Дополнительная общеразвивающая программа "Шахматный клуб "Белая ладья"
рабочая программа (5 класс)

Пшеничников Олег Владиславович

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматный клуб «Белая ладья» предназначена для обучающихся 5-6-х классов и составлена на основе программы под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС и является программой физкультурно-спортивной  направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Dima\Pictures\солнышко.png

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОУ «Центр образования»                     от 31.08.2021 года № 246

Дополнительная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Шахматный клуб «Белая ладья»

(базовый уровень)

для обучающихся 5-6 классов  (11-12 лет)

срок реализации: 3 года

                                                                                              Разработчик программы:                                                                

                                                                                              Пшеничников О.В.,                                                                                                                                

                                                                                              педагог дополнительного образования

 

п.г.т. Пангоды

2021г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматный клуб «Белая ладья» предназначена для обучающихся 5-6-х классов и составлена на основе программы под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС и является программой физкультурно-спортивной  направленности.

Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности происходит через шахматную игру в спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе так же элементы науки и искусства, могут вырабатывать в обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него урок и способны создать у обучающихся сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая обучающимся много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что обучающиеся, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у них многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: "Разумом одерживать победу".

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ученика, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре вшахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят "упоение в борьбе", но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ученика позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся. Отличительной особенностью программы является: - поэтапное освоение обучающимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям; - методика индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности.

  1. Цели и задачи:

Цель программы:

- Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

1.Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

2.Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения,умения производить логические операции);

3.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у обучающихся проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, дотворческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив- идея -расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль ив дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ученик проделывает самостоятельно.

На        более        поздних        этапах        в        обучении        применяется        творческий        метод,        для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает каждому выработать свой собственный подход к игре.

Использование        этих        методов        предусматривает,        прежде        всего,        обеспечение самостоятельности в поисках решения самых разнообразных задач.

  1. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Шахматный клуб «Белая ладья»».

Организация и проведение занятий.

Занятия проводятся во вторую половину дня, по 2 часа 2 раза в неделю, длительность занятий – 45 мин. 144 часа в год. Набор обучающихся проводится в мае и до начала сентября. Программа рассчитана на три года обучения.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и  практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Новая тема занятия объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи. Теоретический материал дается вначале занятия в форме рассказа, беседы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися.

В условиях режима повышенной готовности, связанных с эпидемиологической ситуацией, дополнительная общеразвивающая программа будет реализовываться с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

При реализации дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий организовывается деятельность обучающихся с использованием:

- образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем;

- возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования обучающимися);

-  бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;

-  ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала "Моя школа в online");

- образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).

При реализации дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий необходимость и формы промежуточной, итоговой  аттестации и текущего контроля проводятся, в соответствии с календарным графиком.

Обучающимся рекомендуются различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах и соревнованиях для зачета в качестве результатов освоения образовательных программ.

Данные сведения о достижениях в освоении дополнительного образования, в том числе о выполненных проектных и творческих работах, победах в конкурсах используются для формирования портфолио обучающихся, на условиях их (или их родителей (законных представителей)) добровольного согласия на обработку персональных данных.

В рамках реализации дополнительной общеразвивающой программы будут организованы в дистанционном режиме:

- занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;

- творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;

- занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;

- спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные  дисциплины);

- просмотр с последующим обсуждением записей шахматных игр;

- общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций;

- дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов общего образования;

- оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;

Модель образовательного процесса дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий

Уровни образования

Начальное общее

Основное общее

Среднее общее

Структура занятия дополнительного образования

(поминутно)

Занятие – 30 минут

10-15 мин – работа в режиме онлайн

15-20 мин – самостоятельная работа

5 мин – подведение итогов в режиме онлайн  (включается педагог дополнительного образования)

Занятие – 30 минут

15-20 мин – работа в режиме онлайн

10-15 мин – самостоятельная работа

5 мин – подведение итогов в режиме онлайн  (включается педагог дополнительного образования)

Занятие – 30 минут

15-20 мин – работа в режиме онлайн

10-15 мин – самостоятельная работа

5 мин – подведение итогов в режиме онлайн  (включается педагог дополнительного образования)

Онлайн обучение

(видеосвязь учитель – обучающиеся класса)

Платформа Skype

Платформа Skype

Платформа Skype

Использование учебно-развивающего

материала ЦОП

Использование платформ: Учи.ру, РЭШ  и тд.

Использование платформ: Учи.ру, РЭШ, MakeTest,

Использование платформ: Учи.ру, РЭШ, MakeTest

Индивидуальная работа с детьми

Viber, WhatsApp, Google Duo

Реестр ссылок с полезной информацией для организации дополнительного образования обучающихся.

http://proint.narod.ru/index.htm        - статьи из старых шахматных журналов и многое другое

  • http://chess-practic.fatal.ru/-обзорыновыхшахматных материалов. Утилиты, шрифты, базы игр http://www.chess64.ru/- энциклопедия шахмат http://www.redstar.ru/chess.html- шахматный клуб «По коням!»

http://chessrating.narod.ru/-теоретические материалы, тесты для определения шахматной силы, шахматные программы, художественная литература, связанная с шахматами.

При снятии режима повышенной готовности, связанного с эпидемиологической ситуацией, дополнительные общеразвивающие программы будут реализовываться согласно учебного плана дополнительного образования и календарного графика на 2021-2022 учебный год, в обычном режиме.

3. Учебно-тематический план

Количество     часов

Формы аттестации контроля /

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Повторение и закрепление (34ч.)

