Конспект коррекционно-воспитательного занятия по гражданско - патриотическому направлению Игра – путешествие «Мой любимый город»
план-конспект занятия (6 класс)

Пазникова Наталья Валерьевна

Конспект виртуального путешествия по городу Свободный. Прогулка с детьми по достопримечательностям города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_lyubimyy_gorod.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Конспект

коррекционно-воспитательного занятия

по гражданско - патриотическому направлению

Игра – путешествие «Мой любимый город»

                             

Воспитатель  первой квалификационной категории Пазникова Н.В.

г. Свободный

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к малой  Родине.

Задачи:

Образовательные:

1.Актуализировать знания обучающихся  о своей малой Родине.

2.Формировать представления о родном городе,  главных улицах, отдельных исторических, культурных местах.

3.Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Развивающие:

1.Обогащать словарный запас обучающихся.

2.Расширять кругозор обучающихся, изучая исторический материал о своём родном городе.

3.Развивать творческие и интеллектуальные способности через разные виды деятельности.

Воспитательные:

1.Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения достопримечательностей родного города.

2.Воспитывать у обучающихся взаимовыручку.

Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук, презентация о городе Свободный, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: 

Беседы с детьми о родном городе, составление сообщений о памятных местах и достопримечательностях города, целевые прогулки по близлежащим улицам, экскурсия в школьный музей, Дом народного творчества имени П. Комарова, музей имени Н.И.Попова, беседа о названиях улиц, рассматривание фото альбома «Памятные места родного города», посещение выставки в школьной библиотеке, участие в конкурсе чтецов «Мой город Свободный».

Словарная работа: Родина, малая Родина, Россия.

Методы и приёмы: наглядный, практический, игровой.

Форма  занятия: игра-путешествие.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Определение темы мероприятия. Эмоциональный настрой на общение. 2.Основная часть.

Звучит песня «У моей России».

Воспитатель:

-Что такое Родина? (ответы детей)

Воспитатель:

-Для кого Родиной является наш город? (ответы детей)

Воспитатель:

-Ребята мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».

-Как вы понимаете, что такое «малая Родина?». (ответы детей)

Воспитатель:

-Это место, где мы с вами родились и живём. Это город, область, село, район, улица, дом и даже школа, в которую вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.

Воспитатель:

-Скажите, кто был на экскурсии какой-либо? (ответы детей)

- Из чего состоит любая экскурсия? (ответы детей)

- Правильно! Путешествие осуществляется на автобусе, рассказ ведёт экскурсовод. И важно знать, куда мы едем. Я ваш экскурсовод. Мы начинаем наше путешествие. Все готовы? (ответ детей).

3. Виртуальная экскурсия по городу.

Воспитатель:

-Я предлагаю вам экскурсию по нашему городу. Слайд №1, Слайд 2

Город Свободный возник на незаселённой местности, покрытой хвойными и лиственными лесами. Его основали в 1912 году, когда велось строительство Амурской железной дороги. Первое название города Алексеевск, в честь наследника российского престола цесаревича Алексея Николаевича Романова. В 1917 году Алексеевск переименовали в Свободный.

Дети читают стихи:

1.Там, где утром заря розовеет,

Горизонт над родною землёй,

Там у самой реки, вольной Зеи

Городок расположен простой.

2.В небе радуга переливается,

В парках шепчет листвой ветерок,

Славным именем он называется,

У реки то простой городок.

3.В огоньках, как гирлянды на ёлках,

Ночью кажется он золотой,

Ведь недаром кричат перепёлки

По утрам на полях за рекой.

4.Он дождями умыт грозовыми,

Как невеста в наряде цветном,

Он богатый людьми трудовыми,

Славен он богатырским трудом.

5.Станет краше ещё и милее

Славный наш городок небольшой

Воды быстрой красавицы Зеи

Станут нравиться вам всей душой.

6.Весенней порой и в суровые зимы,

В безоблачный день и в пургу

Всегда ты нам дорог, наш город любимый,

На зейском крутом берегу.

Воспитатель:

Отгадайте загадку, и вы узнаете откуда мы начнём своё путешествие. Слайд №3

Нужно здесь купить билет -

И объедешь целый свет.

Коль багаж на целый пуд,

Ждет носильщик, тут как тут.

И повсюду - слева, справа

Пассажирские составы. (вокзал)

Воспитатель:

-Что такое вокзал?

-Кто из вас был на вокзале?

-Как называют людей, которые собираются поехать на поезде и покупают билет? (ответы детей)

-Вокзал – это здание на железнодорожной станции, которое необходимо для того, чтобы обслужить пассажиров. Это место, откуда для пассажиров начинается железная дорога. Потому что здесь он покупает билет на поезд, или автобус и отправляется в путь. Вокзал Свободный открыли для движения поездов в 1914 году. Станция входит в состав Забайкальской железной дороги Свободненского отделения. 

