Программа дополнительного образования "Лучик"
рабочая программа

Гаврилова Надежда Ивановна

Образовательная программа «Лучик» является авторской программой дополнительного образования детей культурологической направленности. Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАОУ «СШ№2 г.Валдай» и рекомендована к использованию.

Необходимость её создания продиктована современным обществом, в котором особо остро стоит проблема воспитания нового высоконравственного человека, испытывающего чувство причастности к истории своей Родины, чувство ответственности за ее судьбу и свои поступки, чувство глубокого уважения к людям. Такая причастность и ответственность формируются только в результате глубокого, предметного и вдумчивого знакомства с историей и культурой своего края в единстве и целостности с изучением главных ценностных установок (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и т.д.).

Таким образом, данная программа дополнительного образования направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начального и среднего звена, в ходе которого осуществляется процесс превращения базовых ценностей в личные ценностные смыслы и ориентиры. Для этого необходимо вовлечь ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности и определения собственного отношения к ней, что возможно только на практике.

 

Актуальность и новизна программы

 

В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений духовно-нравственного воспитания, в том числе в сотрудничестве с социальными партнерами школ. Родители и учителя – проводники ребенка в мир взрослой жизни – обеспокоены снижением уровня воспитанности детей, часто говорят об утрате ими нравственного стержня, о расшатывании нравственных устоев, о насущной потребности перемен. Причины падения нравственности детей, подростков и молодёжи связываются в сознании взрослых людей с общественно-политической ситуацией в обществе, влиянием СМИ и западного мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Средняя школа №2

г. Валдай»

175400  г. Валдай Новгородской области, ул.Труда д.63А

тел.881666 20502

УТВЕРЖДАЮ

директор МАОУ «СШ№2 г.Валдай»

                 

«30» августа 2021 г.

                        

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Лучик»

срок реализации – 2 года

возраст обучающихся 10 – 11 лет

                                                           Автор программы:

                                                 Гаврилова Надежда Ивановна,

                                                 учитель русского языка и литературы

                                                 муниципального автономного

                                                 общеобразовательного учреждения

                                                 «Средняя школа №2

                                                 г.Валдай»

Валдай

2021

Пояснительная записка

Образовательная программа «Лучик» является авторской программой дополнительного образования детей культурологической направленности. Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАОУ «СШ№2 г.Валдай» и рекомендована к использованию.

Необходимость её создания продиктована современным обществом, в котором особо остро стоит проблема воспитания нового высоконравственного человека, испытывающего чувство причастности к истории своей Родины, чувство ответственности за ее судьбу и свои поступки, чувство глубокого уважения к людям. Такая причастность и ответственность формируются только в результате глубокого, предметного и вдумчивого знакомства с историей и культурой своего края в единстве и целостности с изучением главных ценностных установок (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и т.д.).

Таким образом, данная программа дополнительного образования направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начального и среднего звена, в ходе которого осуществляется процесс превращения базовых ценностей в личные ценностные смыслы и ориентиры. Для этого необходимо вовлечь ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности и определения собственного отношения к ней, что возможно только на практике.  

Актуальность и новизна программы

В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений духовно-нравственного воспитания, в том числе в сотрудничестве с социальными партнерами школ. Родители и учителя – проводники ребенка в мир взрослой жизни – обеспокоены снижением уровня воспитанности детей, часто говорят об утрате ими нравственного стержня, о расшатывании нравственных устоев, о насущной потребности перемен. Причины падения нравственности детей, подростков и молодёжи связываются в сознании взрослых людей с общественно-политической ситуацией в обществе, влиянием СМИ и западного мира.  

Актуальность предлагаемой образовательной программы также определяется запросом со стороны родителей учащихся 4-5 классов, более 2/3 которых желают, чтобы их дети были знакомы с достопримечательностями и святынями Валдая, проявляли уважительное отношение к прошлому малой Родины.

Новизна дополнительной образовательной программы «Лучик» заключается в организации эффективного взаимодействия школы и других субъектов социализации – социальных партнеров – в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Впервые в рамках предлагаемой программы используется опыт сотрудничества с главной православной святыней Валдая – Иверским Святоозерским Богородицким мужским монастырём, на территории которого происходит «погружение» учащихся в историческое и культурное прошлое и настоящее родного края.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации решается сложнейшая психолого-педагогическая задача – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка посредством ознакомления с историей, культурными традициями и святынями своего родного края. Предлагаемая программа позволяет педагогу дополнительного образования развивать нравственное самосознание учащихся, укреплять их духовное здоровье, формировать позитивное отношение к жизни, прививать чувство доверия к людям и обществу.

