Права и обязанности детей
материал

Менякина Валентина Александровна

Обобщить знания детей об основных правах ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_o_obyazannosti_detey.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Права и обязанности детей.

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.

Задачи: 

  • Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
  •  Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав.
  •  Воспитывать уважение к правам других людей.
  •  Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ход занятия:

1.Вступительное слово.

Воспитатель:  Добрый день, дорогие ребята. Наше занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу. 

     Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но приятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И в ответ улыбку зажечь.

    В ходе занятия мы разберемся, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2.Сказка «Можно и  Нельзя».

     Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

   Появилось два государства: Можно и  Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

   В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

    Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

    В городах и сёлах бывшего государства  Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство  Законию.  В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы? ( Жители стали жить по законам).

Воспитатель: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. И сейчас ребята расскажут, что такое закон.

(Выступают заранее подготовленные дети)

Толкование слов из энциклопедии

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

Воспитатель: Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

- А как вы думаете, а есть ли какие-нибудь права у детей?(ответы детей)

- Есть. И они записаны в декларации прав ребёнка. И сейчас я познакомлю вас с основными правами детей.

3. Игра «Имена».

   Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.

 Интерактивная беседа «Право на имя».

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

4. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах» 

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

   К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

   Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

   Какие же права есть у всех детей мира? Я вам раздам карточки, где

  записаны права. Нужно зачитать записи.

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
  • Право свободно выражать свое мнение
  • Право на достаточное питание и достаточное количество воды 
  • Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

5. Викторина,  «Какие права литературных героев нарушены».

- В каких сказках нарушено право неприкосновенность жилища?

(Варианты: «Петушок – золотой гребешок»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»).

- Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их прав на неприкосновенность жилища?

(Варианты: Чипполино; зайчик; герои сказки «Теремок»).

- У какой героини нарушено право на отдых и досуг? 

(Варианты: Настенька из сказки «Морозко»; Дюймовочка; Золушка).

- Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребенком? 

(Варианты: сказка «12 месяцев»; «Сказка о мертвой царевне»; «Золушка»).

6. Обязанности детей.

Воспитатель: Защищая свои права, ты всегда должен помнить о своих обязанностях. Кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед взрослыми,  друзьями,  обществом в целом. И перед воспитателями и учителями детского дома-школы. Последние прописаны в таком документе, как «Устав  детского дома- школы». Что такое устав детского дома-школы? Устав детского дома-школы – это документ, в котором прописаны права и обязанности воспитанников.

-Как вы понимаете, что такое обязанности?

- Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».

 -Какие же у вас есть обязанности? Давайте вспомним некоторые из них.


1. Выполнять требования Устава и внутреннего распорядка детского дома-школы.

2. Вовремя приходить на занятия и соблюдать правила поведения в школе 

3. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

4. Уважать права одноклассников, других учащихся и работников детского дома-школы.

5. Бережно относиться к школьному имуществу.

6.Соблюдать правила поведения в детском доме и в общественных местах.

7.Вести активный образ жизни, участвовать в школьных и семейных мероприятиях.

7. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

   У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А  пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Ситуация 2. 

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Ситуация  3. 

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

Ситуация  4. 

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  • Нужно знать свои права.
  • Нужно уважать права других людей.
  • Нельзя забывать об обязанностях

Запомните: важно не только знать свои права и обязанности, важно ещё их соблюдать. Только, если мы все будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.

8. Итог занятия.

-Ребята, что нового сегодня  вы узнали?       

 

     Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми, послушными учениками и воспитанниками своего детского дома-школы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности детей

Права и обязанности детей и их родителей...

элективный курс в 9 классе "Права и обязанности детей"

данная рабочая программа предназначена для 9 класса общеобразовательной школы...

Ваше права и обязанности, дети.

Открытое мероприятие по правам ребенка...

Внеклассное занятие : ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Цель: продолжать знакомить детей с правами человека ребенкаЗадачи:- Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;- Воспит...

Классный час "Права и обязанности детей"

Тема: Права и обязанности детей.Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицатель...

Классный ча "Права и обязанности детей"

Цель: - дать детям первоначальные правовые знания.; ...