Воспитатель:

-Следующая загадка, куда мы отправимся дальше.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (школа)  

Школа-интернат Ребята, скажите, пожалуйста, на какой улице находится наша школа? Ответы детей. (Постышева 61) Слайд №4

Воспитатель: Следующая загадка, куда мы отправимся дальше.

Много деревьев и много цветов.

И отдохнуть здесь каждый готов.

Мчится по кругу с детьми карусель,

В тихих аллеях прохлада и тень.

Можно гулять и кататься весь день.  (городской парк)

Городской парк. Слайд № 5

По дороге к остановке, через дорогу от нашей школы мы попадаем к любимому месту всех горожан – городскому парку. Любите ли вы бывать в парке? Что есть в этом парке? (ответы детей)

Воспитатель:

- Следующая загадка 

Если мы посетим

Заведение это,

Два часа посидим

В тёмном зале без света.  (кинотеатр)

Кинотеатр имени  Л. Гайдая. Памятник кинорежиссеру Леониду Гайдаю. Слайд № 6

Кто из вас был в кинотеатре?

Что делают в кинотеатре?

Как надо вести себя в кинотеатре?

Какие мультфильмы, фильмы смотрели?

А как раньше назывался этот кинотеатр?  («ЮНОСТЬ»)

Какой памятник стоит у кинотеатра? (ответы детей)

Воспитатель: 

-Известный советский кинорежиссёр Леонид Гайдай родился и вырос в городе Свободный.  Знаменитый кинорежиссер Леонид Гайдай родился в городе Свободный в 1923 году в семье железнодорожника. После войны учился в Иркутском театральном училище, затем переехал в Москву, где окончил режиссёрский факультет ВГИК. В его честь в 2006 году в городе установили памятник. Местные жители очень любят создателя фильмов, которыми восхищается уже несколько поколений зрителей. Авторы памятника — Н. Канаберда и В. Разгоняев — изобразили режиссёра со сценарием в руке.). 21 сентября 2006 года был открыт памятник Леониду Гайдаю (ул. 50 лет Октября, д.25)

Воспитатель:

Здание красивое в городе стоит,

Серебряная крыша на солнце блестит,

Там ты о прошлом можешь узнать

И экспонаты все повидать.  (Краеведческий музей.)

Свободненский краеведческий музей имени Николая Ивановича Попова  Слайд № 7

Воспитатель:

-Что там делают люди?

-По какому адресу находится музей? (ответы детей)

Ученик:

- Краеведческий музей рассказывает об истории возникновения и развития города. В музеи находится четыре экспозиционных и один выставочный зал. 

Музейный фонд насчитывает более 23 тысяч единиц хранения. Наиболее крупные коллекции нумизматическая, археологическая, декоративно - прикладного искусства. (ул. Зейская, д.43)

Воспитатель:

- Мы немного отдохнём  дальше путешествовать пойдём.

Физкультминутка. Слайд № 8

Мы по городу шагаем (идут)

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты!. (Потянулись вверх - присели)

Воспитатель: Отдохнули? Продолжим наше путешествие?

Самая длинная в мире детская железная дорога. Слайд № 9

Ученица:

-Это, главная достопримечательность Свободного. Железную дорогу начали строить в 1939 году. Введена в эксплуатацию Свободненская железная дорога в 1940 году. Дорога соединяет город с пионерским лагерем, в котором ежегодно отдыхает свыше 2000 детей железнодорожников. Её длина составляет 11,6 км.  Ежегодно здесь бесплатно обучается более 1,5 тыс. школьников. (ул. Комарова, д.50/1)

Городской дом культуры имени Сергея Лазо. Слайд №10 

Воспитатель:

- Что за здание? (ответы детей).

Воспитатель:

-В середине 1910-х гг. в г. Алексеевске в деревянном здании на Театральной площади (ныне площадь им. С. Лазо) заработал иллюзион «Солей».

В 1923 г. кинотеатр-иллюзион «Солей» был национализирован и передан комсомольской организации города. Ему было присвоено название им. К. Маркса, а позднее — им. Сергея Лазо.

