Формирование патриотизма через гагаринские уроки. Из опыта работы.
классный час (6 класс)

Федина Светлана Витальевна

Говоря о патриотизме в школе, мы отталкиваемся от определенных событий, фактов из жизни нашей страны и наших граждан. Одним из таких событий является полет человека в Космос и праздник День Космонавтики. В нашей школе проходят гагаринские уроки, учителя рассказывают о том, как связана наша область и город Куйбышев с космонавтикой и первым космонавтом Юрием Гагариным, ребята посещают музей Космонавтики при Аэрокосмическом Университете. В школе проходят выставки рисунков, на уроках физики и технологии ребята создают поделки и макеты космических кораблей, на уроках литературы обсуждают произведения писателей-фантастов о космосе, на уроках истории знакомятся с вкладом наших ученых и космонавтов в освоение космического пространства. Результатом длительного творческого процесса явилось создание баннера с рисунками на космическую тематику учащимися нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_neplyueva_fedina.docx355.07 КБ

Предварительный просмотр:

Неплюева Г.В., Федина С.В.

Формирование патриотизма через гагаринские уроки.

Из опыта работы.

Говоря о патриотизме в школе, мы отталкиваемся от определенных событий, фактов из жизни нашей страны и наших граждан. Одним из таких событий является полет человека в Космос и праздник День Космонавтики. В нашей школе проходят гагаринские уроки, учителя рассказывают о том, как связана наша область и город Куйбышев с космонавтикой и первым космонавтом Юрием Гагариным, ребята посещают музей Космонавтики при Аэрокосмическом Университете.

В школе проходят выставки рисунков, на уроках физики и технологии ребята создают поделки и макеты космических кораблей, на уроках литературы обсуждают произведения писателей-фантастов о космосе, на уроках истории знакомятся с вкладом наших ученых и космонавтов в освоение космического пространства.

Результатом длительного творческого процесса явилось создание баннера с рисунками на космическую тематику учащимися нашей школы.

Приложение:

 1. Фотографии выставки рисунков, выставки поделок на космическую тему

2.  Классный час для учащихся 6 класса. Гагаринский урок «Космос – это мы»

Тема: Гагаринский урок «Космос – это мы».

6 класс

Цели: познакомить детей с первооткрывателями космоса и с историей создания ракетной техники.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления о космосе и об освоении космического пространства, как исследуют космическое пространство и какое народно - хозяйственное значение имеют эти исследования

Воспитательные:

- воспитывать гордость за свою страну; за вклад земляков в ракетостроение, чувство любви к Родине

- развивать чувство сопереживания судьбе знаменитого соотечественника  

Развивающие: 

-  развивать умения анализировать, умение высказывать свои мысли вслух

План.

1.Организационный этап. Подготовка учащихся к работе.

Постановка общей цели.

12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики. Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса.

2. Постановка темы и задач урока.

   Тема нашего урока: "Космос – это мы. Гагаринский урок".

Мы поговорим, о том, кто стоял у истоков развития космонавтики, узнаем имена тех людей, которые прославили нашу страну. Вспомним некоторые научные факты и события, которые произошли за долгие годы исследования космического пространства.

             Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевёрнутой чашей, которая покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звёзд. 

           С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар.  А астрономы – это люди, которые наблюдают за космосом в телескоп, доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, и у Земли есть спутник Луна. 

Потом люди построили самолёты и стали летать в небе. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.

О покорении космоса мечтали писатели-фантасты, пытались теоретически обосновать возможность полета в космос ученые, кто они, первые пионеры космоса, как шло освоение космоса, для чего это надо человечеству? Вот об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке, а результатом урока будут ваши творческие проекты.

Кто из вас слышал фамилию Циолковский? Кто он? Без этого человека невозможно представить себе возникновение и развитие современной космонавтики. Наверное, он мог бы стать писателем - фантастом, если бы не точные расчеты, подтвержденные временем. Циолковский часто говорил: "Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдалённом будущем - дадут обществу горы хлеба и бездну могущества".

Константин Эдуардович Циолковский родился 9 сентября 1857 года в Рязанской губернии в семье лесничего. В возрасте 9 лет он почти лишился слуха. Глухота не позволяла ему продолжать учёбу в школе, и мальчик начал заниматься самостоятельно, пользуясь небольшой библиотекой своего отца. В тоже время у него пробуждается страсть к изобретательству. Родители, видя склонность сына к серьёзной самостоятельной работе, несомненный талант изобретателя и выдающиеся способности, отправили 16-тилетнего юношу в Москву, чтобы он мог продолжить своё самообразование. Тяжелая жизнь в Москве подорвала его здоровье. Пришлось возвратиться домой и заняться частными уроками, чтобы зарабатывать на жизнь. Наряду с преподаванием он продолжал заниматься изобретательством, научной и литературной работой. В1892 году Константин Эдуардович переехал в Калугу, где он провёл грандиозную (для одного человека) программу аэродинамических исследований и экспериментов. Странной и малопонятной казалась жизнь К.Э. Циолковского обывателям русских провинциальных городов Боровска и Калуги. В Боровске летом 1886г. Константин Эдуардович, увлечённый идеями воздухоплавания, построил большую летающую птицу - ястреба с размахом крыльев около70 см. Дети и взрослые толпой шли глядеть, как Циолковский запустил на улице своего ястреба. Ночью Циолковский заставлял летать ястреба с фонарём. Обыватели видели движущуюся звезду и спорили: "Что это: звезда, или чудак учитель пускает свою птицу с огнём, а 17 августа 1933 г. в воздух поднялась первая ракета на жидком топливе. Одним из учеников и последователей Циолковского был Сергей Павлович Королёв (1907-1966г), человек, сумевший разработать и  организовать запуск искусственного спутника Земли  4 октября 1957 года, полёт которого над нашей планетой ознаменовал начало освоения космоса, первый полет человека в космос..

 Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли. Под руководством Королёва были созданы искусственные спутники Земли серий "Электрон", "Молния", "Космос", первые экземпляры межпланетных разведчиков серии "Зонд".

12 апреля1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом   корабле     "Восток" стартовал с космодрома " Байконур" и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном пространстве продлился 108 минут.

Ю.А. Гагарин записал в своём дневнике: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.»

Сегодня "космонавт" - это профессия. Если в первые годы народ пристально следил за каждым полётом, то теперь это считается обычной работой, на космической станции люди работают долгие месяцы целыми группами 3-5 космонавтов, среди них есть женщины. Большое место в космических исследованиях занимает работа по международной программе. В годы существования СССР в космосе побывали представители почти всех социалистических стран мира, а также Индии, Монголии, Кореи, Сирии и других стран.

12 апреля 1961 года первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звездных просторах.

В первом же интервью после приземления Юрий Алексеевич сказал: "Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке,   занимающейся  завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть Марс: полететь на Луну"

Первого космонавта планета запомнила обаятельным, с открытой улыбкой. Его знали все. И все увидели в нем родного и близкого человека!

Антуан Сент Экзюпери в своей сказке о маленьком принце, словами своего героя сказал, что, если звезды загораются, значит это кому-то надо. Давайте задумаемся, зачем человечеству нужно знать космос. что дает ему освоение Космоса.

Полёт Гагарина открыл дверь во Вселенную. Те 180 минут стали поворотным пунктом в истории. Имя Гагарина стало легендой, символом героизма во имя науки и прогресса и останется бессмертным в истории человечества, в истории Земли, которую он с любовью называл «Голубой Планетой"

         В современном мире космонавтика рассматривается как обыденное явление. Мы уже не удивляемся тому, что большее количество процессов не обходится без участия спутников. Это и мобильная связь, и телевизионный сигнал, и прогнозирование погоды, и спутниковые фотографии. Спутниковой системой определения местоположения (GPS-навигация, спутниковая система навигации) успешно пользуются моряки, пилоты, автомобилисты, шахтеры, туристы.

Международная космическая станция породила множество медицинских инноваций, которые нашли применение на Земле, например, способ доставки противораковых лекарств непосредственно к опухоли; устройство, которое позволяет медсестре проводить УЗИ и передавать результаты врачу за тысячи километров.

Современная космонавтика помогает нам наблюдать и бороться с насущными проблемами на Земле, от лесных пожаров и разливов нефти до истощения водоносных горизонтов, которые нужны людям для снабжения питьевой водой.

         В заключение урока хочется сказать, что Космос - это наше будущее, которое, как и нашу планету надо изучать и оберегать. Возможно, кто-то из вас в будущем свяжет свою профессию с космосом, а сегодня мы попробуем выразить свое видение Космоса в рисунках, поделках, фантастических историях. Вы можете поискать материал о вкладе нашей области в развитие космонавтики, поищите фотографии Юрия Гагарина на куйбышевской земле, познакомьтесь с биографией космонавтов - наших земляков.

Тему космоса ребята приняли широко и серьезно. Ни на одном рисунке, созданной ребенком, не было межзвездных войн. Наоборот, все работы дышат оптимизмом, верой в добро и красоту. Композиции интересны. Это и стыковка сложного комплекса, сложные психологические моменты: первые мгновения встречи с инопланетянами, собирательный образ Самары космической (Рис.1,2,3).

Итогом мероприятия являются: выставка поделок и рисунков (Рис.4,5). Из сборного материала создается баннер, располагающийся на стене в лестничном проеме (Рис.6).

                       

Рис.1  Товпыга А.               Рис.2   Савостьянова  В.           Рис.3  Соколова А.

Рис.4  Поделки                Рис.5    Выставка рисунков                Рис.6    Баннер

           

           Радостно сознавать, что тема Космоса ребятам чрезвычайно интересна. Они расширили свои знания, ощутили гордость и уважение к своим соотечественникам, которые проложили дорогу в космос. Учащиеся придумывают своеобразные решения, творчески подходят к раскрытию необычных идей через внеклассные мероприятия, проекты, рисунки и др. Ведь космос по сути своей неисчерпаем, его философия бесконечна. Чем больше раскрепощается фантазия, тем интереснее жить и работать. Ведь в центре всех исследований – человек, во имя его и осуществляются космические полеты.

Литература:        

  1. Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. 1857-1935. – М.: Наука, 1987.
  2. Романов А., Лебедев Л., Лукьянов Б.   Сыны голубой планеты, 1961-1980  - 3-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1981.
  3. Столярж Б. Знаете, каким он парнем был...: док. повесть / - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Физкультура и Спорт, 2004 (ПИК ВИНИТИ).
  4. Обухова Л. Любимец века – М.: Молодая гвардия, 1979.
  5. Статья из газеты "Аргументы и факты"(04.04.1987) Космос для народного хозяйства открыл новые горизонты, которых раньше у нас не было. Орбиты "Главкосмоса"(корреспондент И. Попадьин беседует с начальником Главкосмоса СССР А. И. ДУНАЕВЫМ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...