гражданского образования имеют особое значение для гимназии. У нас реализуется общегимназическая программа «Мы россияне». Данная программа ориентирована на внедрение русского этнокультурного комп...

Формирование гражданской социализации обучающихся

Формирование гражданской социализации обучающихся...