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2

1

1

Само-взаимо контроль

2

Ходы фигур, взятие.

2

2

3

Рокировка.

2

2

4

Превращение пешки. Взятие на проходе.

2

2

5

Шах, мат, пат.

2

2

6

Начальное положение.

2

1

1

7

Игровая практика.

2

1

1

8

Шахматная нотация.

2

1

1

9

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

2

2

10

Обозначение шахматных фигур и терминов.

2

2

11

Запись начального положения.

2

2

12

Краткая и полная шахматная нотация

2

2

13

Запись шахматной партии

2

1

1

14

Ценность шахматных фигур.

2

1

1

15

Пример матования одинокого короля.

2

1

1

16

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала.

2

2

17

Практика матования одинокого короля (играв парах). Игровая практика с записью шахматной партии.

2

2

Основы дебюта (36ч.)

18

Двух и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

2

2

19

Решение задания “Мат в 1ход”. Игровая практика.

2

2

20

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

2

2

21

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика.

2

2

22

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

2

2

23

Решение заданий. Игровая практика

2

2

24

Как отражать скороспелый дебютный наскок противника

2

2

25

“Повторюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

2

2

26

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы.Гамбиты.

2

2

27

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”.

2

2

28

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

2

2

29

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

2

2

30

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

2

2

31

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

2

2

32

Решение заданий. Игровая практика.

2

2

33

Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

2

2

34

Игровая практика.

2

2

35

Повторение изученного о дебюте.

2

1

1

Основы миттельшпиля (60ч.)

36

Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

2

1

1

37

Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

2

2

38

Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах

2

2

39

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

2

2

40

Матовые комбинации (на мат в 3хода) и комбинации, ведущиек достижению материального перевеса.

2

2

41

Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

2

1

1

42

Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты

2

1

1

43

Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

2

1

1

44

Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

2

2

45

Решение заданий. Игровая практика.

2

2

46

Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

          2

2

47

Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика.

2

2

48

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

2

1

1

49

Игровая практика.

2

1

1

50

50

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

2

1

1

51

Решение заданий. Игровая практика.

2

2

52

Ферзь против слона. Ферзь против коня.Ладья противслона (простыеслучаи). Ладья противконя (простые случа).

2

2

53

Решение заданий. Игровая практика.

2

1

1

54

Матование двумя слонами (простые случаи).

2

1

1

55

Матование слоном и конем (простые случаи).

2

2

56

Решение заданий. Игровая практика.

2

2

57

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

2

2

58

Решение заданий. Игровая практика.

2

2

59

59

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке.Оппозиция. Решение заданий. Игровая практика.

2

2

60

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

2

2

61

Решение заданий. Игровая практика.

2

2

62

Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля.

2

2

63

Решение заданий .Игровая практика.

2

1

1

64

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

2

1

1

65

Решение заданий. Игровая практика.

2

1

1

Основы эндшпиля(4ч.)

66

Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

2

1

1

67

Игровая практика.

2

2

Повторение(6ч.)

68

Повторение программного материала.

2

1

1

69

Игровая практика.

2

2

70

Игровая практика.

2

2

Шахматный турнир(4ч.)

71

Участие в соревнованиях

2

2

72

Участие в соревнованиях.

2

2

Итого

Всего:

     144 часа

22

122

Содержание теоретического раздела программы

Курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Большое значение при изучении этого курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Особенность программы втом, что на первом году обучения ученик делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.

Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих учеников, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Занятия включают непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов, решением шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: "Ферзь против пешки", "Ферзь против короля" и др. занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

  1. Прогнозируемый результат

Результат. Освоить правила игры в шахматы, изучить основные понятия о тактике и стратегии. Обучить технике и приемам игры в шахматы.

100% обучающиеся - участники Шахматного спортивного клуба. Не менее 2% обучающихся -  победители и призеры шахматных турниров.

Формы проверки результатов освоения программы: внутришкольные соревнования «Шах и Мат», Турнир по шашкам  и шахматам среди  обучающихся п.Пангоды,         Спартакиада, посвященная памяти первого директора школы Г.П.Кунич, п.Пангоды. Сдача нормативов ГТО.

Формы проверки результатов освоения программы: участие в соревнованиях по шахматам, выбор физико-математического, технологического профилей.

По окончании обучения обучающиеся:

  1. Результаты обучения (предметные результаты)

- будут иметь представление об элементарных понятиях шахматной игры

- будут иметь знания о классификации дебютов;

- будут уметь: применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля

2. Результат воспитывающей деятельности

- будет создана положительно эмоционально окрашенная атмосфера в группе;

- будет воспитан волевой характер;

- будет воспитана целеустремлённость, трудолюбие.

3. Результат развивающей деятельности (личностные результаты):

- будут развиты: память, внимательность, мышление (наглядно-образное); волевые качества личности.

- будет сформирован самоконтроль.

Результаты образовательной деятельности:

Рост личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний иумение применять их на практике.

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ученика его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятсяв торжественной соревновательной обстановке.

5. Методическое обеспечение программы

1.     Методическое:

-разработка программы;

-анализ учебной деятельности;

-разработка учебных занятий, сценариев к массовым мероприятиям для детей школьного возраста;

- разработка и апробирование методических материалов по организации досуговой деятельности;

-поиск и разработка новых моделей по организации досуга.

2. Дидактическое:

- разработка и изготовление демонстрационного материала к занятиям по темам;

3. Материально-техническое:

магнитофон, компьютер;

демонстрационная доска

учебные столы и стулья

шахматные доски, шахматные часы

книги по шахматам для педагогов и детей

задачники для обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...