Цель программы

Воспитание духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей историческими знаниями и желающей участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.

Задачи программы

  • создание ситуаций соприкосновения с историческим и культурным миром через знакомство учащихся с архитектурными особенностями православного монастыря и храмов, произведениями православной книжности, иконописи, этики;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;
  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • формирование ценностного отношения к семье;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Отличительные особенности программы

Данная программа дополняет курс «Основы православной культуры и светской этики», не повторяя ее. Отличительная особенность методической разработки заключается в эффективном использовании в процессе организации занятий возможностей социума, в том числе демонстрация архитектурных особенностей, архивных материалов Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, организация занятий на его базе, а также на базе музея колоколов, Валдайского национального парка.

Методическая разработка практически значима, реализует системно-деятельностный и культурологический подходы. В рамках Соглашения о сотрудничестве комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области и Новгородской Митрополии Русской Православной Церкви в образовательной и культурно-просветительской деятельности от 11 мая 2012 года данная программа отражает характер продуктивного социального партнерства в воспитании детей.

Данная программа может быть рекомендована для использования педагогами, организующими внеурочную деятельность учащихся, педагогами дополнительного образования.

Принципы педагогического процесса

  • принцип добровольности;
  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип гуманизма.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 10 – 11 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 288 часов, включая посещение экскурсий.

Режим занятий

Занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).

Форма занятий

Занятия проводятся в групповой форме.

Беседы: изложение и обсуждение теоретических сведений, которые иллюстрируются примерами, наглядными пособиями, презентациями.

Выездные занятия: путешествия по историческим и памятным местам, экскурсии.

Встречи со священнослужителями.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

В ходе реализации программы организуются выставки рисунков и поделок учащихся. Программа завершается итоговым праздничным концертом для родителей.

Ожидаемые результаты обучения

Критерии

Показатели

1. Отношение к изучению истории Иверского монастыря

1.1. Учащиеся активны в деятельности на занятиях.

1.2. Учащиеся задают много вопросов.

2. Удовлетворенность учащихся и родителей занятиями

2.1. Учащиеся и их родители удовлетворены содержанием и формами занятий

2.2. Учащиеся и их родители удовлетворены характером взаимоотношений.

3. Умение различать хорошие и плохие поступки

3. Учащиеся правильно оценивают свои действия и поведение одноклассников, соблюдают правила поведения на занятиях

4. Сформированность моральных норм и правил поведения

4. Учащиеся знают основные моральные нормы и правила поведения

5. Ценностное отношение к семье, старшему поколению

5. Учащиеся имеют ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Валдай. Исторические сведения

10

5

-

5

2.

История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря  

20

20

-

-

3.

Колокола Иверского монастыря, XVII век

50

40

-

10

4.

Схема монастыря

60

30

-

30

5.

Что узнали об Иверском монастыре? Тест.

4

2

2

-

ИТОГО

144

97

2

45

Содержание 1 года обучения

1. Валдай. Исторические сведения (10 часов)

Легенды старого Валдая.

Происхождение названия города. «Преданья старины далекой». Легенды, мифы.

Экскурсия в Музей Уездного города.

2. История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря (20 часов)

История иконы «Иверская икона Божией Матери» (вход в монастырь).

Надвратная церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси,1879г. Иверская икона Божией Матери.

Собор в Честь Иверской иконы Божией Матери (1655 – 1656 г.).

Правила поведения в Храме.

3. Колокола Иверского монастыря, XVII век (50 часов)

Наместнический корпус и колокольня.

Слушание колокольного звона на площадке расположения колоколов.

Колокольное дело на Валдае.

Музей колоколов.

Троицкий Собор и колокольня.

4.Схема монастыря (60 часов)

Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила (1683 – 1685 г.).

Монастырское кладбище.

Монастырская стена.

Церковь Богоявление с трапезною палатою (1657 – 1659 г.).    

История монастырской типографии.

Настоятельский корпус с домовой церковью, XVII век.

Окно Настоятельского корпуса с изразцами.

Церковь святого праведного Иакова Боровического с больничными келиями и трапезной палатой (1702 г.).

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Культура общения

9

9

-

-

2.

Общечеловеческие нормы нравственности

10

10

-

-

3.

Искусство и нравственность

8

8

-

-

4.

Мир, в котором я живу. Цель Христианской жизни.