В 1986 г. на площади им. С. Лазо построено 2-этажное бетонное здание кинотеатра им. С. Лазо с малым и большим залами, в которых демонстрировались фильмы. Дом культуры имени Сергея Лазо - центр культурной жизни города Свободный. Проводятся различные мероприятия: игровые, познавательные, тематические, концертно - развлекательные, театрализованные программы, фестивали, конкурсы, вечера отдыха, массовые гуляния и другие.)  (ул. 50 лет Октября, д.84/1)

Дом народного творчества имени П. Комарова. Слайд №11

Воспитатель:

- Почему называется так? Ответы детей

Воспитатель:

- Дом народного творчества имени Петра Комарова открыт в 1995 году. Он расположен в одном из красивейших исторических зданий города. В нём с 1926 по 1937 гг. располагалась школа крестьянской молодежи, в которой учился дальневосточный поэт, лауреат государственной премии Пётр Степанович Комаров. В 1995 году, когда в этом районе началось строительство пятиэтажек, здание планировалось снести. Благодаря стараниям директора краеведческого музея К.С.Денисовой, при поддержке бывшего начальника Отдела культуры Л.Д. Михалёвой удалось отстоять дом.)  (ул. Комсомольская, д.36)

Воспитатель:

Соревнования там проводят,

Играют даже там в хоккей.

Там занимаются спортсмены,

И ты туда спеши скорей. (стадион)

Стадион «Локомотив». Слайд 12

Воспитатель:

- Ребята, кто из вас может мне назвать, что это за достопримечательность, для чего он нужен?( ответы детей).

Воспитатель:

-На территории стадиона расположен ледовая арена «Союз», и бассейн. 26 ноября 2011 года состоялось открытие катка спортивного клуба «Союз». в 2017 году открыли бассейн.

Воспитатель:

Отгадайте следующую загадку.

Мы склонились низко, низко

Над подножьем обелиска.

Наш венок расцвёл на нём

Жарким пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали,

Сохраним в сердцах своих,

Память светлую о них.

Мемориал Славы. Слайд №13

Воспитатель:

-Что такое памятники?

-Зачем они нужны? (ответы детей).

Памятник - это символ, фигура или просто плитка, которая помогает запомнить человека. Для того, чтобы сохранить память о всех погибших людях - героях, мы должны беречь памятники.

Мемориал Славы, в честь победы в Великой Отечественной войны, представляет собой высокую стелу. Перед стелой расположено несколько невысоких пьедесталов. На них помещены памятные мемориальные доски с именами тех, кто, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны, отдал жизнь во имя Великой Победы.

4. Дидактическая игра  «Угадай, место города».

Воспитатель раздаёт детям разрезные карточки с изображением знатных мест города Свободного. Дети собирают и называют, что изображено на картинке.

5.Офтальмологическая пауза. Слайд 14

6.Игра «Улицы нашего города».

Игроки по очереди  называют названия улиц г. Свободного,  выигрывает тот, кто назовёт больше улиц, без повторений.

Воспитатель:

- Мы сегодня говорили о том, как начинал строиться наш город, какой он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете.

7.Игра «Мечтатели».

Наша игра-мечта так и будет называться «Мечтатели», её можно начинать словами: «Когда я вырасту..» ( дети высказывают свою мечту).

8. Дидактическая игра «Доскажи словечко»:

Мы живём в городе……Свободный

Жители города называются …..свободненцы

Наша область называется…Амурская

Наш город стоит на реке……Зея

Наша школа находится по улице...Постышева

Главная улица...Ленина

Ваш дом расположен на улице...каждый называет свою

9.Рефлексия. Слайд 15

Воспитатель:

-Свободный — это живописный уголок с великолепной природой. Наш город уникален и очень интересен. Ребята, сегодня мы с вами рассматривали знакомые нам места, все они находятся в центре нашего города.  Город Свободный – это место, где мы с вами живём и растём, это наша маленькая Родина, место, где мы родились. В нашем городе есть и другие интересные места, которые находятся в других микрорайонах города. Суражевка, Северный городок с огромной стройкой ГПЗ (газоперерабатывающий завод), гелиевый завод и другие интересные места. На следующем нашем занятии, мы отправимся с вами в эти места.

Вы  все сегодня были молодцы! Вам понравилось наша сегодняшняя прогулка? (ответы детей). А какие места вам понравились больше всего? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско - патриотическое направление

«Только благодаря тому, что каждый учитель находится в постоянном духовном общении с детьми, имеет с ними общие интересы и увлечения – педагогический коллектив становится единой воспитательной...

Фото - отчет по мероприятиям гражданско-патриотической направленности

Фото - отчет  по мероприятиямгражданско-патриотической направленности  07.02.13 Участие в "Операции "Ветеран". выступление для ветеранов колледже «Ползунова»(Дни Сталинградс...

Программа по внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)«Юный краевед» для 1 класса.

Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел  учебног...

"Формирование толерантности посредством реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности в учреждении сферы молодежной политики"

"Толерантность означает уважение, принятие правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших  формсамовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантн...

Реализация проекта гражданско-патриотической направленности «Я - для России! Россия-для меня!»

Одним из приоритетов в современной системе образования и воспитания подрастающего поколения становится возрождение идей национальной культуры, гордости за свою Родину, формирование гражданского самосо...

Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната

Цель  данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности.  Ставятся задачи: формирование представлений о правах...