10

10

-

-

5.

Слово

6

6

-

-

6.

Образ

6

6

-

-

7.

Книга

9

9

-

-

8.

Труд души

9

9

-

-

9.

Вера

9

9

-

-

10.

Надежда

8

8

-

-

11.

Любовь

9

9

-

-

12.

Родные образы

16

16

-

-

13.

Знакомство с православными молитвами

10

10

-

-

14.

Посещение Храмов

15

-

-

15

15.

Особенности церковных песнопений.

5

-

-

5

16.

Встречи со священнослужителями

5

-

-

5

ИТОГО

144

119

-

25

Содержание 2 года обучения

1. Культура общения (9 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. В мире мудрых мыслей. Ценность жизни человека. Назначение человека в этом мире.

2. Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)

Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

3. Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность.

4. Мир, в котором я живу (10 часов)

Семья. Школа. Класс. Мир вокруг нас. Мир, в котором мы живем, ‒ мир людей. Красота мира. Красота человека – духовная (внутренняя) и внешняя.

5. Слово (10 часов)

Первое слово – исток речи. Общение через слово. Драгоценный дар Слова. Слово как ценность. Мир – глубина смысла в русском языке. Святое слово несет веру, надежду, любовь. Бережное отношение к слову. Родина – святое слово для каждого. Какие слова являются святыми для вас?

6. Образ (5 часов)

ПЕРВЫЙ ОБРАЗ – исток видимого.

Образ матери. Образ отца. Благодатный образ. Образ Родины.

Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность. Духовный образ человека. Образ человека и его имя. Образование – путь по достижению Образа человека.

7. Книга (6 часов)

КНИГА – семья Слова и Образа. Как Книга передает Слово и Образ? Согласие Слова и Образа. Любимая Книга. Любимые Образы и Слова.

Живое Слово Книги. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание. Любимые стихи и сказки.

8. Труд души (9 часов)

Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово священной книги Библии. Чистота слов и речи.

Смысл праздника. Почему праздник называют «труд души». Главные праздники года. Праздники моего народа. Православные праздники. Народные игры.

Почему храм не похож на обычное здание. Строение Храма. Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. Храм в душе человека. Дорога к Храму.

9. Вера (9 часов)

Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

10. Надежда (8 часов)

Стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают.

Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).

11. Любовь (9 часов)

Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.

Внутренняя духовная близость людей. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев, там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.

Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

12. Родные образы (16 часов)

Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в народной культуре и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их виды.

13. Знакомство с православными молитвами (10 часов)

14. Посещение Храмов (15 часов)

15. Особенности церковных песнопений (5 часов)

16. Встречи со священнослужителями (5 часов)

Методическое обеспечение программы

  • методические разработки занятий к темам: «Валдай. Исторические сведения», «История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря», «Колокола Иверского монастыря, XVII век»;
  • методическая разработка родительского собрания «Результативность усвоения программы»;
  • учебно-методические комплекты, пособия. Сост. Метлик И.В. Электронный ресурс: http://www.pafnuty-abbey.ru/news/232;
  • Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010;
  • Библия в пересказе для детей. - М.: Библейское общество, 1997;
  • Киреева Н. История рождественской елочки. - М., 1998.

Дидактическое обеспечение программы

  • рабочие тетради;
  • карты-схемы монастыря;
  • фотографии;
  • архивные материалы.

Ресурсное обеспечение программы

  • материалы: альбом для рисования, краски, цветные карандаши;
  • кабинет для занятий.

Литература для педагога

  1. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Сост. протоиерей Серафим Слободской. Издательство «Сатисъ», 2009. – 475 с.
  2. Закон РФ «Об образовании». Электронный ресурс: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/9/
  3. Конституция Российской Федерации. Электронный ресурс: http://zakonprost.ru/konstitucija-rf/
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. – 2009. – № 17. Электронный ресурс: www.vestnik.edu.ru/proect.html
  5. Основы религиозных культур и светской этики. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. Российская газета. Электронный ресурс: http://www.rg.ru   
  7. Усольцев А.И. Правовые обоснования преподавания основ Православия как обязательного предмета в образовательных учреждениях России. Электронный ресурс: http://www.r-komitet.ru

Литература для учащихся

  1. Библия в пересказе для детей. – М.: Библейское общество, 1997.
  2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. – М., 1999.
  3. Киреева Н. История рождественской елочки. – М., 1998.
  4. Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). – М., 2001.
  5. Православный мир. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...